ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально–этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно–технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Целью данной работы является изучение сущности предпринимательской деятельности, а также перспективы ее развития.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие, сущность предпринимательства;
– изучить международный опыт малого и среднего бизнеса;
– рассмотреть состояние и перспективы малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, показатели, функции
Предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском и нацеленная на поиск лучших методов применения ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности [3, с.154].
Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на собственный риск, под собственную имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, нацеленная на постоянное получение дохода, прибыли от потребления имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [17, с.27].
По мнению В. Н. Наумова, предпринимательство считается ключевым видом самостоятельной хозяйственной деятельности, которую осуществляют физические и юридические лица (предприниматели) от своего имени и на свой риск, на неизменной основе, с целью получения выгоды или же предпринимательского дохода методом лучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленным хозяйствующим субъектом, несущим полную имущественную ответственность за последствия собственной работы и подчиняющимся законодательству страны, в которой произведена регистрация [21, с.129].
В соответствии с точкой зрения А. А. Одинцова, на уровне научного обобщения различное толкование понятий «предпринимательство» может быть определено как деятельность инновационного типа в сферах производства и обращения (товаров и денег), охватывающая все стадии научно–технической подготовки производства и его организации, а также маркетинга и реализации продукции и услуг [22, с.146].
История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже на тот момент торговцы, купцы, ремесленники, миссионеры представляли собой новичков бизнесменов. С возникновением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия коммерсантов принимали профессиональный и цивилизованный характер. Зачастую предприниматели, будучи собственниками средств производства, и сами работали на личных фабриках либо заводах.
С середины 16 в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост–Индская торговая компания, в 1602 г. – голландская
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1 Особенности развития малого предпринимательства в США
На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний, причем ежегодно открывается еще не менее 1 млн. новых.
Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения США. Некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000–5000. И более половины из них менее чем за 2–3 года перемещается в строки компаний с ежегодным доходом более $1 млн.
Американские предприниматели предпочитают организовывать бизнес исключительно на собственные средства. Только 10% малых компаний стартует на базе заемного капитала. 90% малых фирм организуется на сбережения владельца, его семьи, дальних родственников и близких друзей. Согласно ежегодным статистическим данным, предоставляемым ассоциацией малого бизнеса США, более половины успешно и быстро развивающихся компаний создавались на базе офиса на дому, при этом их стартовые затраты не превышали $25 000.
Те же, кто решается открыть собственное дело на чужие средства, тоже стараются особо не рисковать. Средний размер максимального кредита на открытие малой компании в США не превышает $100 000. Любопытно, что возвращать долги американские предприниматели не любят. В погоне за американской мечтой очень большой процент компаний – до половины – терпит неудачу и, как следствие, – крах и банкротство. На этом и «горят» местные банки.
Ежегодно коммерческие банки и кредитные бюро США, выдавшие займы и кредиты на открытие малого бизнеса, не получают обратно от $300 до 400 млн. Зато в Америке процветают венчурные фонды – компании, которые на собственный страх и риск, без вероятности вернуть вложения финансируют новые, в том числе сомнительные проекты. Ежегодно американские венчурные фонды обеспечивают местных предпринимателей не менее $36 млрд.
Еще одна специфика малого бизнеса Америки – повальное увлечение франчайзингом. США – родина франчайзинга, в нем главная сила американской экономики. Еще в середине XIX века здесь развернули свои франчайзинговые сети такие компании, как «Зингер» и «Дженерал моторс». На сегодняшний день, согласно оценкам Международной ассоциации франчайзинга, в США действуют более 2000 франчайзеров и приблизительно 600 000 получателей франшизы.
3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
С каждым годом увеличивается количество малых субъектов в Республике Беларусь, и составил на конец 2015 года 84164, что говорит о положительных тенденциях развития малого бизнеса в нашей стране. Динамика количества субъектов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика количества субъектов малого бизнеса [8, с.50]
На сегодняшний день в Беларуси, несмотря на сохраняющуюся высокую значимость в экономике крупных промышленных предприятий, существует достаточно высокий потенциал для создания новых и развития существующих малых и средних предприятий (МСП). По состоянию на 1 января 2016 г. на учете стоит 2384 субъектов среднего предпринимательства. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2016 г. составил 28,3%, в том числе от субъектов малого предпринимательства – юридических лиц – 18,4%, от субъектов среднего предпринимательства – 7,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%.
В 2015 году количество малых и средних предприятий увеличилось на 8,7% и составило 84164 организаций. Из них 74246 организаций осуществляли деятельность в 2014 году (или 88,2% от общего числа организаций малого бизнеса республики). Микроорганизации составляли 86,1 % от общего количества организаций малого бизнеса. На долю малых организаций приходилось 13,9 %.
За последние годы в республике наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. По сравнению с 2013 годом количество организаций малого бизнеса увеличилось на 8,7%.
