ВВЕДЕНИЕ
Особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых дети имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами.
Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей.
С приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребёнок попадает в совершенно другую среду, в которой он может выразить свой творческий интерес, раскрыть в себе новые возможности, а также наладить межличностное общение.
Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что одной из наиболее значимых задач современного общества является решение проблемы способа организации детьми своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Процесс социализации личности, возможности межличностного общения, активизируются как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени в младшем школьном возрасте является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития учащихся.
Цель работы: рассмотрение основных направлений и форм коррекции межличностного общения детей младшего школьного возраста средствами культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
1) Рассмотреть сущность понятия «межличностные отношения».
2) Выявить характеристику систем международного радиовещания.
3) Определить роль культурно-досуговой деятельности в социализации детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «межличностные отношения»
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, какое место занимают межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их [2, с. 19].
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта –эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.
По мнению А.Л. Попова, межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Эмоциональная основа межличностных отношений обозначает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. С.Я. Рубинштейн отмечает, что различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Отношения между людьми складываются не только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Помимо школьных объединений, в организации досуга детей могут принимать участие досуговые центры, действующие за периметром школы, на территории города, в котором расположено учебное заведение.
Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:
- культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;
- подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей;
- оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
- логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
- аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;
- досуговые церемонии и ритуалы общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.
Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:
- информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;
- экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;
- творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;
- производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной работы оборудования и оснащения центра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ специфики межличностных отношений младших дошкольников и оценки влияния культурно-досуговой деятельности на их становление, позволил сделать следующие выводы:
Выделяют два основных теоретических подхода к изучению развития межличностных отношений:
- концепция деятельностного подхода,
- концепция генезиса общения.
В основе развития взаимоотношений в группе детей младшего школьного возраста лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.
В понятие культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста входит организация их творческого поведения в досуговой среде, которое обусловлено внутренними и внешними факторами.
Анализ особенностей деятельности Учреждения образования «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи» (на примере фольклорного ансамбля «Этнос») по формированию коммуникативных навыков младших школьников в межличностном общении, позволил нам сделать следующие выводы:
1. Словарный запас детей, посещающих фольклорный ансамбль, возрастной норме.
2. Обследование понимания логико-грамматических отношений нарушений не выявило.
3. Полные ответы на проставленные вопросы по собственной инициативе дети дают редко, чаще ограничиваются краткими, испытывают затруднения с изложением своих мыслей.
В работе по формированию коммуникативных навыков учащихся в культурно-досуговой деятельности можно выделить следующие направления: создание детских фольклорных коллективов: песенных, танцевальных, инструментальных, театральных; организация детьми выставок и музеев народного творчества различной направленности; участие детских фольклорных коллективов в массовых мероприятиях на правах, равных со взрослыми коллективами; организация и проведения фольклорных фестивалей: песенных, фестивалей народного танца, фестивалей народных
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.
2. Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2001. – 191 с.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2005. – 433 с.
4. Бодалев, А.А. В мире подростка / А.А. Бодалев. – М.: Медицина, 1980. – 296 с.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2008. – 1008 с.
6. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский – С-Пб: «Союз», 2004 – 415 с.
7. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков – М.: НГИК, 1994.
8. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема // Образование и общество. – 2007. – №2.
9. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев – М: «Просвещение», 2005 – 345 с.
10. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина – Москва-Воронеж, 2004 – 321 с.
12. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – Москва-Воронеж, 2001 – 298 с.
13. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик, В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2007. –184 с.
14. Мухина, B.C. Шестилетний ребёнок в школе / В.С. Мухина – М.: Книга, 2003 – 267 с.
15. Мухина, B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов / В.С. Мухина – М.: Изд. центр «Академия», 2005 – 455 с.
16. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев – М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 – 324 с.
17. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2005. – 76 с.
18. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский – М.: Психология, 2004 – 567 с.
19. Петровский, А.В. Развитие личности / А.В. Петровский – М., 1977 – 300 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн – Гл.6. Сознание человека. – М.: Владос, 2005 – 700 с.