Введение
Глава 1 Теоретические основы образовательного менеджмента
1.1 Понятие и функции педагогического менеджмента в повышении качества процесса обучения
1.2 Основные составляющие системы педагогического менеджмента
Глава 2 Механизмы педагогического менеджмента
2.1 Основные механизмы педагогического менеджмента в процессе обучения
2.2 Организация педагогического менеджмента, обеспечивающая управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В настоящее время уровень развития производства и глобальные изменения во всех сферах жизни общества предъявляют измененные требования к личности в его профессиональной деятельности. Увеличивается значимость общественных последствий индивидуальных решений. Преобразование социально-экономической обстановки требует значительного преобразования управления.
Актуальность работы заключается в том, что современная система образования, подчиняясь требованиям времени, переживает период бурного развития инновационной деятельности. В ходе этого процесса возникает противоречие между быстро изменяющимся содержанием образования и отстающим от него по интенсивности усовершенствования управлением образования. Несомненно, требуется профессионализм деятельности руководства школ, расширения диапазона их кругозора, формирования новых управленческих навыков. Решение данной задачи должно привести к изменениям системы внутришкольного менеджмента, созданию совокупности управленческих новшеств, которые будут способствовать развитию школы.
Управление подразумевает осуществление субъектом управления ряда операций: подготовку и принятие решений (к примеру, планов, законов, правил, директив и пр.), организацию исполнения решений и контроль за их исполнением, подведение итогов.
Огромный вклад в изучение проблематики внесли такие ученые, как Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др., чьи исследования обусловили появление новых подходов к педагогическому менеджменту.
Глава 1 Теоретические основы образовательного менеджмента
1.1 Понятие и функции педагогического менеджмента в повышении качества процесса обучения
Современная педагогическая наука и практика предпринимают попытку осмыслить целостный педагогический процесс с точки зрения науки управления и придать ему целостный и строгий научно обоснованный характер. Справедливым является утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление является реальным и необходимым не только в области технических, производственных процессов, но также и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.
Сам термин «управление» возник в науке и практике не столь давно. Понятие «управление» восходит к древнеанглийскому «manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление»в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые [2, с. 11].
Основная цель менеджмента заключается в том, чтобы получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей.
Менеджмент представляет собой систему управления производством, которая применяется с целью повышения его эффективности.
Менеджмент является, прежде всего, процессом управления людьми.
А. Файоль пишет: «управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, а значит:
предвидеть
организовывать
распоряжаться
согласовывать
контролировать…» [10, с. 56].
Глава 2 Механизмы педагогического менеджмента
2.1 Основные механизмы педагогического менеджмента в процессе обучения
Оптимизация процесса образования при помощи педагогического менеджмента предполагает сознательный выбор из некоторых возможных вариантов учебного процесса, который в подобных условиях обеспечит эффективность разрешения задач образования, воспитания и развития школьников при рациональных затратах времени и усилий как со стороны педагога, так и со стороны студентов.
Педагогический менеджмент, будучи средством оптимизации процесса образования в учреждениях образования, предоставляет возможность достичь оптимальных и реально возможных результатов благодаря сокращению времени педагога и обучающегося, а также повышения их интереса к процессу обучения. Применение критериев результативности и времени позволяет отличить оптимизацию от элементарной активизации обучения, при которой вовсе не обязательно принимать во внимание затраты времени как обучающихся, так и педагогов.
В нашем исследовании мы выделили два критерия оптимальности обучения:
1 Достижение каждым обучающимся оптимального уровня сформированное экономических знаний, умений и навыков, соответствующего его реальным возможностям, за счет повышения профессионального интереса, осознанной потребности в экономической подготовке.
2 Соблюдение студентами и педагогом установленных норм времени на классную и внеклассную работу, а также уменьшение неэффективных потерь времени при помощи методических разработок с профессиональной направленностью и организации учебной деятельности обучающихся на основе принципов менеджмента.
Сущность структурно-функциональной модели образовательного менеджмента обусловлено общественным заказом социума на образовательный процесс с требуемым оптимумом профессиональных знаний.
