Введение
Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования в сфере фармацевтической промышленности
1.1 Фармацевтическая промышленность как объект государственного регулирования
1.2 Методы и инструменты государственного регулирования в сфере фармацевтической промышленности
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования фармацевтической промышленности
Глава 2 Анализ государственного регулирования фармацевтической промышленности (на примере ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»)
2.1 Анализ основных показателей сферы фармацевтической промышленности в Республике Беларусь
2.2 Влияние инструментов государственного регулирования фармацевтической промышленности на экономические показатели деятельности ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов»
Глава 3 Перспективы развития государственного регулирования развития фармацевтической промышленности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование является одной из основных форм участия государства в современной рыночной экономике, состоящей в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, темпы и характер экономического развития, поддержку внешнеэкономической деятельности, решение экологических проблем, обеспечение социальной стабильности и социального прогресса.
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения.
Производство лекарственных средств и лекарственное обеспечение населения – дело национальной безопасности, поэтому макроэкономическая политика на перспективу должна учитывать эту проблему как одну из основных для обеспечения здоровья и качества жизни населения.
Целесообразность государственного регулирования фармацевтической промышленности признается во всех развитых странах. Вместе с тем дискуссионным остается вопрос о принципах и методах этого регулирования, степени вмешательства государства в функционирование фармацевтической промышленности. Спектр мнений здесь был и остается очень широким: от полной либерализации до тотального контроля.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Фармацевтическая промышленность как объект государственного регулирования
Фармацевтическая промышленность – отрасль промышленности, связанная с исследованием, разработкой, массовым производством и распределением лекарственных средств, предназначенных для профилактики, облегчения и лечения болезней [3, с. 35].
Фармацевтическая промышленность – отрасль, занимающаяся разработкой, производством, продвижением лекарственных препаратов и медикаментов, прошедших лицензию [8, с. 28].
Данная отрасль отличается от других тем, что насыщена законодательным и государственным регулированием в отношении патентирования, тестирования и обеспечения безопасности лекарственных средств.
Фармацевтическая промышленность представляет собой отрасль по разработке, производству и продвижению на рынок лицензируемых лекарственных препаратов и медикаментов. Эту отрасль отличает разнообразие форм законодательного и государственного регулирования в отношении патентирования, тестирования, обеспечения безопасности и эффективности производимых лекарств.
Как отмечает В.Р. Веснин фармацевтическая деятельность – одна из отраслей, требующих регулярного контроля и надзора со стороны государственных органов и иных служб с целью не допустить каких-либо нарушений, которые могут привести к ухудшению качества фармацевтической продукции и, как следствие, отразиться на здоровье граждан, которые эти продукты потребляют [5, с. 225].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «НЕСВИЖСКИЙ ЗАВОД МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ»)
2.1 Анализ основных показателей сферы фармацевтической промышленности в Республике Беларусь
Современная фармацевтическая промышленность – это высокотехнологичная и наукоемкая отрасль, имеющая технологические связи с химической промышленностью, сельским хозяйством, машиностроением, а также другими секторами экономики и генерирующая значимый мультипликативный эффект. Она занимает особое место в экономике нашей страны, что обусловливается социальной значимостью производимой продукции, наукоемкостью производства и высокой степенью государственного регулирования.
С 1 сентября 2017 г. в нашей стране появился холдинг по производству фармацевтической продукции – национальный холдинг «Белфармпром».
Создание холдинга направлено на совершенствование отношений собственности и повышение эффективности управления государственными активами. Это будет достигнуто за счет обеспечения независимости органов лицензирования, государственной регистрации лекарственных средств и сертификации производства от интересов производителей государственной формы собственности, что соответствует мировой практике, а также за счет объединения компаний фармацевтической отрасли для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках, максимизации их стоимости через консолидацию активов, оптимизацию структуры управления и сокращения затрат [14].
При этом функция государственного регулирования фармацевтической отрасли сохранена за Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В свете наметившейся стратегии государства по оздоровлению экономики с учетом социальных факторов необходимо обозначить приоритетные направления совершенствования государственного регулирования фармацевтической промышленности Республики Беларусь в виде системной функции:
– во-первых, обеспечение национальной безопасности страны. Для любого государства доминирование импортных лекарственных средств создает угрозу национальной безопасности. Политика протекционизма государства по отношению к отечественному производителю должна быть оправдана и выражена в преобладании отечественных лекарств в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Помимо этого, позиция государства должна отражаться в ограничительной политике по таможенному регулированию, положениях ряда законодательных актов по улучшению инвестиционного климата для предприятий, производящихся лекарства на территории Республики Беларусь и др.;
– во-вторых, создание условий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей и, в конечном счете, государства в целом. Потенциал российского фармацевтического рынка, а также возможности рыночных субъектов дают основание говорить о наличии условий для производства конкурентоспособной продукции в рамках перспективной программы импортозамещения, а также рыночного предложения собственных инновационных проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Государственное регулирование в сфере обращения фармацевтической промышленности является необходимым элементом деятельности современного социального государства. Его совершенствование выступает важным фактором достижения стратегической цели – сохранению здоровья населения, занимающей основное место в глобальных вопросах национальной безопасности.
