Разработка рекреационного маршрута. Курсовая работа (проект)
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Разработка рекреационного маршрута.»
по дисциплине: «Теория и практика спортивного и рекреационного туризма»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Разработка рекреационного маршрута.
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и практика спортивного и рекреационного туризма
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
Глава 1. Состояние туристко – рекреационной отрасли на современном этапе
1.1. Развитие туризма в Беларуси
1.2 Проблема и перспектива развития туризма в Беларуси
Глава 2. Разработка туристко – экскурсионной программы в минской области
2.1. Культурно - исторический и рекреационный потенциал минской области
2.2 технология подготовки к походу
Глава 3. Технология проектирования маршрута рекриационно познавательного тура по Минской области
3.1. Разработка тура
3.2 Оценка качества маршрута рекреационного-познавательного похода
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Развитие туризма имеет большое значение для Республики Беларусь в целом. Туризм является дополнительным источником привлечения денежных средств в бюджетную систему страны, средством повышения занятости и качества жизни населения, основой для развития социокультурной среды. Безусловно, Республика обладает богатым туристско - рекреационным потенциалом. Разнообразие ландшафтов, наличие уникальных экосистем, памятников природы, истории и культуры, разнообразный спектр ресурсов туризма позволяют развивать все виды активного, природно - ориентированного и культурно-познавательного отдыха, формировать собственный туристический продукт и представлять его как для населения страны (потребители внутреннего рынка), так и для многочисленных граждан зарубежных туристов.
Однако низкие темпы развития туристической сферы не позволяют использовать природный и культурно-исторический потенциал Беларуси в полной мере. Это обуславливает необходимость осуществления активных, целенаправленных и эффективных действий по развитию сферы туризма, обеспечению качества и доступности услуг в этой сфере, повышению конкурентоспособности туристической отрасли.
Цель: разработать маршрут туристской тропы на территории Клецкой области «Дорогами войны».
Задачи:
1. Изучить развитие туризма в Беларуси.
2. Описать проблемы и перспективы развития туризма в Беларуси.
3. Охарактеризовать культурно - исторический и рекреационный потенциал Минской области.
4. Разработать маршрут тропы.
Объект исследования: рекреационный потенциал Минской области.
Предмет исследования: туристский маршрут.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет-источников.
Теоретическая и практическая значимость: обобщенный анализ литературы по основным понятиям данной темы и интернет-источников по статистическим данным дает краткий отчет, который можно использовать педагогам как лекционный материал, а разработанный маршрут можно включить в программу обязательной практики студентов.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКО – РЕКРЕАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Развитие туризма в Беларуси
Развитие туризма в Беларуси является бесспорно важным фактором формирования конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке услуг, а также усиления престижа страны как в глазах мирового сообщества, так и граждан страны. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2017 год численность иностранных граждан, посетивших страну (без учета граждан, пересекавших российско-белорусский участок границы и без учета прибывших и выехавших на постоянное место жительства), составила 4,3 млн человек [21].
Данный показатель на 8,7 % меньше, чем в 2005 году, - © ПУЕТ - 55 однако за последний год продемонстрирован рост на 3,5 %, что связано в большой степени с мерами, принимаемыми государством с целью активизации развития туристической отрасли. В частности, в 2017 г. гражданам из 80 стран на законодательном уровне была предоставлена возможность для посещения страны в формате безвизового режима сроком на 5 дней через Национальный аэропорт г. Минска.
В настоящее время государством продолжается деятельность по либерализации миграционного законодательства относительно более длительного пребывания в стране иностранных граждан без регистрации. Численность выехавших за рубеж белорусских граждан в 2017 г. составила 8,4 млн чел. и увеличилась по сравнению с 2016 годом на 21,0 %, за последние 12 лет прирост составил 27,3 % (таблица 1). Таблица 1 – Совокупный поток граждан, въехавщих в Республику Беларусь и выехавших из Республики Беларусь за 2005–2017 гг. Тыс. чел. 2017 г. в % к 2005 г. 2017 г. в % к 2016 г. 2005 г. 2016 г. 2017 г [21].
Республику Беларусь ежегодно посещают граждане около 170 стран. Услуги в области организованного туризма в стране на начало 2018 года оказывали 1 444 организации. Структура организованных туристических потоков за ряд лет существенно не меняется. В общем числе обслуженных лиц доля туристов, организованно выезжавших из страны, также преобладает над посетившими республику. В 2017 году на 100 прибывших иностранных туристов приходилось 228 белорусских граждан, выезжавших за 56 - рубеж; в 2017 году этот показатель составил 257 чел. При этом численность туристов, организованно выезжающих из республики, за прошедший год увеличилась на 231,8 тыс. чел., численность въехавших иностранных граждан увеличилась на 65,3 тыс. чел. [21].
