Специфика работы над произведениями белорусских авторов в процессе художественного образования младших школьников Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 26.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Художественное образование как педагогическая категория
1.2. Художественное образование младших школьников средствами музыки
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос приобщения младших школьников к художественным произведениям занимает важное место в современной отечественной педагогике. Социально-культурные, политические и экономические изменения, произошедшие в конце XX в., существенно повлияли на ценностные ориентации в белорусском обществе, на процесс воспитания подрастающего поколения. В результате поиска путей разрешения общекультурного кризиса решалась задача воспитания граждан на основе эстетических идеалов белорусского народа.
Система художественно-эстетического образования в Республике Беларусь рассматривается в единстве её формального и неформального компонентов. К первому из них относится образование, осуществляемое в рамках образовательных учреждений. Ко второму – образование, осуществляемое в организациях и учреждениях, для которых художественно-образовательная деятельность не является основной. В рамках формального сектора выделяются сферы основного и дополнительного образования.
Содержание художественно-эстетического образования в Республике Беларусь охватывает такие виды искусства, как литература, изобразительное искусство, музыкальное искусство, хореографическое искусство, театральное искусство, дизайн, искусство фотографии, киноискусство, декоративно-прикладное искусство, техногенные искусства, медиа, а также культурное наследие, устное народное творчество и народные традиции.
Анализ педагогических исследований и программно-нормативной документации дает основание рассматривать в качестве важного компонента системы эстетического воспитания и художественного образования учащихся начальных классов учебные предметы «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литературное чтение».
Цель исследования: определить специфику работы над произведениями белорусских авторов в процессе художественного образования младших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и содержание понятия «художественное образование»;
- рассмотреть аспекты художественного образования младших школьников;
- описать использование произведений белорусских авторов в процессе художественного образования младших школьников;
- исследовать уровень сформированности художественного образования у детей младшего школьного возраста и провести его оценку;
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Художественное образование как педагогическая категория
Художественное образование – важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Как отмечает Н.Н. Гришанович, «художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [7, с. 28].
Художественное образование в Беларуси опирается на основополагающие государственные документы - "Закон об образовании в Республике Беларусь" и "Закон о культуре в Республике Беларусь", определяющие перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их реализации. В систему государственного художественного образования в Республике входят эстетическое воспитание, общее художественное и профессиональное художественное образование.
В систему художественного образования включены следующие компоненты: эстетическое воспитание, художественно-педагогическое, а также профессиональное художественное образование. Программы художественного образования реализуются в разнообразных образовательных учреждениях, начиная с детских садов и заканчивая послевузовским профессиональным образованием.
Если в дошкольном возрасте важнейшую роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое, в основном, реализуется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.
В начальной школе формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения, на основе которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка [13, с. 38].
Художественное образование выполняет ничем не заменимую роль в сохранении и развитии национальных культурных традиций, в процессе этнической самоидентификации и интеграции личности в духовную
2.1. Организация и методика исследования
Работа педагога направлена на развитие творческого потенциала детей, отличие ярко выраженного стремления детей к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважению. Только творческая атмосфера позволяет ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и постигать тайны вокально - хорового искусства. Задача педагога состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чем-либо и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Важным условием полноценной работы обучения являются разнообразные организационные формы.
Для изучения особенностей художественного образования и работы над произведениями белорусских авторов на уроках музыки была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – исследование работы над произведениями белорусских авторов в процессе художественного образования младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что художественному образованию с помощью произведений белорусских авторов на уроках музыки в начальной школе способствует:
- грамотный подбор содержания работы с детьми;
- заинтересованность педагогов в использовании произведений белорусских авторов на уроках музыки в начальной школе;
- взаимосвязь различных видов деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для художественного образования с помощью произведений белорусских авторов на уроках музыки в начальной школе.
2. Провести эксперимент по художественному образованию у младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное образование в рамках художественного образования является одним из средств, содействующих всестороннему развитию личности. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Благодаря занятиям музыки происходит общение детей к огромному эмоционально – нравственному опыту человека. Важную роль в здесь отыгрывают произведения белорусских авторов.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Художественное образование – важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. В систему художественного образования включены следующие компоненты: эстетическое воспитание, художественно-педагогическое, а также профессиональное художественное образование. Программы художественного образования реализуются в разнообразных образовательных учреждениях, начиная с детских садов и заканчивая послевузовским профессиональным образованием. Музыкальное образование в рамках художественного образования в современной общеобразовательной школе – это организованный педагогический процесс, направленный на формирование музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, развитие музыкальных способностей, становление особой духовной конституции в процессе восприятия музыки учащимися.
Данные эксперимента показали, что младшие школьники проявляют недостаточный интерес к музыкальным произведениям, почти не знают белорусских авторов и белорусские произведения. Хотя основная часть детей имеет представления о музыкальных произведениях, а также желание и интерес к участию в занятиях, многие дети не проявили интереса к предложенной им деятельности.
При изучении произведений белорусских авторов происходит воспитание патриотических чувств, поэтому учителю целесообразно прежде всего акцентировать внимание на том, что данное произведение – белорусского автора. Далее можно дать краткие биографические сведения о данном авторе, продемонстрировать его портрет.
Также при изучении произведений белорусских авторов целесообразно применять такие методы, как: демонстрация музыки, использование изобразительных средств наглядности, беседа, метод контрастных сопоставлений и др.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М. : Корифей, 2004. – 220 с.
2. Антоневич, В.А. Белорусская музыка XX века: композиторское творчество и фольклор / В.А. Антоневич. – Минск: БГАМ, 2003. – 408 с.
3. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М. : Культура и просвещение, 1992. – 66 с.
4. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11–17.
5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок : монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Педагогика. – 1972. – 285 с.
6. Гажим, И.Ф. Еще раз о цели музыкального образования / И.Ф. Гажим // Теория музыкального образования. – М. : Слово, 2004. – С. 220–233.
7. Гришанович, Н.Н. Развивающая основа общего музыкального образования в современной школе / Н.Н. Гришанович // Теория и практика музыкально-педагогического образования : сб. науч. ст. – Минск, 2002. – С. 28–33.
8. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. –Санкт-Петербург, 1997. – 544 с.
9. Капацинская, Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления / Е.В. Капацинская // Проблемы экспрессивной стилистики : сб. науч. ст.. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – С. 24–30.
10. Ковалив, В. В. Музыка в 1 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. В. Ковалив, А. Ю. Ковалив. –Минск : Нар. асвета, 2012. –87 с.
11. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания. Библиотека «Программы воспитания и обучения» / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика -Синтез, 2009. – 352 с.
12. Курашевич, А.В. О формировании национальной композиторской школы / А.В. Курашевич // Музыкальное искусство и музыкальное образование на рубеже веков : сб. ст. – Вып. 2. – Минск : БГАМ, 2004. – С. 11–12.
13. Любимова, Ю.С. Эстетическое воспитание и художественное образование младших школьников / Ю.С. Любимова // Пачатковая школа. – 2007. – № 1. – С. 38–40.
14. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский. – М. : Просвещение, 1993. – 120 с.
15. Музыка : учеб. пособие для 2-го класса / Н.И. Бракало, А.Б.Коженевская, В.А. Мистюк. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. –87 с.
16. Музыка : учебная программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – Минск : Национальный институт образования, 2013. – 48 с.
17. Поляков, О. Система работы по художественно - эстетическому воспитанию учащихся / О. Поляков. -М. : Корифей, 2009, – 112 с.
18. Стоянова, Г.И. К проблеме музыкальности / Г.И. Стоянова // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки. – М. : Просвещение, 1996. – С. 86–87.
19. Суслова, Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников / Н.В. Суслова, В.М. Подуровский // Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М. : Академия, 2001. – С. 22–28.
20. Тарасов, Г. С. Музыкальная психология / Г. С. Тарасов // Спутник учителя музыки. – М. : Просвещение, 1993. – С. 22–31.
21. Тристень, К.С. Формирование нравственного здоровья детей средствами литературно-музыкальных мероприятий : практ. пособие для студентов пед. специальностей / К.С. Тристень, Е.Н. Авдей. – Барановичи : РИО БарГУ, 2012. –120 с.
22. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Адукацыя і выхаванне. – 2004. – № 3. – С. 3–9.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 26.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
готовую работу?