ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА ГАРМОНИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
1.1 Понятие, сущность и специфика детско-родительских отношений
1.2 Стили и факторы семейного воспитания
1.3 Условия эффективного детско-родительского общения
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Выводы и результаты исследования
2.3 Коррекционная работа по повышению эффективности детско-родительского общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Семья – основная инстанция в жизни ребенка. Она предоставляет ему безопасность опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей.
Естественность воспитания заключается в том, что «мотивом воспитания ребенка должна быть счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Созиданию такой жизни и должны быть посвящены правильное семейное воспитание и правильная родительская позиция»
Проблемы детско-родительских отношений изучают многие исследователи (А. Спиваковская, А. Захаров, З. Матейчик, Г. Хоментаускас, С.В. Ковалев, В. Сатир, В. Буянов, В. Снайдер, М. Николс и др.), так как данные отношения оказывают решающее влияние на развитие ребенка, становление его личности, на его психическое здоровье.
Родительские отношения, по мнению представляют собой систему разнообразных чувств и поведенческих стереотипов, которые проявляются в процессе общения с ребенком в семье. Именно в семье происходит «первичная» социализация, в процессе которой благодаря ближайшему окружению ребенок усваивает систему определенных норм и ценностей, знания и социальный опыт.
Семья выступает первым воспитательным институтом, внутри которого происходит не просто смена поколений, но и идет усвоение и передача культурного наследия. Родительское отношение к детям связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым опытом родителей.
В своём исследовании мы опирались на труды таких исследователей, как Н. Аккермана, Т.В. Андреевой, И.Г. Баринова, А.М. Беспалова, Н.А. Захарченко, О.А, Карабановой, В.Н. Милиярова, Э. Эйдемиллера и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА ГАРМОНИЧНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
1.1 Понятие, сущность и специфика детско-родительских отношений
Взаимоотношения в семье – форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать ее функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов. Взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимопонимания, накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей [1, с. 56].
Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения; социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; от типа семьи – многодетная, малодетная; ее структуры – главенство и подчинение; психических и личностных свойств родственников; степени их совместимости, конфликтности [1, с. 58].
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
Детско-родительские отношения (ДРО) – это отношения между родителями и детьми во всем их многообразии. Составляющими ДРО являются
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа № 50 г. Гомеля»
Количество испытуемых: 15 учащихся подросткового возраста.
С целью изучения воспитательных принципов родителей мы применили методику З. Матейчика и П. Ржичана ADOR «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (см. Приложение 1)
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 году.
Процедура проведения исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы выяснили, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико.
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Связи «родитель – ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
Родительское отношение – это определенный стиль взаимодействия родителей с ребенком, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, формирующиеся и проявляющиеся в стилях воспитания.
Основной формой проявления родительского отношения можно считать стиль семейного воспитания, представляющий собой поведенческий компонент в структуре родительского отношения.
Стиль и тип воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.
К факторам, влияющим на формирование и динамику детско-родительских отношений, можно отнести: семейную систему в целом, особенности её функционирования и развития; индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Рекомендации родителям подростков:
– Родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий.
1. Аккерман, Н. Роль семьи в пoявлении расстройств у детей/ Н. Аккерман // Семейная психoтерапия. – СПб.: Питер, 2000. – 356 с.
2. Андреева, Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие./Т.В. Андреева. – СПб: Речь, 2007. – 384 с.
3. Баринова, И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка/И.Г. Баринова // Мир психологии. – 1997. –№ 1. – С. 174 –182.
4. Беспалов, А.М., Кочергина, Н.А, Маликова, Е.В., Прудникова, М.М Особенности детско-родительских отношений в моно- и межэтнических семьях русских и кумандинце/А.М, Беспалов, Н.А. Кочергина, Е.В. Маликова, М.М, Прудниковав//Учёные записки. – 2009. – № 11. – С. 180 –185.
5. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
6. Буянoв, М.И. Ребенку нужна родительская любовь./М.И. Буянов. – М.: Знание, 1999. – 80 с.
7. Вассерман, Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике./Л.И. Васерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
8. Гoзман, Л.Я., Шлягина, Е.И. Психoлогические проблемы семьи/Л.Я. Гoзман, Е.И. Шлягина // Вопрoсы психологии. – 1995. – № 2. – С. 186 –187.
9. Дружинин, В.Н. Психология семьи./В.Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 241 с.
10. Захарченко, Н.А., Ситдикова, С.Н., Кулинцева, Ю.С. Развитие эффективного детско-родительского взаимодействия как средства обеспечения безопасности детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми/ Н.А. Захарченко, С.Н. Ситдикова, Ю.С. Кулинцева// Современные исследования социальнах проблем. – 2013. – № 10 (30). – С. 66 –71.
11. Карабанова, О.А.. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие./О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
12. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми./И.М. Марковская. – СПб.: Питер, 2000. – 150 с.
13. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания./В.М, Минияров. – Воронеж, 2000. – 256 с.
14. Тюгашев, Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 229 с.
15. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи./Э.Г, Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
16. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений/Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 704 – 707.
17. Шабельников, В.К. Социально- психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности/ В.К. Шабельников // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2007. – № 4. С. 25 – 32.