ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие учреждений внешкольного образования, их цели, задачи и функции
1.2 Особенности развития творческих способностей детей школьного возраста
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики диагностики творческих способностей школьников
2.2 Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях центров внешкольного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческих способностей учащихся, показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития учащихся, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов.
Внешкольные учреждения, относятся к неформальному образованию и воспитанию. Однако по сути своей они наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в них, будучи необязательными, естественно, дополняют незаполненные промежутки непрерывного становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие учреждений внешкольного образования, их цели, задачи и функции
Наиболее интенсивное развитие творческой и социально полноценной личности происходит не на уроке, как полагает большинство педагогов, а в сфере свободного выбора общения, труда, мобильных занятий, игр, увлекательной деятельности детей. В решении этих задач неоспоримое преимущество принадлежит внешкольным учреждениям. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса, они дают детям, широкие и нетрадиционные возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение от школьной жизни, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизненной практике.
Внешкольные учреждения – это «учреждения дополнительного образования, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований» [11, с. 43]. Во внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик личности, как:
- положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным;
- способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию;
- социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях;
- культура досуговой деятельности и др. [13, с. 108].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики диагностики творческих способностей школьников
На основе изученного теоретического материала было проведено исследование уровня творческих способностей школьников на базе Гимназии №1 г. Витебска.
Цель исследования состояла в выявлении уровня творческих способностей школьников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- подобрать диагностические методики для проведения эксперимента;
- выявить уровень творческих способностей школьников.
База исследования: Гимназии №1 г. Витебска.
В исследовании принимали участие 20 обучающихся в возрасте 10-14 лет.
Для определения уровня творческих способностей школьников были использованы следующие методики:
1) Тест «Выведение следствий» (по Л. Ю. Субботиной) (Приложение А);
2) Тест-опросник Г. Девиса (Приложение Б);
3) Тест Вильямса в модификации E.E. Туник «Тест дивергентного (творческого) мышления» (Приложение В);
4) «Тест личностных характеристик Вильямса», модификация E.E. Туник (Приложение Г);
5) Методика диагностики уровня творческой активности подростков (подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым, Л.А. Воловичем) (Приложение Д).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.
1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.П. Авдулова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.
2. Бабич, О. М. Развитие творческих способностей у старших дошкольников / О.М. Бабич, Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар. – М., 2003. – 254 с.
3. Базарова, О.В. Дополнительное образование детей как сфера решения актуальных проблем воспитания в современных условиях // Внешкольник / О.В. Базарова. – 2014. – № 1. – С. 36-38.
4. Беляева, Н.М. Современные модели организации внешкольного воспитания // Пазашкольнае выхаванне / Н.Ш. Беляева. – 2007. – №3. – С. 16-22.
5. Березина, В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2002. – 152 с.
7. Васильева, Г.А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски // Дополнительное образование и воспитание / Г.А. Васильева, О.В. Волкова, Н.И. Сметанина. – 2013. – № 8. – С. 41-43.
8. Гаврилычева, Г.Ф. Дополнительное образование и современная система образования // «Воспитание школьников» / Г.Ф. Гаврилычева. – 2013. – № 9. – С. 37-43.
9. Дейч, Б.А. Социальная педагогика и дополнительное образование: учеб. пособие / Б.А. Дрейч. – Новосибирск: Изд-е НГПУ, 2005. – 123 с.
10. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2001. – 359 с.
11. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 349 с.
12. Зарецкая, И.И. Интеграция основного и дополнительного образования как одно из условий преодоления барьеров социализации личности // Методист / И.И. Зарецкая. – 2013. – №6. – С. 4-6.
13. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности / А.В. Золотарева. – Ярославль: Академия развития: 2004. – 304с.
14. Карманчиков, А.И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А.И. Карманчиков. – Ижевск, 2004. – 175 с.
15. Козлова, Н.Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника. // Вестник Томского Государственного Университета / Н.Ю. Козлова. – 2010г. – № 34. – С. 72-80.
16. Коробкова, В.В. Формирование готовность подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: учебное пособие / В.В. Коробкова. – Пермь, 2001. – 178 с.
17. Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: метод. пособие / Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 213 с.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
19. Манеева, О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках // Одаренный ребенок / О.Г. Манеева. – 1994. – № 4. – С.12-15.
20. Мансуров, Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностной активности / Н.С. Мансуров. – М.: Просвещение, 2006. – 94 с.
21. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – М.: Харвест, 2003. – 432 стр.
22. Мухина, B. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: Академия, 2006. –608 с.
23. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа / А.В. Никитина. – 2001. – № 10. – С. 34-37.
24. Писчанкина, М.В. Интеграция основного и дополнительного образования как средство развития и самореализации личности ребенка // Методист / М.В. Писчанкина, С.Г. Воробьева. – 2014. – № 1. – С. 34-37.
25. Пономарев, Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 2001. – С. 21-25.
26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.
27. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
28. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», – 2000. – 672 с.
29. Тихомиров, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомиров. – М.: Фактория, 2004. – 192 с.
30. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.