Инвестиции в широком смысле, выступают в качестве вложений средств и ресурсов с целью дальнейшего их увеличения и извлечения экономического эффекта либо иного задуманного результата (экологического, социального и других эффектов). По этой причине такие вложения должны производиться на условиях срочности, платности и возвратности.
Инвестиции считаются основной экономической категорией и играют необыкновенно важную роль, как на микро- так и на макроуровне в построении рыночных отношений.
Инвестиционная политика, как и денежная политика, является составной частью экономической политики страны. Инвестиционная политика – это значительный рычаг влияния, как на экономику государства, так и на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов.
Под инвестиционной политикой страны понимается совокупность направленных мероприятий по формированию подходящих условий для всех субъектов хозяйствования с целью активизации инвестиционной деятельности, роста экономики, решения социальных проблем и подъема эффективности производства.
Главной целью инвестиционной политики считается создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.
Ключевыми курсами инвестиционной политики являются меры по организации подходящего режима для деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, росту прибыльности и снижеию рисков в интересах устойчивого экономического и социального развития, росту жизненного уровня населения.
Результат воплощения инвестиционной политики расценивается в зависимости от объема вовлеченных в процветание экономики инвестиционных ресурсов.
Страна может воздействовать на инвестиционную активность при помощи научно-технической политики, амортизационной политики, политики в отношении зарубежных инвестиций и др.
Объектом данного исследования является современная инвестиционная политика, как основа экономического, социального и экологического существования человечества.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что в минувшие годы основной проблемой белорусской экономики считается острый недостаток инвестиционных (финансовых) ресурсов. Республика Беларусь находится на пути своего нового финансового курса и в его основу возложена модель социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей обьединить свободную частную инициативу, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения, конкуренцию с активной ролью государства
1 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Роль, значение и сущность инвестиций в экономике
Инвестиция – одно из особо часто употребляемых понятий в экономике. Термин «инвестиция» проистекает от латинского investre – «олачать» и предполагает долгосрочное вложение капитала [1, c. 45].
Определенный термин отсчитывает свою историю с эпохи феодализма. Инвеститурой именовался ввод вассала во владенье феодалом или епископа в правлении церковными землями. Это предоставляло право инвеститору не только добавлять к себе новые территории для получения подхода к их ресурсам, но и принимать участие в управлении ими через уполномоченных ставников с целью навязывания своей идеологии. Последнее, содействовало росту получаемых выгод с этих территорий, а также было в качестве развивающего фактора.
В эпоху феодализма инвеститурой именовалась постановка феодалом своего вассала в правлении феодом (владение). Таким же словом обозначалось предназначение настоятелей приходом, при этом в управление они получали церковные земли, и население которое проживало на этих землях, а также право суда над ними. Введение в должность сопровождалось определенной церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура приносила право инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) добавлять к себе новые территории и принимать участие в управлении ими [3, c. 36].
По прошедствии понятие «инвестиция» обогатилось целым рядом новых смыслов и стало использоваться в различных сферах деятельности, а одно из смыслов (долгосрочное вложение капитала в какую-либо организацию) в силу массовости сделалось общеупотребительным. Непосредственно с таким смыслом (уже как с главным) это слово и возникло в нашем языке, устанавливая смысл и роль остальных однокоренных слов.
Обычно понятие «инвестор» истолковывается как вкладчик, а «инвестирование» – как помещение, вложение капитала. При стремлении в таком истолковании можно уследить связь с первоначальным смыслом. В самом деле, вкладывая деньги в какую-либо организацию, вкладчик обретает возможность своего влияния на него.
Деятельность каждой организации, так или иначе, сопряжена с вложением ресурсов в разнообразные виды активов, покупка которых необходима для реализации ее основной деятельности. Для роста уровня рентабельности организация также может инвестировать временно свободные ресурсы в разные виды активов, которые приносят прибыль, но которые не участвуют в основной деятельности. Именно такая деятельность получила название инвестиционная.
2 СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ БЕЛОРУССИИ
2.1 Стимулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
Разработку и реализацию инвестиционной политики в Республике Беларусь осуществляют основные органы госуправления страны такие, как Аппарат Президента 81 Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, а также все отраслевые министерства и ведомства Республики Беларусь по принадлежности.
Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Государственная поддержка привлечения иностранных инвестиций оказывается в виде предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь, централизованных инвестиционных ресурсов, заключения инвестиционного договора, в форме концессий. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. Вид, объем и продолжительность государственной поддержки, предоставляемой организациям, осуществляющих деятельность по внедрению новых и передовых технологий, определяются отдельно для каждого случая по решению Президента Республики Беларусь.
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.
Решения о государственной поддержке инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, использованием средств централизованных инвестиционных ресурсов, участием государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем их учреждения должны быть приняты на основе государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.
Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются [23, с. 22]:
- актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;
- финансовое состояние организации-инвестора;
- техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
3.1 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь
Основной формой регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь остается принятие соответствующих нормативных актов.
Основу правового регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь составляют законы Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» и № 63-З «О концессиях», которые заменили Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001 г.
Закон «Об инвестициях» является рамочным в сфере осуществления инвестиций и закрепляет основные понятия в этой сфере, основные принципы осуществления инвестиций, определяет права и обязанности инвесторов, а также с учетом мирового опыта – гарантии прав инвесторов и способы их защиты.
30 декабря 2015 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь № 345-З «О государственно-частном партнерстве». Закон направлен на привлечение инвестиций в экономику Беларуси, определяет правовые условия государственно-частного партнерства, регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения, исполнения и расторжения соглашений о государственно-частном партнерстве. Закон вступает в силу с 2 июля 2016 года.
В 2015 году были также приняты другие нормативные акты, осуществляющие правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Так, указом Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 года № 100 в Беларуси была утверждена Государственная инвестиционная программа на 2015 год.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2015 года № 218 Беларусь предоставила ООО «Зубр Капитал» полномочия по привлечению инвестиций в республику до 1 января 2018 года.
Декретом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2015 года № 8 в новой редакции изложен Декрет Президента от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».
При этом установлен ряд новаций, ранее отсутствовавших в белорусском законодательстве, в частности:
– инвестиционные договоры будут заключаться только в отношении приоритетных секторов экономики;
– земельные участки для реализации инвестпроектов будут предоставляться без аукциона только из перечня специально предназначенных для этого земельных участков;
– при использовании в инвестпроекте бюджетных средств и (или)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед народным хозяйством страны стоит задача оживить инвестиционную деятельность, и как можно скорее. Без нормального инвестиционного климата из кризиса не выйти. Нужна стабильная валюта, стабильные законы, стабильные налоги, компетентное руководство. Необходимо добиться такого развития экономики, чтобы сбережения пошли в банки, в инвестиционные фонды, финансовые компании и стали работать на пользу народного хозяйства.
Соотношение между зарубежным капиталом и частным национальным капиталом, вкладываемый в инвестиционные процессы, только на первый взгляд кажется простым. Опыт других стран свидетельствует, что нельзя создать привлекательные условия для зарубежного капитала, не создав для своего, национального. Необходимо ясно представлять, что внешние инвестиции не пойдут в экономику пока в ней не будут внутренние. Вложение средств должно стать привлекательным для национального капитала в первую очередь, а затем для иностранного.
В этой связи важно как можно скорее разобраться с факторами, которые способствуют созданию благоприятных условий для оживления инвестиционного процесса.
В настоящее время современную жизнь невозможно представить без инвестиций, так как инвестиции являются основным инструментом устойчивого развития страны во всех сферах жизнедеятельности.
Республика Беларусь обладает привлекательным инвестиционным климатом, на это воздействует ряд таких факторов, как социальная и политическая стабильность, выгодное географическое расположение на перекрестке торговых путей, развитая дорожно-транспортная сеть, высококвалифицированные рабочие и специалисты и др. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, принятым в 2001 году.
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь является правовой основой инвестиционной деятельности, который на законодательном уровне придает уверенность, определенные гарантии иностранным и отечественным инвесторам. Также для привлечения иностранных инвестиций в нашу страну необходимо наличие таких факторов, как финансовая стабильность, укрепление белорусского рубля, низкий темп инфляции.
Инвестиционная политика Республики Беларусь имеет ярко выраженную социальную направленность, поэтому ряд республиканских программ направлен на финансирование сферы здравоохранения и образования, строительство и реконструкцию спортивных сооружений и т.д. Но главным остается то, что инвестируются в основном те отрасли народного хозяйства, которые способствуют наиболее эффективному росту экономики,