В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, 95,1% составляют организации частной формы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство является основным видом самостоятельной хозяйственной деятельности, которую осуществляют физические и юридические лица (предприниматели) от своего имени и на свой риск, на постоянной основе, с целью получения прибыли или предпринимательского дохода путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленным хозяйствующим субъектом, несущим полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимся законодательству страны, в которой произведена регистрация.
В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской или бизнесом.
В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции:
- общеэкономическую;
- творческо–поисковую (инновационную);
- ресурсную;
- социальную;
- организаторскую.
Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства.
Все реализуемые в рамках программы решения контролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в SBA, но независимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, они могут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США или президенту Америки. При этом должностное расследование обязательно выявит, по какой причине произошел сбой программы.
В Германии малый бизнес является одним из самых активно и стабильно развивающихся секторов экономики. В Германии малый бизнес имеет свою историю развития и специфику. Так, еще во время зарождения капитализма, после появления первых крупных предпринимателей, стали создавать торгово–промышленные палаты, которые были первыми союзами
1. Авдеев, С.В. Основы бизнеса : пособие для сдачи экзамена / С. В. Авдеев, Е. А. Замедлина. – М. : Юрайт, 2013. – 190 с.
2. Акимов, О. Ю. Малый и средний бизнес : эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. – М. : Финансы и статистика, 2012. – 192 с.
3. Арустамов, Э.А. Основы бизнеса : учеб. пособие для вузов / Э. А. Арустамов. – М. : Дашков и К, 2007. – 232 с.
4. Арушаньянц, А. Н. Оценка регулирующего воздействия законодательства в сфере предпринимательства / А. Арушаньянц // Юстиция Беларуси . – 2016. – № 10. – С. 63–66.
5. Бабич, А. М. Финансы : учеб. для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – М. : ИД ФБК–ПРЕСС, 2011. – 760 с.
6. Балашевич, М. И. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в глобальной экономике / М. И. Балашевич, Лю Сяомэй // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 2. – С. 122–132.
7. Барков, С. А. Эволюция предпринимательской деятельности / С. А. Барков // Экология и жизнь. – 2015 – № 5. – С. 15–19.
8. Белецкая, З. Не вместо, а вместе : состояние и перспективы развития малого предпринимательства / З. Белецкая // Белорусская думка. – 2015. – №11. – С. 69–74.
9. Белецкая, З. Развитие и поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь / З. Белецкая // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2016. – №9. – С. 34–38.
10. Бельков, Л. Что мешает развитию отечественного малого предпринимательства / О. Бельков // Человек и труд. – 2014. – № 7. – C. 82–84.
11. Бенко, А. Школа для бизнесмена : время и место / А. Бенко // Дело (Восток + Запад). – 2015. – № 5. – С. 18–21.
12. Бушуева, Н. В. Анализ финансового состояния субъектов малого бизнеса / Н. В. Бушуева // Деньги и кредит. – 2014. – № 8. – С. 49–53.
13. Бушуева, Н. В. Анализ финансового состояния субъектов малого бизнеса Германии / Н. В. Бушуева // Деньги и кредит. – 2016. – № 8. – С. 49–53.
14. Германович, Г. Анализ развития малого предпринимательства в Республике Беларусь / Г. Германович, С. Пятинкин // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – №15. – С. 38–43.
15. Германович, Г. В. Значение малого и среднего предпринимательства в экономике страны / Г. В. Германович // Белорусская экономика : анализ, прогноз, регулирование. – 2014. – №8. – С. 33–37.
16. Гончарук, А. Г. Управление эффективностью малого и среднего бизнеса в Японии / А. Г. Гончарук // Экономика и управлении. – 2013. – № 4. – С. 34–39.
17. Горваль, А. В. Предпринимательство, государственное регулирование и рыночный процесс / А. В. Горваль // Вышэйшая школа. – 2013. – №6. – С. 26–29.
18. Иванов, М. Б. Состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Брестской области / М. Б. Иванов, Ю. А. Касперович // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2016. – № 6. – С. 29–34.
19. Краснов, И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике / И. Краснов // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 1. – С. 38–46.
20. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam–on–development–of–small–business–in–rb/o–razvitii–malyh–organizaciy–v–2016 – Дата доступа: 22.11.2016.
21. Наумов, В. Н. Организация предпринимательства : учеб. пособие для вузов / В. Н. Наумов ; под ред. Г. Л. Багиева. – СПб. : Питер, 2010. – 384 с.
22. Одинцов, А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства : учеб. пособие для вузов / А. А. Одинцов. – М. : Академия, 2006. – 336 с.
23. Яныкина, Н. Как малому предприятию стать на якорь? / Н. Яныкина, И. Емельянович // Наука и инновации. – 2016. – № 4. – С. 34–38.