ВВЕДЕНИЕ
Большинство развитых стран перешло к новой парадигме экономического развития и роста, повышения конкурентоспособности продукции, предприятий, регионов и экономики в целом.
Конкуренция, вне всяких сомнений, была, есть и будет двигателем прогресса. Однако ее сегодняшние формы разительно отличаются от тех, что существовали во времена Адама Смита, две с половиной сотни лет тому назад создавшего свое учение о «невидимой руке» рынка. Современная конкуренция во многом напоминает футбольный турнир, где каждый отдельный игрок вынужден играть уже не столько на индивидуальный, сколько на общий, командный результат.
В современных экономических отношениях одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности бизнеса, лояльности целевой аудитории, государства и общества в целом является социально ответственное поведение компании. Современные рыночные системы поощряют своих игроков, которые не только этично достигают основной цели – получение прибыли, но и вкладывают средства в реализацию социальных проектов, ориентированных на создание общественной ценности.
Понятия конкуренции и конкурентоспособности являются в настоящее время одними из самых употребляемых на всех уровнях управления. Проблемы конкурентоспособности исследованы в трудах многих зарубежных и отечественных ученых. Рассматриваемое понятие можно интерпретировать по-разному в зависимости от объекта, к которому оно относится. Конкурентоспособность можно рассматривать на уровне как национальной экономики и отраслей, так и предприятия. Конкурентоспособность каждого более высокого уровня определяется конкурентоспособностью ее составляющих. В то же время конкурентоспособность продукции и предприятий в значительной степени определяется уровнем проводимых в государстве и отрасли работ в этой области, а также состоянием многочисленных факторов, регулируемых на государственном уровне и влияющих на конкурентоспособность конкретной продукции.
Конкурентоспособность продукции – это совокупность свойств реализованного объекта, удовлетворяющих ту или иную потребность человека в данный период времени в условиях конкуренции на свободном рынке [1, с. 44].
Конкурентоспособность продукции – такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке [4, с. 125].
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия [6, с. 25].
Высокая конкурентоспособность организации является необходимым условием ее эффективной деятельности и приобретает все большую значимость при значительной степени открытости экономики государства и по мере приближения законов, по которым действует экономика. Растущий уровень конкуренции побуждает организации к формированию устойчивых конкурентных преимуществ, ранее не свойственных им. Более того, организациям необходимо наращивать свой конкурентный потенциал, проводить мониторинг имеющихся возможностей для создания новых конкурентных преимуществ [7, с. 112].
В экономике Республики Беларусь наблюдается тенденция к повышению степени открытости, что обусловлено рядом исторических и геополитических факторов. Вследствие этого организации вынуждены работать в условиях перманентно возрастающей конкуренции не только на внутреннем, но и на мировом рынках. Данное обстоятельство неизбежно приводят либо к созданию новых и совершенствованию существующих методов формирования конкурентных преимуществ, либо к прекращению деятельности организаций ввиду их неконкурентоспособности. В соответствии с Программой социально- экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., главная цель развития страны – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, активизации рыночных институтов и инновационного развития.
В основу критериев выбора приоритетов социально-экономического развития в предстоящем пятилетии положен принцип преемственности и их нацеленности на решение проблем и задач, которые не удалось реализовать в предыдущие годы, и с учетом концентрации сил и ресурсов на создании экономического базиса для инновационного развития обеспечить повышение благосостояния белорусских граждан.
Однако этот экономический показатель при всей его информативности и значимости не исчерпывает полностью понятие конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.
Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
Вместе с тем, как отмечают А.С. Головачев и Д.Ю. Хамчуков [9, с. 109], «в республике отсутствует необходимая методологическая база, нет четких определений понятий конкурентоспособности, не установлены их показатели, которые позволили бы оценить реальную конкурентоспособность экономических объектов».
