ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
1.2 Формы и виды малого предпринимательства
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
2.2 Методы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства
3.2 Направления совершенствования государственной поддержки и стимулирования деятельности малых предприятий в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышения ее гибкости. Для Республики Беларусь, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. на сегодняшний момент 23,6% ВВП Республики Беларусь формируют малые и средние предприятия, обеспечивая также занятость 1209,9 тыс. человек.
Цель курсовой работы заключаются в исследовании и анализе малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются: рассмотрение теоретических аспектов развития малого и среднего предпринимательства, анализ развития малого и среднего предпринимательства за рубежом и в Республике Беларусь, анализ мер по совершенствованию малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Объект исследования - экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования - малое и среднее предпринимательство и его развитие Республике Беларусь.
Тема достаточно широко проработана в отечественной экономической литературе. в частности, можно привести фамилии следующих авторов: В.Гриб, Э.И.Лобкович, Л.А.Лобан и др.
В работе использованы как общие методы научного исследования, в том числе системный и диалектический методы познания, так и частно-научные приемы (формально-логический, аналитический, статистический).
При написании курсовой работы использовались данные из трудов отечественных и зарубежных ученых, законы Республики Беларусь, Постановления правительства и нормативные документы, справочная литература и информация из сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 40 с., 1 рисунок, 4 таблицы, источников.
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
Малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия, об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг [6, c.23].
Показателями, по которым определяется малое предпринимательство, являются главным образом численность персонала, а также выручка (доход), размер уставного капитала, активы.
Под предпринимательством понимается деятельность граждан, осуществляемая самостоятельно по собственной инициативе, на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на систематическое получение прибыли, удовлетворяя при этом общественные потребности [3, c.94].
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. N 148–З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации, зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации, зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [23].
Малый бизнес существенно влияет на темпы экономического роста, на количественные и качественные показатели валового внутреннего продукта. Малый бизнес является основой для формирования среднего класса как фундамента системы общества, позволяющий своевременно и эффективно решать многие социальные проблемы, приспосабливаться к текущей экономической ситуации и в значительной степени определять здоровую рыночную конкурентную среду.
Так как малый бизнес состоит из самой разветвленной сети мелких предприятий и собственников, то ввиду своей многочисленности этот сектор в значительной мере формирует социальный и экономический образ страны. Являясь наиболее крупной социальной группой, в малом бизнесе они одновременно выступают как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
- тормозом развития предпринимательства (создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его);
- посторонним наблюдателем (прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию);
- ускорителем предпринимательского процесса (ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов - нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства) [19, c.16].
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства
В Европе малый бизнес составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70 %. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры для устранения административных препятствий для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств [24].
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путѐм законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
Различают следующие организационно-правовые формы предпринимательства: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
- тормозом развития предпринимательства (создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его);
- посторонним наблюдателем (прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию);
- ускорителем предпринимательского процесса (ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов - нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв".
Основным инструментом реализации государственной политики служат общереспубликанские, региональные, отраслевые (межотраслевые) программы развития и поддержки малого предпринимательства
Целью государственных программ поддержки предпринимательства является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на государственном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:
- открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;
- учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
1. Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. – М.: Высшая школа, 2006. 370 с.
2. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
3. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С.Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
4. Государственная программа "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016 2020 годы Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062_Programma.pdf/. Дата доступа: 14.09.2016.
5. Гриб, В. История развития предпринимательства / В.Гриб. // Предпринимательство в Беларуси. – 2008. – №9. – С. 4851.
6. Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки. Минск: Армита, 2008. – 116 с.
7. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я.Иохин. – М.: ДеКа, 2005.320 с.
8. Куликов, Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2007. 272 с.
9. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2011. – 432 с.
10. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 70 с.
11. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
12. Медведев, А.П. Малый бизнес / Артем Медведев. – СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 222 с.
13. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г.Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Республике Беларусь. Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/. Дата доступа: 14.09.2016.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. Дата доступа: 14.09.2016.
16. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
17. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] /Министерство экономики РБ. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/support-of-small-enterprise/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses/. Дата доступа: 14.09.2016.
18. Сажина, М.А. Основы экономической теории / М.А.Сажина. – М.:2005. 672 с.
19. Скриба, А. Белорусский малый и средний бизнес в 2012 г. /А.Скриба. Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2013. 16 с.
20. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2014" / сост. В.И.Зиновский. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. 534 с.
21. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. 524 с.
22. Экономика. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси [Электронный ресурс] / Google Data. Режим доступа: http://sites.google.com/site/ekonomikarb/33-problemy-razvitia-predprinimatelstva-v-belarusi/. Дата доступа: 14.09.2016.
23. Электронный портал Право.бай. Закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства" [Электронный ресурс] / Национальный правовой портал. Режим доступа: http:// www.pravo.by / webnpa/text.asp?RN=H11000148. Дата доступа: 14.09.2016.
24. Электронный портал Национального институт статистики и экономических исследований Франции [Электронный ресурс] / Insee. Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/. Дата доступа: 14.09.2016.