ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность и значение банковского надзора
1.1 Цели, виды и значение банковского надзора
1.2 Основные принципы эффективного банковского надзора
1.3 Организационная структура банковского надзора
2 Этапы банковского надзора
2.1 Регистрация банков, лицензирование банковской деятельности
2.2 Контроль соблюдения системы экономических нормативов
2.3 Дистанционный надзор и инспектирование банков
3 Банковский надзор в Республике Беларусь
3.1 Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь
3.2 Перспективы развития системы банковского надзора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в целом соответствующая мировым стандартам. Она включает регистрацию и лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществление дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применение соответствующих мер надзорного реагирования к банкам в случае нарушения ими банковского законодательства, ухудшения их финансового состояния, реорганизации и ликвидации банков, а также макропруденциальный надзор, предусматривающий мониторинг состояния банковского сектора в целом.
Центральным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора является приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и следование проверенным мировой практикой принципам и подходам к банковскому регулированию и риск-ориентированному надзору.
Надзор за соблюдением банками, небанковскими кредитно–финансовыми организациями нормативов безопасного функционирования осуществляется Национальным банком Республики Беларусь на основании отчетности, представляемой банками, небанковскими кредитно–финансовыми организациями в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, а также в ходе проверок банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.
Национальный банк устанавливает методики расчета нормативного капитала, активов и обязательств, размеров риска для каждого из нормативов безопасного функционирования с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими союзами и ассоциациями. При этом Национальный банк вправе на основе мотивированного суждения о деятельности банка изменять для этого банка отдельные нормативы безопасного функционирования.
Для небанковских кредитно-финансовых организаций нормативы безопасного функционирования Национальный банк устанавливает в зависимости от перечня банковских операций, которые могут осуществлять эти организации.
Независимо от перечня осуществляемых операций устанавливаются нормативы минимального размера уставного фонда для вновь создаваемой небанковской кредитно-финансовой организации, минимального размера
1 Сущность и значение банковского надзора
1.1 Цели, виды и значение банковского надзора
Банковская система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике. Существует двухсторонняя связь между экономикой и банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.
Надзор — форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности [2, с.49].
Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования банковской деятельности, направленных на поддержание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковскими рисками, их ограничению; по поддержанию банками достаточных для покрытия рисков возникновения убытков капитала, общих и специальных резервов [6, с.93].
Банковский надзор — это надзор в банковской сфере. Банковский надзор - это система, процедуры наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью повышения ее эффективности и безопасности [15, с.410].
Надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности. Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам кредитной организации со стороны клиента и вкладчика. Именно по этой причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.
Целями надзора за коммерческими банками являются:
- защита вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;
- защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым, будет подорвано доверие ко всей системе);
- обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банковской системе;
- формирование эффективной и конкурентоспособной банковской системы, отвечающей потребностям общества;
- разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;
- защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.
2 Этапы банковского надзора
2.1 Регистрация банков, лицензирование банковской деятельности
Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации может быть принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.
Порядок регистрации и лицензирования банковской деятельности регулируется Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности от 7 декабря 2012 г. № 640.
Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает:
- свидетельство о государственной регистрации банка;
- разрешение на право изготовления печатей;
- документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.
Национальный банк вправе отказать в регистрации банка в следующих случаях: на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью, несоответствие учредительных документов требованиям законов Республики Беларусь; отсутствие или незаконное происхождение финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный капитал; профессиональная непригодность председателя Правления банка, его первого заместителя и главного бухгалтера банка; недостоверность представленной информации.
Национальный банк Республики Беларусь выдает со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.
Банкам могут быть выданы следующие виды лицензий:
- общая лицензия на осуществление банковских операций;
- внутренняя лицензия на осуществление валютных операций;
- генеральная лицензия на осуществление валютных операций;
- лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами;
3 Банковский надзор в Республике Беларусь
3.1 Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь
Для обеспечения единой методологической и нормативно-правовой базы в области контроля функционирования банков в Республике Беларусь действует Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно–финансовых организаций от 28.09.2006 № 137 (в редакции Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.09.2011 № 413), Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности №175 от 28.06.2001 г. (в ред. от 24.11.2011), Инструкция о внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты по вопросам формирования специальных резервов и нормативов безопасного функционирования №413 от 29.09.2011 г. (в ред. №519 от 17.11.2011), Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе от 28 сентября 2006 г. № 138 (с учетом изменений, вступивших в силу 22.01.2013), Инструкция о порядке составления и представления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями пруденциальной отчетности в Национальный банк Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 172 (с учетом изменений, вступивших в силу 22.01.2013), Инструкция о раскрытии информации о деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы и банковского холдинга от 11 января 2013 г., Инструкция о регулировании аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах от 4 января 2008 г. № 1 (с учетом изменений от 04.01.2013).
Инструкция № 137 разработана в соответствии со статьями 26, 34, 111 – 117, 122 Банковского кодекса Республики Беларусь в целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь и устанавливает нормативы безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.
Инструкцией № 137 устанавливается единая методика расчета нормативного капитала, активов и обязательств, размеров риска, методика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования банковской деятельности, направленных на поддержание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковскими рисками, их ограничению; по поддержанию банками достаточных для покрытия рисков возникновения убытков капитала, общих и специальных резервов.
