Введение
1 Поведение хозяйствующих субъектов в условиях неопределённости спроса
1.1 Экономическое содержание неопределённости спроса
1.2 Критерии принятия управленческих решений в условиях неопределённости спроса
2 Оптимальное управление объемами выпуска в условиях неопределённости спроса
2.1 Модель определения объемов выпуска хозяйствующего субъекта
2.2 Оптимизация управления объемами выпуска в условиях неопределённости спроса с учётом коэффициента производства и импорта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современный экономический климат в Республике Беларусь создал благоприятные условия для стремительного роста спроса на производимую продукцию.
Условия расширяющегося рынка, увеличения уровня конкуренции создают все условия для возникновения неопределенности спроса.
В условиях неопределенности спроса, первоначальной задачей является постановка целей и выполнения задач управления объемами выпуска продукции.
Для любого хозяйствующего субъекта при определении объема выпуска продукции важно определить производительность в расчёте на применяемый режим смены, так как именно от режима сменности во многом зависит возможность определения оптимального объема выпуска продукции и в дальнейшем – открытие новых потребителей не только на национальном, но и на внешнем рынке, а при установке брендированности произведенной продукции, возможно исключить привлечение аутсорсинговых экспертов, компетентных не только в вопросах производства продукции, но и вопросах её реализации. Исключение привлечения аутсорсинговых экспертов будет способствовать снижению издержек, что является немаловажным параметром при определении объема выпуска продукции.
Понятие «производительность» в зависимости от направленности осуществления деятельности хозяйствующего субъекта, имеет различие в трактовках и формулировках.
Наиболее оптимальной формулировкой «производительности» является следующая: увеличение объема производства до максимального значения при нормальных условиях использования оборудования и рабочей силы, влияния внешних факторов (взаимоотношения с поставщиками и покупателями).
1 Поведение хозяйствующих субъектов в условиях неопределённости спроса
1.1 Экономическое содержание неопределённости спроса
В целях эффективного функционирования любого хозяйствующего субъекта необходим выбор оптимальной экономической системы, при помощи которой у управляющих возникнет возможность принимать самостоятельные решения и гарантирует им соблюдение режима автономности в аспекте хозяйственно-правовых отношений. Следует отметить, что получение экономическим субъектом масштабного рыночного пространства является основным источником для возникновения неопределённости спроса, так как свободное функционирование одновременно сопутствует тому, что у других субъектов-конкурентов возникает стимул к увеличению или установлению оптимального объема выпуска.
Существование неопределённости спроса является одним из основных составляющих при осуществлении предпринимательской деятельности [5, c. 640].
Многовековой зарубежный опыт существования неопределенности спроса установил, что изначально при формировании экономико-хозяйственных отношений у малых предпринимателей возникала проблема непостоянства рыночных отношений, так как возникала проблема неопределённости спроса.
Немецкий учёный-экономист И. Тюнен определял хозяйствующий субъект как основного претендента на участие в массовом производстве в ситуации неопределенности спроса [11, c. 390].
В управленческом менеджменте отмечается, что под «факторами возникновения неопределенности спроса» подразумеваются риски нарушения договорных отношений, изменение потребительского поведения, неопределенность рыночной конъюнктуры.
Австрийский экономист Й. Шумпетер установил, что «экономический рутинный процесс» является основным источником возникновения неопределенности спроса, так как отсутствует определенность дальнейшего функционирования, в виду отсутствия грамотных перспективных экономических решений [18, c. 654].
2 Оптимальное управление объемами выпуска в условиях неопределённости спроса
2.1 Модель определения объемов выпуска хозяйствующего субъекта
В целях определения оптимальных объемов выпуска продукции, хозяйствующий субъект необходимо выбрать тот горизонт планирования, который будет состоять из периодов с одинаковой длительностью. Однако, период может быть как с конечным, так и с бесконечным отрезком.
В начале каждого отчетного периода хозяйствующий субъект принимает определенную стратегию объема выпуска продукции. В течение отчетного периода происходит выпуск и реализация определенной партии продукции и в конце периода фирма проводит оценку объема продаж и уровня спроса [15, c. 36].
Неравновесие между спросом и объемом выпуска продукции приводит к образованию нескольких сценариев:
1 если объем выпуска продукции аналогичен объему продаж, то имеет место недооценка спроса;
2 если имеет место больший остаток выпуска объема продукции и меньший объем реализации, то имеет место переоценка спроса.
Такие сценарии приводят к немедленной идентификации точной величины спроса.
Если объем выпуска продукции и объем продаж определяется в один момент времени, то хозяйствующий субъект принимает решения в рамках строгой ограниченности времени. Временная ось моментов принятия решений располагается на расстоянии длительности одного периода.
