ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей своей жизни человек нуждается в материальных благах, автоматически становясь их потребителем.
Способности и желания человека покупать растут в геометрической прогрессии в отличие от наличия имеющихся ресурсов. Современное общество иногда называют обществом потребления. Именно потребление уже давно стало основным стимулом работы человека, развития производства и экономики. Взаимосвязь доходов, потребления, сбережения, которые охватывают производство, распределение, перераспределение обосновывают актуальность данной темы. Изучение доходов и сбережений населения сегодня вызывает практический интерес, так как эти факторы оказывают основное влияние на формирование текущего и будущего спроса. Сбережения населения могут стать дополнительными источниками инвестирования в экономику страны.
В современной экономике Республики Беларусь вопрос изучения особенностей и специфики регулирования доходов, потребления и сбережений населения, его макро- и микроэкономических аспектов приобретает особую значимость. В системе регулирования социально-трудовых отношений первостепенное значение на современном этапе приобретают методы воздействия на факторы, влияющие на состояние социально-трудовой сферы, тенденции в изменении величины номинальных и особенно реальных доходов, структуры доходов и их дифференциации, а также уровня накоплений и сбережений и их привлечения для эффективного использования в реальном секторе экономики страны.
Вопрос об актуальности изучения доходов, потребления и сбережений населения целесообразно рассматривать в более общем виде. Как известно, социальные проблемы зависят от конкретно-исторических условий, сложившихся в данном обществе на данном этапе своего развития. Чем выше уровень жизни населения – тем выше и уровень накоплений и сбережений. При этом государство должно проводить целенаправленную политику по привлечению и эффективному размещению денежных средств населения. Актуальны и такие условия, как наличие примера других стран с иным уровнем получения доходов и структурой потребления, быстрота изменений социальной жизни населения.
Целью настоящей курсовой работы является изучение потребления и сбережений национальной экономики, их особенности, а также проблемы стимулирования сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь. Кроме этого в курсовой работе необходимо рассмотреть динамику средств населения Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся потребления и
1 ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МАКРОЭКОНОМИКЕ
1.1 Факторы, влияющие на потребление и сбережения в национальной экономике
Макроэкономическая наука изучает поведение экономики в целом или ее крупные совокупности (агрегаты), при этом экономика рассматривается как единая сложная, большая иерархическая организованная система, совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.
Одним из важнейших подразделов макроэкономики является теория потребления. Изучение теории потребительского выбора позволяет рассматривать процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги. Немаловажную роль в изучении целого имеет подробное рассмотрение частей этого целого, в частности рассмотрение поведения индивида и его потребления, его выбора. Стоит изучить принципы, посредством которых человек осуществляет выбор среди множества товаров и услуг, представленных на рынке.
Потребление ‒ последняя стадия в процессе движения всякого предмета, созданного человеческим трудом (т, е. хозяйственных благ); оно заключается в использовании человеком полезности, заключающейся в хозяйственном благе, и, след., в уничтожении произведенного блага (но не материи, из которой оно состоит). Экономисты различают два вида потребления [1, с. 325].
1) Потребление для воспроизведения новых благ, т. е. Потребление различного рода капиталов, которые уничтожаются в процессе производства, но ценность которых восстанавливается в создаваемом продукте; непроизводительным такое Потребление бывает тогда, когда какое-нибудь хозяйственное благо тратится в большем количестве, чем это требуется по принципу хозяйственности (достижения наибольших результатов при наименьших пожертвованиях) ‒ напр., употребление двух лошадей при пахании, когда достаточно одной;
2) Потребление для непосредственного удовлетворения потребностей человека. При нормальном состоянии народного хозяйства Потребление имеет тенденцию находиться в равновесии с производством; все произведенные блага должны выполнить свое назначение – должны быть потреблены людьми.
Исследованием соотношения спроса и потребностей занимались представители школы предельной полезности. В своем анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже затратам всех факторов производства, она должна
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ
Внутренняя государственная политика в области сбережений должна исходить из целей нормального течения процесса образования и использования сбережений. Эту цель государство достигает с помощью использования таких инструментов:
- государственной политики в области доходов и заработной платы;
- социальной политики;
- кредитно-денежной политики;
- фискальной политики;
- бюджетного регулирования;
- демографической политики;
- политики занятости;
- нормативно-правового обеспечения.
Одни инструменты государственного регулирования оказывают влияние на мотивы сберегательного поведения, другие – на виды сбережений, третьи – на их уровень. При этом следует отметить, что все инструменты взаимосвязаны, взаимозависимы и действуют как единый механизм, усиливая или ослабляя действие друг друга.