Для активного привлечения в Республику Беларусь иностранных туристов необходимо не только рационально использовать национальные объекты историко-культурного и природного наследия, но и создавать и развивать объекты инфраструктуры туризма на территории страны, привлекать иностранные инвестиции в сферу туризма.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТУРИСТКО – ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ В МИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Культурно - исторический и рекреационный потенциал Минской области
Культурно-исторический потенциал – часть туристско-рекреационного потенциала территории, который наряду с природно-ресурсным является одной из главных предпосылок развития туристско-рекреационной сферы в регионе. Важнейшей составляющей культурно-исторического потенциала является историко - культурное наследие Республики Беларусь. Это совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко - культурных ценностях.
Памятники истории и культуры и окружающий их ландшафт являются национальным достоянием Беларуси. Историко-культурные ценности – это наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в установленном законом порядке.
Таким образом, историко-культурной ценностью (памятником) признаются объекты, обладающие совокупностью двух признаков: культурной значимостью и юридическим признанием в таком качестве посредством включения в охранный реестр – Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Компоненты, включенные в термин «историко-культурные ценности», входят в понятие «историко-культурное наследие».
Памятники как вид историко-культурной ценности – это количественно ограниченные и неповторимые конкретные материальные объекты, предметы, коллекции (светские и конфессиональные, движимые и недвижимые, в единственном числе и комплексе), а также места их сосредоточения (сохранения и экспонирования) и нематериальные проявления человеческого творчества (духовные ценности, обычаи, традиции, обряды, этнография, фольклор, диалекты, ремесла, промыслы, топонимика, геральдика), представляющие интерес для культуры, искусства, науки и вследствие этого подлежащие сохранению, изучению, восстановлению и популяризации (экспонированию).
По состоянию на 1 января 2017 года в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь состоит на учете 5373 историко-культурных ценностей, т.е. 221 памятников. Среди них 2347 – памятники археологии, 1759 – архитектуры, 1192 – истории, 60 – искусства.
На территории Минской области вместе с Минском расположено 1035 объектов историко - культурного наследия, при этом в Минске из них расположено 380 единиц. По наличию объектов историко-культурной ценности Минская область вместе с Минском занимает второе место.
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАРШРУТА РЕКРИАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА ПО МИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Разработка тура
В результате исследования был разработан двухдневный маршрут
туристской тропы с целью отражения красоты и привлекательности данной
территории.
Нами был использован системный подход, который позволяет учесть как природно-исторические особенности местности, так и специфику
сложившегося рекреационного использования и построить просветительскую
деятельность на данной территории наиболее рационально.
Мы основывались на анализе туристско-рекреационного потенциала и
современного состояния территории, а также существующих и перспективных рекреационных потоков.
При выборе маршрута были учтены живописность данной местности, уникальные природные объекты и природные достопримечательности.
При этом мы опирались на принципы привлекательности, доступности и
информативности.
Была разработана нитка маршрута: Клецк - урочище Старина - д.Заболотки - д.Руда - д.Голынка - д.Машуки - Клецк.
Длительность – 2 дня.
Протяженность – 40 км.
Размещение и ночевка в палаточном лагере.
Примерная программа:
1-й день
приезд на станцию «Клецк»
подготовка туристов к прохождению тропы
движение до Музея истории Клетчины, г. Клецк»
движение до Усадебно-парковый комплекс «Радивилломонты». Памятник архитектуры XVIII в. Клецкий район, д.Красная звезда
движение до Почтовой станции. Памятник архитектуры XIX в. Клецкий район, д.Синявка
размещение палаточного лагеря в д. Синявка,
обед
движение до Усадебно-паркового комплекса в д. Туча. Памятник архитектуры XIX в. Клецкий район»
возвращение в лагерь,
свободное время
ужин
2-й день
завтрак, сборы
движение до «Голынковской церкови Св. Петра и Павла».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информацию об окружающем мире можно почерпнуть из многих источников, таких как книги, телевидение и интернет, но ничто не заменит личного знакомства с изучаемым объектом. Народная мудрость гласит – “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”; именно этому стремлению и служит рекреационный туризм.
Данный вид путешествий способствует удовлетворению многих человеческих потребностей, таких как познание, движение, общение и даже оздоровление. В ходе экскурсии человек не только отдыхает, но и растёт духовно, приобретает новые знания, получает возможность вживую соприкоснуться с историко-культурным наследием своей или чужой страны.
Объектами интереса могут служить как памятники архитектуры, искусства и литературы, так и места, связанные с деятельностью исторических личностей, история, религия, наука, народные промыслы, кухня, быт.
Для привлечения на территорию нашей страны иностранных клиентов крайне необходимо проведение политики по развитию рекреационного туризма.