Заключение
1. Педагогический менеджмент в учреждениях образования является динамической системой совместного управления образовательным процессом, который направлен на овладение учениками знаниями и навыками при взаимной работе с педагогом-менеджером, что является средством оптимизации процесса образования в учреждениях образования
При создании модели педагогического менеджмента следует принимать во внимание следующее: педагог и обучающиеся являются субъектами управления; работа педагога должна быть основана на принципах, методах и функциях управления.
2. Педагогические условия эффективного функционирования педагогического менеджмента, в качестве средства оптимизации процесса образования, в учреждениях образования включают:
деятельность педагога происходит на основе методов, принципов, функций управления;
в учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо учитывать их интересы, потребности, мотивы, а также следует моделировать современные производственные и социально-экономические ситуации;
содержание учебных дисциплин должно быть направлено на формирование у учащихся профессиональной компетентности и ответственности за принятие решений.
3. В настоящее время возрастает значение менеджмента в качестве теории управления социальными системами.
Педагогический менеджмент представляет собой развивающееся содействие педагогов и учащихся учреждений образования, которое направлено на достижение определенной цели, что приводит к необходимому изменению и преобразованию качеств обучающихся.
4. Мы считаем, что критериями качества менеджмента необходимо считать следующие:
достижение максимально возможных для определенных условий результатов в освоении и применении способов учебно-познавательной деятельности;
соотношение поставленной цели и результатов учебной деятельности, которыми определяется качество образования;
выполнение нормативов времени;
возможные затраты усилий педагогов и учащихся, умственных и физических возможностей обучающихся, достижение им необходимых результатов.
1. Бабинский, В.К. Рациональная организация учебной деятельности / В.К. Бабинский // Избр. пед. труды. – М., 2007. – 110 с.
2. Бертон, В. Принципы обучения и его организация / В. Бертон. – М., 2006. – 317 с.
3. Гаврилин, А.В. Концептуальные основы планирования / А.В. Гаврилин // Школьное планирование. – 2003. – № 4.
4. Гаврилин, А.В. Система «директор-педагог»: единомышленники, противники, равнодушные / А.В. Гаврилин // Директор школы. – 2004. – №2. – С. 2-10.
5. Гребенкина, Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. – М.: Центр «Пед. поиск», 2000. – 160 с.
6. Давыдова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Давыдова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
7. Драккер, П.Ф. Управление, нацеленное на результат / П.Ф. Драккер. – М. Технол. Шк. Бизн., 2004. – 200 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: КноРус, 2010. – 528 с.
9. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 222 с.
10. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хелоури – М., 2007. – 627 с.
11. Моисеев, А.М. Основы стратегического управления школой / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 124 с.
12. Панферова, Н.Н. Управление в системе образования / Н.Н. Панферова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 248 с.
13. Петрова, Л.И. Основы управления педагогическими системами / Л.И. Петрова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 347 с.
14. Поташник, М. Управление современной школой / М. Поташник, А. Моисеев // Директор школы. – 2001. – №6. – С. 36-40.
15. Розанова, В.А. Психология управления / В.А. Розанова. – М., 2000. – 352 с.
16. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. Лазарева В.С. – М., 2000. – 336 с.
17. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау и управление педагогическими системами / В.П. Симонов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 357 с.
18. Сластенин, В.А. Психология и педагогика – В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2008. – 576 с.
19. Солнцева, Н.В. Управление в педагогической деятельности / Н.В. Солнцева. – М.: Флинта, 2012. – 130 с.
20. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2003. – 288 с.
21. Управление качеством образования / Под ред. Поташника М.М. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 442 с.
22. Ушаков, К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы / К.М. Ушаков. – М.: Сентябрь, 2000. – 125 с.
23. Хафизова, А.М. Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности / А.М. Хафизова // Фундаментальные исследования. – 2005. – №3. – с.93-94.
24. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами. – Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Я.П. Капустин – М., 2001. – 320 с.
25. Яковлев, В.А. Психология и педагогика управленца / В.А. Яковлев. – М., 2008. – 244 с.