В мировой практике государственного регулирования сберегательного процесса широко используются как меры прямого воздействия на сберегательный процесс, так и, в большей степени, элементы косвенного регулирования. Инструменты государственного регулирования сбережений могут оказывать воздействие как долгосрочного, так и краткосрочного характера.
Остановимся на методах прямого и косвенного регулирования сберегательного процесса, наиболее широко применяемых в мировой практике. Прежде всего, это различные ограничения, налагаемые на институты, участвующие в сберегательное процессе.
Системы прямого гарантирования вкладов населения создавались, как правило, после мощных экономических или банковских кризисов.
Для косвенного регулирования процесса сбережений населения используются отдельные элементы налогового регулирования, регулирования денежных рынков, валютного регулирования и др.
Системы гарантирования вкладов входят в нормативно-правовое регулирование, и в каждой стране они различны. Как правило, объектом защиты являются вклады как физических, так и юридических лиц. В США. Канаде и Норвегии под зашитой находятся также и межбанковские депозиты. В Японии и Франции не выплачивается страховое возмещение только по депозитным сертификатам [27, с 13].
3 ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ РБ
Уровень доходов населения является важнейшим показателем благосостояния общества. Доходы являются непосредственным источником удовлетворения потребностей каждого человека. В условиях социально–ориентированного государства, анализ уровня доходов является практически значимым, так как уровень доходов является определяющим фактором уровня жизни населения. Также денежные доходы населения оказывают влияние на формирование текущего и будущего спроса.
Изучение сбережений населения в современной экономике является весьма актуальным в связи с тем, что сбережения формируют инвестиционный потенциал страны и являются дополнительным не инфляционным источником средств для экономики. Также накопленные сбережения являются важной частью бюджета домашних хозяйств, так как они позволяют совершать крупные покупки, покрывать непредвиденные расходы и позволяют поддерживать сложившийся уровень потребления в периоды уменьшения доходов населения.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др [ 5, с. 42].
Основными показателями, необходимыми для анализа динамики денежных доходов населения являются номинальные и реальные денежные доходы населения. Номинальные денежные доходы населения Республики Беларусь в 2015 г. составили 511,7 трлн. рублей и по сравнению с 2014 г. увеличились на 7,5 процента.
Общий объем денежных доходов населения в январе-августе 2016 г. составил 38,5 млрд. рублей и по сравнению с январем-августом 2015 г. увеличился на 4,4 процента при увеличении потребительских цен за этот период на 12,3 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-августе 2016 г. по сравнению с январем-августом 2015 г. уменьшились на 7,1 процента.
Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-августе 2016 г. составили 507 рублей, что на 4,3 процента больше чем в январе-августе 2015 г.
Доля денежных доходов населения в ВВП в январе-августе 2016 г. составила 63,3 процента против 64,3 процента в январе-августе 2015 г.
Реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы необходимо подвести основные итоги и сделать следующие выводы.
Потребление – индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Сбережения – это неиспользованная за определенный период часть денежного дохода физического лица или семьи, элемент оборота денежных доходов населения.
Потребление домашних хозяйств является одним из важнейших вопросов, рассматриваемых в макроэкономике, он помогает проникнуть в суть процесса спроса на производимые товары и услуги. Потребление индивидов многогранно и имеет достаточно много факторов, которые оказывают влияние на их конечное решение. После удовлетворения своих потребностей остается разница между доходами и расходами домашних хозяйства–сбережение.
Рынок сбережений затрагивает интересы многочисленных, часто очень влиятельных групп. Государство не стремится ввести строгий механизм прироста денежной массы, который лишит его власти в этой сфере. Анализ ситуации может вскрыть качественное влияние различных факторов на данные экономические институты и помочь построить систему мероприятий, направленных на мобилизацию сбережений.
Условием социальной стабильности любого государства выступает наличие широкого слоя так называемого «среднего класса» населения. В странах Запада процесс формирования этого слоя завершился несколько десятилетий назад. В Республике Беларусь существует значительный диспаритет между наиболее обеспеченным и наиболее бедной часть населения.
Учитывая ограниченные ресурсы государства, целесообразно поощрять любую активность населения в целях обеспечения собственного материального благополучия, устанавливая выгодные условия, льготы и гарантии для личных вложений в образование детей, повышение своей квалификации, в персонифицированную медицину, различные пенсионные, страховые фонды, покупку жилья и пр.