По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:
Сущность экскурсионного туризма заключается в путешествиях с целью посещения определённых объектов интереса. В ходе экскурсии турист посещает всевозможные достопримечательности, природные и архитектурные памятники, знакомится с историей, культурой, бытом той или иной страны. Целью данного вида туризма является расширение кругозора отдыхающего, приобретение свежих впечатлений, проведение полезного и увлекательного досуга. Значимость экскурсионно-познавательного туризма характеризуется его практической полезностью для государства, поскольку является относительно дешёвым и доступным способом привлечения туристской клиентуры на территорию страны, что положительно влияет на уровень доходов и благосостояние нации, способствует укреплению международных отношений и культурному обмену.
Особенность рекреационного туризма состоит в его тесной связи с культурно-историческим потенциалом, привлекательностью тех или иных объектов интереса, без которых невозможно привлечение туристской клиентуры. Экскурсии отличаются большим разнообразием форм проведения, могут быть ориентированы на различные слои населения, и сильно отличаются друг от друга по содержанию.
Тем не менее, основой любой экскурсии является сочетание показа и рассказа, синтезируемого опытным гидом-экскурсоводом, способным одинаково коротко и ёмко изложить сопутствующий материал. Немаловажными аспектами в этом деле являются подготовка высококвалифицированного обслуживающего персонала, выбор наиболее привлекательных объектов показа и качественная проработка маршрута экскурсии.
1. Абухба, Г.В. Рекреационно-туристическая деятельность как фактор регионального развития / Г. В. Абухба // Социология власти. - 2011. - № 7.- С.151-158
2. Боголюбова, С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Боголюбова. - Москва : Академия, 2009. - 256 с
3. География туризма: учеб. пособие для сред. проф. образования по спец. «Туризм» / М. В. Асташкина, О. Н. Козырева [и др.]. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 429 с
4. Гриц, А. А. Особенности рекреационного освоения Камчатки / А. А. Гриц // Проблемы региональной экологии. - 2013. - № 1 (январь-февраль).- С.164-168
5. Дзилихова, А. А. Туристско-рекреационный потенциал как фактор экономического развития регионов России / А. А. Дзилихова // Труд и социальные отношения. - 2014. - № 3.- С.42-50
6. Егорова, Е. Н. Методика оценки природного туристско - рекреационного потенциала региона / Е. Н. Егорова, О. В. Мотрич // Региональная экономика. - 2010. - № 43.- С.49-56.
7. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма: справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 363 с
8. Ильина, Е.Н. Основы туристической деятельности: учебник / Е.Н. Ильина. - М.: Академия, 2007. – 434 с
9. Капилевич, Л. В. Рекреационно-оздоровительный и экскурсионный потенциал велосипедных городских прогулок / Л. В. Капилевич, Ю. А. Карвунис // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 370 (май).- С.140-143
10. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 320 с
11. Кетова, Н. П. Формирование и реализация регионального туристского продукта на рынке рекреационно-оздоровительных услуг: маркетинговый подход / Н. П. Кетова, Е. В. Онищенко, В. Н. Шарафутдинов. - Ростов-на-Дону : Содействие - XXI век, 2011. - 287 с
12. Кичанов, М. Дивиденды от природы / М. Кичанов // Эксперт-Сибирь. - 2014. - № 28/32.- С.10-17
13. Кусков, А. С. Рекреационная география : учебно-методический комплекс: учебно-методическое пособие / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт
[МПСИ], 2005. - 493 с
14. Лось, М. А. Природный туристско-рекреационный потенциал ландшафтно-экологической среды: особенности его оценки и рационального использования / М. А. Лось // Географический вестник. - 2013. - № 2.- С.104-
109
15. Нездойминов, С. Г. Современные тенденции развития лечебно оздоровительного туризма в Украине / С.Г. Нездойминов // Туризм: право и экономика. - 2014. - № 2.- С.20-24
16. Новикова, И. В. Проблемы регионального туризма / И. В. Новикова // Социологические исследования. - 2014. - № 2.- С.129-130
17. Смиренникова, Е. В. Комплексный подход к оценке туристического потенциала с применением экспертных методов и геоинформационного моделирования / Е. В. Смиренникова // Проблемы региональной экологии. - 2011. - № 6 (ноябрь-декабрь). - С.250-253
18. Степченко, А. Отдых на природе / А. Степченко, Г. Маликова //Дерево.RU. - 2014. - № 1.- С.16-19
19. Тихомиров, С. В. Туризм как новая специализация Сибири / С. В. Тихомиров, И. В. Мусиенко // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2012. - № 9.- С.4-12
20. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков; под ред. В. А. Таимазова, Ю. Н. Федотова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 464 с
21. Официальный сайт о туризме в Беларуси. - Режим доступа: http://www.belarustourism.by/. – Дата доступа: 29.08.2018
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты