ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Государственный долг и его виды
1.2 Основные функции и принципы государственного долга,
его последствия
1.3 Управление государственным долгом
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование
2.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Каждое государство стремится к повышению экономического благосостояния, которое возможно достичь благодаря проведению правильной финансово-бюджетной политики. Государственный долг - это одна из наиболее актуальных проблем. Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг негативно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Актуальность темы определяется также важностью проблемы формирования государственного долга страны, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема государственного долга уже давно носит характер одной из самых насущных в экономической жизни Республики Беларусь и уже этим заслуживает самого пристального внимания со стороны различных исследователей. Государственный долг – такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение – не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.
Объект исследования в курсовой работе - государственный долг Республики Беларусь.
Предмет исследования - внешний и внутренний государственный долг Республики Беларусь.
Целью данной курсовой работы является: исследование сущности государственного долга и точек зрения на его функционирование, анализ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Государственный долг и его виды
Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Он является одним из важнейших макроэкономических показателей, который отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства.
Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.
Кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулирование программ поддержки экономики, что способствовало образованию дефицитов бюджетов, которые покрывались за счет притока внешних заимствований. Если ранее значительно росли долги банков и частных компаний, то в последние годы наблюдается рост государственных долгов, что дает основание говорить о кризисе суверенных долговых обязательств. Мировой финансовый кризис обострил проблему устойчивости государственного долга, так как превышение установленных индикаторов безопасности порождает негативные явления в экономике стран вплоть до дефолта страны, то есть невозможности государств оплачивать свои обязательства [20, с.34-35].
Государственный долг - это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов, договоров и о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование
Основным нормативно - правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения. Бюджетная классификация видов государственного долга Республики Беларусь представлена в таблице 2.1 (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Кроме этого, государственно-кредитные экономические отношения регулируются такими законодательно-правовыми документами, как законы «О государственном внутреннем долге Республики Беларусь», «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», о бюджете на очередной финансовый год.
Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.
Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.
Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведется реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ
В последние годы в Республике Беларусь наблюдается рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, опережение темпов роста импорта над экспортом, что создает напряженное положение в платежном балансе страны и не позволяет сформировать надежные золотовалютные резервы. Объем экспорта товаров на душу населения в европейских странах, по населению близких к Беларуси, на порядок выше.
Все это свидетельствует о том, что современное состояние внешнеэкономической деятельности Беларуси не соответствует ее потенциальным возможностям, многие факторы задействованы не в полной мере, что в конечном итоге сказывается на развитии национальной экономики, создает угрозу экономической безопасности страны. В данной связи необходимо значительное увеличение темпов роста экспорта и достижение положительного сальдо торгового баланса, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, поиск резервов в данной сфере и их увязка с реальными экономическими условиями и задачами.
В Республике Беларусь наблюдается устойчивая тенденция роста как государственного, так и совокупного внешнего долга. Более того, по оценке Международного валютного фонда валовой внешний долг Беларуси имеет устойчивую тенденцию роста, а в 2017г. достигнет 75% ВВП [15, с. 38].
Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2017 года составил 37,0 млрд. рублей и увеличился по сравнению с началом 2016 года на 4,1 млрд. рублей, или на 12,5%.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 января 2017 года составил 13,6 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 1 198,8 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 9,6%. В январе -декабре 2016
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы сделаем следующие выводы:
1. Государственный долг – это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг можно классифицировать по различным признакам, и каждый вид имеет свои особенности.
2. К основным функциям государственного долга относятся фискальная и стабилизирующая. Правовыми принципами государственного внутреннего долга являются возвратность, добровольность, срочность и возмездность. Основными причинами появления внешнего долга являются прямое заимствование средств у иностранных государств, частных компаний и продажа государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего.
3. Управление государственным долгом имеет огромное значение, так как именно от его эффективности зависит финансовое положение государства.
4. Основным нормативно - правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь.
