ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 2 РАБОТА С ЛИДЕРАМИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Гражданско-патриотическое воспитание
2.2 Работа с учащимися в системе гражданско-патриотического воспитания
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
3.1 Организация и методики исследования
3.2 Результаты исследования лидерских качеств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В любой группе, независимо количества участников, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее члены начинают играть более активную роль, начиная приобретать доминирующее положение. Происходит разделение участников группы на ведущих (лидеров) и ведомых (последователей).
Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития. Феномен происхождения лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего, исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.
Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.
ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Понятие лидерства широкое и определяется в зависимости от характеристик, которые вкладывают в данное понятие. Лидерство можно определить, как способность влиять на людей, чтобы достигать определенных целей. Лидер пользуется своим авторитетом и способен оказывать влияние на поведение и сознание других членов группы, в то время как члены группы признают превосходство лидера. Под лидерством также понимают отношения доминирования и подчинения.
Феномен лидерства в психологии рассматривается представителями различных теорий. Теория личностных черт делает акцент на наследственности в природе лидерства. Однако проведенные исследования К. Бэрда в определении лидерских качеств не подтвердили основную гипотезу. Исследователи данного направления начали разработку процедур отбора кандидатов на руководящие должности. Согласно подходу, лидер должен обладать дальновидностью, способностью расставлять приоритеты, стимулировать других выражением признания и вознаграждением за успехи, иметь отличные коммуникативные навыки, гибкость, стойкость, решительность и обаяние [15, с. 12].
Ситуативная теория лидерства рассматривает лидерство как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. В различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые обладают определенным качеством, необходимым в сложившейся ситуации, за счёт чего становятся лидерами. Э. Хартли, модифицировав ситуативную теорию, предположил, что если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой.
ГЛАВА 2 РАБОТА С ЛИДЕРАМИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Гражданско-патриотическое воспитание
Понятие гражданско-патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного развития Республики Беларусь. Институт семьи и школа формируют у детей уважение к своей стране, истории, национальным традициям.
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, уважения к законам своей и других стран, чувства верности своему Отечеству, ценностных ориентаций, мотивации ответственного поведения, активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения и другое. Гражданственность представляет собой интегративное качество личности, ориентированное на достойное, ответственное и социально значимое исполнение социальных ролей [2].
Гражданско-патриотическое воспитание - целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Такое отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины [3].
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
3.1 Организация и методики исследования
В исследовании приняли участие 40 учащихся 6-9-х классов. Цель эмпирического исследования: исследование взаимосвязи лидерских качеств с коммуникативными и организаторскими качествами.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) выявление взаимосвязи лидерских качеств с коммуникативными, организаторскими качествами и типом темперамента;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза: существует взаимосвязь организаторских, коммуникативных и лидерских качеств.
В исследовании использовался следующие методы: тест-опросник на выявление лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (В. Синявский и Б. А. Федоришин).
Математический анализ данных проводился с использованием статистического пакета SPSS v.13 for Windows. Для выявления взаимосвязи между параметрами применялся критерии корреляции r-Пирсона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидерство можно определить, как способность влиять на людей, чтобы достигать определенных целей. Существуют различные теории лидерства, такие как теория личностных черт, ситуативная теория, ситуативно-личностная теория, теория ожидания-взаимодействия, гуманистическая и мотивационная теории. Выделяют следующие типы лидеров: в зависимости от содержания деятельности (вдохновитель, исполнитель (одновременно и вдохновитель, и исполнитель), по стилю руководства (универсальный и ситуативный), по внутриколлективным функциям (инструментальный и эмоциональный), по сфере взаимоотношений (формальный, неформальный, формальный и неформальный одновременно).
Лидер может обладать хорошо развитыми организаторскими и коммуникативными навыками, быть волевым, решительным, настойчивым, инициативным, надежным, оптимистичным, стрессоустойчивым, критичным, требовательным.
Существуют различные методы для выявления и оценки лидерских качеств. При подборе методики следует учитывать возрастную категорию испытуемых, личностные особенности. По основному методическому принципу различают формализованные методики (тесты, опросники, проективные) и неформализованные (беседа, наблюдение). Часто они применяются в комплексе, так как неформализованные методики дают важные дополнительные сведения об испытуемом.
Гражданско-патриотическое воспитание - целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Такое отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учебник для студентов. – М, 1972.
2. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Патриотическое воспитание в школе. М. : Айрис-Пресс, 2002. – 212 с.
3. Александровская, В.П. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников / Под ред. В.Н. Савина. – Минск : Нар. Асвета, 1975. – 112 с.
4. Андреева, Г.М. Психология социального познания. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
5. Диагностика лидерских способностей / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М, 2002. – C.316-320.
6. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2018-2019-uchebnyj-god/2172-instruktivno-metodicheskie-pisma-2.html. –Дата доступа:
7. Лидерство в подростковом возрасте. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.childlab.ru/liderstvo-v-podrostkovom-vozraste/. – Дата доступа:
8. Лопатин, Ю.В., Томилин, А.Н., Фомичева, О.В., Тимченко, П.В. Патриотическое воспитание и формирование лидерских качеств у подрастающей молодежи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2011.
9. Макаренко, A.C. Воспитание гражданина / Сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. М. : Просвещение, 1988. – с.394.
10. Мокшанцев, Р. Социальная психология : учеб. Пособие / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. – М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 164.
11. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. : ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.
12. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология. – М, 2000.
13. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : ВЛАДОС, 1995 с. – 529 с.
14. Скляр, О.Ю., Шеденко, Е. Проблема лидерства в подростковом возрасте // Новая наука: современное состояние и пути развития. – Уфа, 2016. – С. 95-105.
15. Шалагинова, Л. В. Психология лидерства / Л.В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007. – С. 12.
16. Экономика предприятия / Под ред. В.М. Семёнова – М. : Ника, 2000.