Содержание следующего за антикризисным стабилизационного этапа политики доходов должно включать неуклонный рост реальных доходов, резкое уменьшение бедности, обеспечение доступности товаров и услуг по сбалансированным с типичными доходами ценам.
В данный период увеличится доля платных социальных услуг (образования, здравоохранения, социального страхования, жилья и т.п.). Но для этого нужен рост личных доходов и особенно рост цены рабочей силы.
Следовало бы использовать известные методы политики доходов:
1. Аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications. – Дата доступа: 08.12.2016.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 02. 12.2016.
3. Баишев, Б. Стимулирование развития рынка индивидуальных инвестиций за рубежом // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2012. - N 2. - С. 51-56.
4. Батракова, А. Г. Сбережения домашних хозяйств: сущность, группировки и роль в современной экономике // Деньги и кредит. - 2014. - N 11. - С. 66-72.
5. Безбородова А.В., Анализ и моделирование склонности к финансовым сбережениям. /А.В.Безбородова// Банкаўскi веснiк. Красавiк 2012 – С. 31 – 38.
6. Безбородова А.В., Анализ и прогнозирование срочных депозитов населения Беларуси. /А.В.Безбородова// Банкаўскi веснiк. Лiстапад 2012 – С. 23 – 29.
7. Битков В. П. Функции и формы сбережений населения в современной экономике // Белорусский экономический журнал. - 2014. - N 3. - С. 47-52.
8. Бюллетень банковской статистики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 05. 12.2016.
9. Воробьёв В.А. Макроэкономика: учеб. пособие // Минск: БГЭУ 2009 – с. 457
10. Годовой отчет Национального банка республики Беларусь за 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by – Дата доступа: 08. 12.2016.
11. Дорох, Е. Трансформация сбережений населения в ресурсный потенциал кредитования жилищного строительства // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2004. - N 16. - С. 21-25.
12. Еремушкина, С. В. Банковская система Республики Беларусь в трансформации сбережений в инвестиции // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. - 2013. - N 2. - С. 93-98.
13. Жеребин, В.М. Экономика домашних хозяйств / Жеребин Всеволод Михайлович, А. Н. Романов; Российская акад. естеств. наук, Ин-т соц.- экон. проблем народонас. РАН, ВЗФЭИ. - М.: Финанас: ЮНИТИ, 1998. - 231 с.
14. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки / Е.Ф.Жуков, Л.М. Максимова. – М.: ЮНТИ, 2002. – 623 с.
15. Ивашковский С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский – 3-е изд, доп и перераб. – М.: Юнита, 2012 – 340 с
16. Каллаур П. Банковская система Республики Беларусь в трансформации сбережений в инвестиции // Банкаўскi веснiк, Верасень 2012, - С. 7-8
17. Макроэкономика : учеб. пособие / Т. С. Алекссенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова [и др.]; под ред. Л. П. Зенько- вой. - Минск : ИВЦ Минфина, 2013. - 448 с.
18. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nbrb.by/ Дата доступа: 13. 12.2016
19. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/ Дата доступа: 13. 12.2016
20. Плешкун А., Румас С. Сбережения населения: оценка, тенденции, факторы риска./А. Плешкун, С. Румас// Банкаўскi веснiк. Верасень 2012 – С. 7 – 15.
21. Рахметова, А. М. Механизмы привлечения сбережений в целях их трансформации в инвестиции / А. М. Рахметова // Деньги и кредит. - 2012. - № 11. - С. 74-75.
22. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен, пер с англ. Москва: Дело, 2006. - 447 с.
23. Селищев, А.С. Макроэкономика. Открытая экономика. Причины экономического роста. Динамика рынков. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. с.- 459 с.
24. Социально-экономическое положение домашних хозяйств: статистический сборник / М-во статистики и анализа РБ; [редкол.: Г.И. Гасюк (пред.) и др.]. - Минск : [б. и.], 2013. – с.165-173
25. Стародубцева, Е. Б. Государственное стимулирование сбережений (на примере Германии) // Банковские услуги. - 2009. - N 7. - С. 26-28.
26. Туруто, П. П. Реальные доходы населения Республики Беларусь / П. П. Туруто, Ю. В. Миранович // Материалы XVIII Междунар. науч. конф. молодых ученых, 16–17 апр. 2015 г., Минск / редкол.: В. В. Манкевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2015. – С. 82–83.
27. Шахназарян, Г. Э. Формы и методы государственного регулирования сбережений // Финансы и кредит. - 2005. - N 9. - С. 9-15.
28. Trendeconomy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.trendeconomy.ru/Дата доступа: 12. 12.2016