Главная цель банковского надзора – обеспечение безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков). Банковский надзор является обязательной принадлежностью государственного регулятивного процесса и как одна из его форм постоянно совершенствуется.
Реализуя свои надзорные функции, Национальный банк Республики Беларусь содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для конкуренции и развития. Регулирующие и контрольные функции Национального банка определяются в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.
Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, были приняты на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Всемирного банка международным финансовым сообществом в октябре 1997 года в Гонконге. В этом основополагающем документе кратко сформулированы рекомендации надзорным органам по осуществлению банковского надзора, выявлению и оценке рисков.
Республика Беларусь также поддержала внедрение Основных принципов в национальную систему надзора за банками. Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:
— предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);
— лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);
— регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);
— методы банковского надзора (принципы 16-20);
— требования к информации (принцип 21);
— официальные полномочия органов надзора (принцип 22);
— международные банковские операции (принципы 23-25).
Для осуществления регулирования деятельности банков и надзора за ней Национальный банк устанавливает нормативы безопасного функционирования
1. Адамова, К. Р. Возможности нового соглашения о капитале базельского комитета / К. Р. Адамова // Бизнес и банки. – 2016. – №13. – С. 1–5.
2. Аристов, Д. В. Банковский надзор : скрытая угроза / Д. В. Аристов, К. О. Гузов // Деньги и кредит. – 2015. – №7. – С. 49–51.
3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 окт.2000 № 441–З в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 дек. 2009 г. № 114–З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
4. Бендиков, М. А. Финансово–экономическая устойчивость банков и методы ее регулирования / М. А. Бендиков, И. В. Сахарова, Е. Ю. Хрусталев // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 14. – С. 5–14.
5. Галов, А. Ф. Формирование системы оценки устойчивости банковского сектора Республики Беларусь / А. Ф. Галов, А. М. Байко, Д. Л. Мурин // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 3. – С. 22–27.
6. Заренин, М. В. Банковский менеджмент. Организация информационно–финансовых ресурсов : монография / М. В. Заренин. – Гомель : Сож, 2009. – 136 с.
7. Ильясов, С. М. О сущности и основных факторах устойчивости банковской системы / С. М. Ильясов // Деньги и кредит. – 2013. – № 2. – С. 45–48.
8. Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно–финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности : утв. постановление Правлением Нац. банка Респ. Беларусь от 28 июня 2001 г. № 175 (с доп. и изм. от 24.11.2011 №537) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
9. Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно–финансовых организаций : утв. постановление Правлением Нац. банка Респ. Беларусь от 28 сент. 2006 г. № 137 (с доп. и изм. от 29.09.2011 № 413) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
10. Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно–финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе : утв. постановление Правлением Нац. банка Респ. Беларусь от 28 сент. 2006 г. № 138 (с доп. и изм. от 29.09.2011 № 413) // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
11. Интервью первого заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Алымова Ю.М. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/interviews/2012_3.asp – Дата доступа: 18.11.2016.
12. Интервью Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Ермаковой Н. А. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/interviews/2011_3.asp – Дата доступа: 18.11.2016.
13. Крыштафович, А. Расширение возможностей банков по регулированию своей стабильности / А. Крыштафович // Валютное регулирование и ВЭД. – 2015. – №12. – С. 12–13.
14. Малыхина, С. Базель II : внутренний и внешний рейтинг / С. Малыхина // Бизнес и банки. – 2015. – №28. – С. 6–7.
15. Организация деятельности коммерческих банков : учеб. для вузов / под ред. Г. И. Кравцовой. – Мнинск : БГЭУ, 2007. – 512 с.
16. Организация деятельности коммерческого банка : учебник / Л. С. Ларина, С. В. Сергеев. – М. : Юриспруденция, 2010. – 340 с.
17. Пещанская, И. Организация деятельности коммерческого банка : учеб. пособие для вузов / И. Пещанская. – М. : ИНФРА–М, 2011. – 320 с.
18. Показатели деятельности на отчетные даты ОАО «Технобанк» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tb.by/individuals/ – Дата доступа: 17.11.2016.
19. Поморина, М. А. О некоторых подходах к управлению банковской ликвидностью / М. А. Поморина // Банковское дело. – 2014. – №1. – С. 5–11.
20. Раковец, А. Базель II : новые требования к достаточности капитала банков / А. Раковец // Банковский вестник. – 2015. – № 34. – С. 22–24.
21. Симановский, А. Ю. О регулятивных требованиях к устойчивости банков : (развернутые тезисы) / А.Ю. Симановский // Деньги и кредит. – 2016. – № 9. – C. 12–19.
22. Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. : одобрено постановлением Правления Нац. Банка Респ. Беларусь от 3 марта 2011 №73 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nbrb.by/publications/banksectordev10–15.pdf – Дата доступа: 18.11.2016.
23. Стратегия развития ОАО «Технобанк» на 2015–2020 годы : утв. Протоколом Наблюдательного совета ОАО «Технобанк» от 31 нояб. 2014 №33 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belapb.by/rus/about/all–about/strategiya–razvitiya–banka–2001–2014–god / – Дата доступа: 17.11.2016.
24. Узких, К. Управление ликвидностью в банковских организациях: принципы и основные механизмы / К. Узких // Вестник Ассоциаций белорусских банков. – 2016. – №15. – С. 17–31.