Рассмотрим параметры модели определения объемов выпуска на примере хозяйствующего субъекта. Обозначим его буквой «X».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Управление объемами выпуска в условиях неопределенности спроса» выполнена на основании научных трудов учёных-экономистов, периодических изданий и учебных пособий.
При выполнении курсовой работы было рассмотрено экономическое содержание неопределенности спроса, которое предполагает существование неопределенности спроса как неотъемлемого компонента функционирования хозяйствующих субъектов и выступает фактором движения экономической системы. Было установлено, что современная рыночная экономика функционирует так, что постоянно изменяются условия хозяйственной деятельности, рыночная конъюнктура, поведение субъектов рынка.
Изучение критериев принятия управленческих решений в условиях неопределенности спроса позволило установить, что они объясняют существование качественно разных социально-экономических слоев населения: неквалифицированных рабочих, и высокого класса, которые соответствуют двум выпуклым участкам, а вогнутый участок – это маржинальный. Изучение концепции М. Фридмена и Л. Сэвиджа позволило определить, что хозяйствующие субъекты склонны отдавать предпочтение ситуации неопределенности спроса в том случае, если это даст им возможность получить максимальную прибыль. В зависимости от выбранного промежутка, выбранного хозяйствующим субъектом сценария, будет присутствовать разный уровень вероятности возникновения неопределенности спроса.
Анализ моделей определения объемов выпуска хозяйствующего субъекта позволил установить, что выбора той или иной модели зависит от того какую определенную стратегию объема выпуска продукции в начале каждого отчетного периода принимает хозяйствующий субъект.
1 Афитов, Э. А. Планирование на предприятии (организации): учеб. пособие / Э. А. Афитов. – Минск: Новое знание, 2015. – 344 с.
2 Бухвалова, В. В., Петрусевич, А. В. Определение оптимальных объемов производствав условиях информационной неопределенности спроса / В. В. Бухвалова, А. В. Петрусевич // Экономика и математические методы. – 2011. - № 47. – С. 3-23.
3 Веснин, В. Р. Мировая экономика / В. Р. Веснин, В. А. Поникаров. – М: Проспект, 2016. – 107 с.
4 Гончарова, Е. В. Процесс принятия управленческих решений / Е. В. Гончарова. – Волгоград: Волжский ВПИ, 2013. CD-ROM.- номер гос. регистрации 0321302878
5 Камаев, В. Д. Экономическая теория: учеб. пособие / В. Д. Камаев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 640 с.
6 Карачун, И. А. Финансовая оптимизация: учеб. пособие / И. А. Карачун. – Минск: Издательский центр БГУ, 2015. – 115 с.
7 Козырев В. М. Основы современной экономики: учеб. пособие / В. М. Козырев. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 432 с.
8 Королева, С. Е. Управление хозяйственными рисками: учеб. пособие / С. Е. Королева. – Минск: Тетралит, 2013. – 191 с.
9 Кундышева, Е. В. Экономико-математическое моделирование: учеб пособие / Е. В. Кундышева, Б. А. Суслакова. – М.: Дашков и К, 2012. – 424 с.
10 Латфуллин, Г. А. Теория менеджмента: учеб. пособие / Г. А. Латфуллин. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 458 с.
11 Ноздрин-Плотницкий, М. И. Экономическая теория: учеб. пособие / М. И. Ноздрин-Плотницкий. – Минск: БГЭУ, 2011. – 390 с.
12 Ноздрин-Плотницкий, М. И. Макроэкономика / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2012. – 315 с.
13 Осипенко, С. А. Экономико-математическое моделирование: учеб. пособие / С. А. Осипенко. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 146 с.
14 Орлов, А. И. Организационно-экономическое моделирование: учеб. пособие / А. И. Орлов. – М.: КноРус, 2010. - 568 с.
15 Петрусевич, А. В. Оптимальное управление объемами выпуска в условиях неопределенности спроса / А. В. Петрусевич // Российский журнал менеджмента. – 2011. – № 4. – С. 35-60.
16 Розанова, Н. М. Ситуационный анализ в экономике: учеб. пособие / Н. М. Розанова. – М.: Экономика, 2011. – 589 с.
17 Судариков, С. А. Оптимизационный менеджмент: учеб. пособие / С. А. Судариков, Н. Г. Грек, К. А. Бахренькова. – Минск: Издательство БГУ,2013. – 319 с.
18 Тарасевич, Л. С. Макроэкономика / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребеннпиков, А. И. Леусский. – 7-е изд. – М: Юрайт: Высшее образование, 2009. – 654 с.
19 Управленческие решения в современных организациях: теория и практика / Старовойтов М. К. [и др.]; под науч. ред. М. К. Старовойтова. – Волгоград: Волжский ВПИ (филиал), 2014. – 267 с.
20 Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: учеб. пособие / Р. А. Фатхудинов. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 491 с.