5. Несмотря на то, что Республика Беларусь весьма активно прибегает к использованию внешних источников заимствования, по объему внешнего государственного она относится к странам с низким уровнем задолженности. При этом по величине совокупного валового внешнего долга Беларусь вплотную приблизилась к границе безопасного для страны уровня внешней задолженности. Кроме того, следует помнить о том, что внешний долг придется возвращать в свободно конвертируемой валюте. Это потребует или получения новых внешних займов, или соответствующего роста экспорта как основного источника
1 Макроэкономика. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б., изд. М.: 2011.- 595 с.
2 Куцман М.В. Макроэкономика: Курс лекций/Москва: Мади, 2015. - 104 с.
3 Лемешевский И.М., Донцова В.И., Макроэкономика: учеб.- мет. комплекс.-Минск / изд. МИУ, 2014.- 266 с.
4 Макроэкономика.: учебное пособие / В.Г. Родионова.- М.: изд. МГТУ, 2013.-206 с.
5 Бюджетная классификация Республики Беларусь: нормативные документы. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 208 с.
6 Государственный долг Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов.- Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/acts/ - Дата доступа: 03.02.2017.
7 Государственный долг Республики Беларусь. Динамика. [Электронный ресурс] / Официальный сайт НБ РБ.- Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/- Дата доступа: 03.02.2017.
8 Кобринский Г.Е. Совершенствование управления государственным долгом в современных условиях экономики Республики Беларусь. /Г.Е. Кобринский // Бухгалтерский учет и анализ. – 2011. - № 9. – С. 35-38.
9 Заяц Н.Е. Теория финансов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 351с.
10 Бюджет Республики Беларусь на 2017 год. [Электронный ресурс] /.- Режим доступа: http://www.belrynok.by/ru/page/news/3818/- Дата доступа: 04.02.2017.
11 Кобринский Г.Е. Совершенствование управления государственным долгом в современных условиях экономики Республики Беларусь / Г.Е. Кобринский / Бухгалтерский учет и анализ. – 2011 №9. – С.35-38.
12 Кобринский Г.Е. Финансы и финансовый рынок / Г.Е. Кобринский, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2011. – 368 с.
13 Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов: В 3 ч. / И.М. Лемешевский. – Мн.: ФУ Аинформ, 2010 .- 493 с.- ил.
14 Бюджетный кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]// Национальный правовой интернет-портал РБ. - Режим доступа:http://pravo.by/main.aspx.- Дата доступа: 04.02.2017.
15 Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
16 Туманова Е.А., Шагас Н.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.
17 Финансы и финансовый рынок: учеб.пособие /Г.Е. Кобринский [и др.]; под общ.ред. Г.Е. Кобринского М.К. Фисенко. – Минск: Выш.шк., 2011. – 343 с.
18 Электронный ресурс / Новости республики // Режим доступа: http://www.mrik.gov.by/ru/republic-ru/view/v-belarusi//Дата доступа: 04.02.2017г.
19 Внешний и внутренний государственный долг [Электронный ресурс] / Сводная энциклопедия. – Режим доступа: - Дата доступа: 04.02.2017.
20 Попкова Н.А. Управление государственным долгом в разных странах / Н.А. Попкова / Банковский вестник. – 2010. №22. – С. 34-41.
21 Официальная статистика о валовом внешнем долге [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/ondkp-2017.pdf. -Дата доступа: 04.02.2017.
22 Проблемы социально-экономического развития республики Беларусь: сб. науч. тр. / Науч.- исслед. Экон. ин-т М-ва экономики Респ. Беларусь. – Гродно: ГрГУ, 2014 – 532c.
23 Внешний долг Беларуси / Белрынок [Электронный ресурс]. Режим досту-
па:http://www.belrynok.by/ru/page/finances/1225.html.Дата доступа:04.02.2017.
24 Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит / М.В. Романовский, О.В. Врублевский. – М.: Юрайт, 2010. – 711с.