Фармацевтическая промышленность как объект государственного регулирования имеет свою специфику, которой обосновывается необходимость государственного регулирования
Механизмы государственного регулирования фармацевтической промышленности обеспечивают решение двух главных взаимосвязанных задач – доступности лекарств населению, с одной стороны, и нормальных экономических условий для эффективного развития фармацевтической промышленности, с другой.
Хотя и существует система государственного регулирования в сфере фармацевтической промышленности, требования к ней носят конкретно исторический характер и зависят как от силы государства вообще, так и от степени зрелости рыночных институтов, имеется более или менее стандартный набор общепринятых методов и форм государственного регулирования. Инструментарий государственного регулирования в сфере фармацевтической промышленности меняет свою структуру и состав, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах, в зависимости от специфических экономических и политических условий каждого государства.
1. Агарева, А. Д. Государственное регулирование деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. Д. Агарева // Вопросы экономики и управления. – 2016. – №1. – С. 14-17.
2. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Антонова Н.Б. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
3. Баева, О. В. Менеджмент в здравоохранении / О. В. Баева. – М.: Антей, 2012. – 638 с.
4. Барановская Е. А. Инструменты государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств: правовой аспект / Е.А. Барановская // Экономика и управление. – 2017. – № 8. – С. 215-221.
5. Веснин, В.Р. Государственное регулирование экономики : учебник / В.Р. Веснин, И.С. Цыпин. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 296 с
6. Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 04 марта 2016 г. № 180 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Государственное регулирование фармацевтического рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecopharmacia.ru/ publ/informacija_dlja_studentov/oehf/gosudarstvennoe_regulirovanie_farmacevticheskogo_rynka/26-1-0-1288.
8. Дудан, М. А. Инновационное развитие фармацевтической промышленности: проблемы и пути решения / М. А. Дудан // Экономика и управление производством : тезисы докладов 82-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием), Минск, 1-14 февраля 2018 г. / Белорусский государственный технологический университет. – Минск : БГТУ, 2018. – С. 28–31.
9. Исследование «Фармацевтический рынок Беларуси-2018» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doingbusiness.by/issledovanie-farmacevticheskii-rinok-belarusi.
10. Коваленко, Л. В. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / Л.В. Коваленко. – Кемерово: КузГТУ, 2017. – 203 с.
11. Конюшенко, А. А. Финансовый механизм государственной поддержки фармацевтической промышленности Беларуси : диагностика, анализ, моделирование / А. А. Конюшенко // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость : материалы международной научно-практической конф., посвящ. 80-летию БГЭУ, Минск, 20 мая 2013 г. В 2 т. Т. 1 / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред. ) и др.] . – Минск : БГЭУ, 2013. – С. 334–335.
12. Мамедьяров, З.А. Инструменты государственной инновационной политики в фармацевтической отрасли США и ЕС / З.А. Мамедьяров // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2017. – Т. 8. – № 1(29). – С. 105-114.
13. Марченко, Ю. Ю. Использование зарубежного опыта при внедрении эффективных инструментов государственного регулирования фармацевтического рынка / Ю.Ю. Марченко // Экономика и социум. – 2016. – № 3. – С. 252-260.
14. О ликвидации департамента фармацевтической промышленности и создании холдинга по производству фармацевтической продукции: Указ Президента Республики Беларусь от 25.07.2017 г. № 258 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О рекламе: Закон Республики Беларусьот 10.05.2007 № 225-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Об установлении предельных максимальных отпускных цен на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.09.2012 № 137 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. Обзор правового регулирования фармацевтического бизнеса в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://event.revera.by/pharm_business_review.
19. Пшебельская, Л.Ю. Перспективы развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь / Л.Ю. Пшебельская, Ю.Ю. Лавор // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. – 2017. – № 12. – С. – 245-249.
20. Фармацевтическая отрасль Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarusfacts.by/ru/belarus/politics/domestic_policy/healthcare /pharmo/.
21. Цапиков, А. А. Анализ механизмов государственного регулирования основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А.А. Цапиков // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1018-1021.
22. Цибульникова В.Ю. Государственное регулирование экономики : учеб. пособие / В. Ю. Цибульникова. – Томск : Эль Контент, 2014.– 156 с.
23. Шоломицкая, М. М. Состояние, проблемы и перспективы развития фармацевтической промышленности в Республике Беларусь / М. М. Шоломицкая // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2015. – № 2. – С. 53–59.
24. Ярмиева, З.А. Зарубежный опыт государственного управления качеством фармацевтической продукции / З.А. Ярмиева // Вопросы экономики и управления. – 2017. – №1. – С. 26-30.