Решением Витебского областного исполнительного комитета № 605 от 30.12.1996г. года зарегистрировано унитарное производственное предприятие «Витебский кондитерский комбинат «Витьба». 24 августа 2006г. решением Витебского облисполкома № 611 внесено изменение в наименование организации и выдано свидетельство о государственной регистрации Коммунального производственного унитарного предприятия «Витебский кондитерский комбинат «Витьба».
Комбинат «Витьба» является современным, динамично развивающимся предприятием, одним из крупнейших производителей сухих завтраков и кондитерских изделий в Республике Беларусь.
КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» имеет на территории Бреста, Гомеля, Гродно, Минска, Могилёва и Санкт-Петербурга обособленные подразделения (представительства) и осуществляет в отношении них руководство и управление. Местонахождением головного предприятия является Республика Беларусь, г. Витебск, ул. Короткевича, 3.
Основными задачами, стоящими перед КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» в настоящее время, являются обеспечение выполнения целевых показателей, повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности, увеличение объемов производства и реализации продукции, обеспечение стандартов качества продукции и технологических процессов, расширение ассортимента, повышение прибыльности, рентабельности и эффективности производства.
В соответствии с планами технического развития на предприятии постоянно разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на техническое переоснащение производственных мощностей, экономию материальных, энергетических и трудовых затрат, повышение качества выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Продукция комбината неоднократно была удостоена высоких наград и становилась победителем международных конкурсов. Вот только некоторые из них – «Продукт года», «Выбор года», «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации», «Продукт Олимпийского качества», «Наша марка». В 2011 батончик «Vitba.by» с арахисом в молочной глазури» получил диплом лауреата и золотую медаль в номинации «Продовольственные товары» на международном конкурсе Продэкспо в г.Москва. Вафельные трубочки «Вивайли» в молочной глазури стали победителем конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке РФ», вафельные батончики «Vitba.by» в ассортименте – победителем конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь».
Структура КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» представляет собой состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный субъект.
На КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» линейно-функциональная организационная структура системы управления (Приложение А), в соответствии с которой функциональные органы принимают участие в постановке задач, подготовке решений, а также помогают линейным руководителям в реализации функций управления.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом на основании сочетания интересов трудового коллектива и собственников имущества.
Директор осуществляет общее руководство, решает самостоятельно все вопросы деятельности организации, предусмотренные Уставом.
В качестве мероприятия повышения уровня конкурентоспособности для КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» можно предложить обновление оборудование в целях повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности.
Сейчас КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» использует для упаковки кондитерских изделий как традиционные, так и современные упаковочные материалы. Так, для упаковки вафель в настоящее время используются: пергамент и этикетка; пленка флоу-пак.
Пленка флоу-пак – это современная герметичная упаковка, не допускающая попадания воздуха, влаги и микроорганизмов извне. Вследствие этого улучшается качество продукта и его внешний товарный вид.
Что касается упаковки вафель в пергамент и этикетку, то этот процесс технологически является более сложным и трудоемким, чем упаковка в пленку флоу-пак. При этом пергаментная упаковка может пропускать жир (который входит в состав начинки), в результате чего на поверхности этикетки появляется маслянистые пятна до истечения срока годности изделия, то есть внешний вид продукта становится неприглядным. К тому же, вследствие не герметичности упаковки, возникает вероятность попадания воздуха, влаги и микроорганизмов извне, что негативно влияет на качество кондитерских изделий.
Упаковка вафель в пергамент и этикетку производится на четырех упаковочных автоматах К-467, которые были введены в действие в 1983 году. Нормативный срок службы оборудования в кондитерской промышленности, согласно Временному классификатору основных средств (утвержденному постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 21 ноября 2001 года № 186), составляет 8,5 лет. Как видим, оборудование физически изношено и давно уже с амортизировало свою стоимость.
При этом стоит отметить, что «Витьба» давно перешло к использованию современной герметичной упаковки, однако имеющихся мощностей не достаточно. При этом, обновив оборудование, продукция предприятия будет пользоваться большим спросом, нежели продукция конкурентов.
На КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» в вафельном цехе имеется один автомат «Каррера – 1000», упаковывающий продукцию в пленку флоу-пак. Он был введен в действие в мае 2004 года и достаточно хорошо зарекомендовал себя. Процесс упаковки на нем происходит с более быстрым темпом и менее трудоемко по сравнению со старыми упаковочными автоматами.
Таким образом, было бы целесообразно закупить еще один упаковочный автомат «Каррера – 1000». Стоимость автомата относительно невелика и составляет 160,37 млн. руб. При этом четыре автомата К-467 следует демонтировать, высвободив тем самым площадь в вафельном цехе.
При расчете годового экономического эффекта от внедрения данного мероприятия будут попарно сравниваться варианты процесса упаковки четырьмя автоматами К-467, с одной стороны, и двумя автоматами «Каррера – 1000», с другой.
1 Норма обслуживания упаковочных автоматов и часовые тарифные ставки рабочих представлены в таблице 3.1.
1.1. Общая часовая тарифная ставка при работе четырех автоматов «К – 467» и одном автомате «Каррера – 1000»:
ТТС = 25364 + 18047 = 43411 руб.
где 25364 – часовая тарифная ставка рабочих на упаковочном автомате «К – 467», руб.; 18047 – часовая тарифная ставка рабочих на упаковочном автомате «Каррера – 1000», руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятия конкуренция и конкурентоспособность являются в настоящее время одними из самых употребляемых на всех уровнях управления. Проблемы конкурентоспособности исследованы в трудах многих зарубежных и отечественных ученых. Рассматриваемое понятие можно интерпретировать по-разному в зависимости от объекта, к которому оно относится.
Конкурентоспособность продукции – относительная и обобщенная характеристики товара, отражающие его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Оценка уровня конкурентоспособности товара представляет собой совокупность операций, которые проводят для сопоставления определенного перечня показателей конкурентоспособности, присущих оцениваемому товару и выбранному для сопоставления аналогу. Совокупность указанных операций определяет алгоритм оценки, который имеет свою специфику в зависимости от используемого метода оценки. В то же время единого подхода к оценке уровня конкурентоспособности потребительских товаров нет, хотя в то же время существует много методов и методик. Каждому из них присущи определенные достоинства и недостатки, но ни один из них в полной мере не учитывает специфику потребительских товаров. В результате чего возникает необходимость дальнейшего совершенствования методологии оценки уровня конкурентоспособности потребительских товаров.
Витебский кондитерский комбинат «Витьба» – лидер в Беларуси по производству сухих завтраков, а также одно из наиболее значимых предприятий республики по выпуску мучных кондитерских изделий.
1 Гребнев, Е. Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 3 (29). – С. 136-141.
2 Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 72-85.
3 Головачев, А. С. Экономика организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008. – 464 с.
4 Раицкий К. А. Экономика организации : Учеб. пособие / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2013. – 498 с.
5 Титов В. И. Экономика организации : учеб. пособие / В. И. Титов. – Минск: Эксмо, 2008. – 414 с.
6 Экономика организации: учеб. пособие / под ред. В. Я. Хрипача. – Минск: Экономпресс, 2010. – 464 с.
7 Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2013. – 299 с.
8 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2016 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11.04. 2011 г., № 136 // Эта- лонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
9 Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности отрасли и показатели ее оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Хамчуков // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 108–117.
10 . Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.–195 с.
11 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
12 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2015. – 544 с.
13 Garelli, S. The Fundamentals And History of Competitiveness / Stephane Garelli [Electronic resource] / IMD World Competitiveness Yearbook 2011. – Geneva, 2011. – Access mode: http:// www.imd.org/research/centers/wcc/upload/Fundamentals.pdf. – Date of access : 11.04.2016.
14 Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 367 с.
15 Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – Москва: КНОРУС, 2006. – 672 с.
16 Ноздрёва, Р.Б. Маркетинг: учеб. пособие / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ТК Вилби, Издательство Проспект, 2005. – 232.с.
17 Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки / Л.Е. Платонова // Маркетинг, идеи и технологии. – 2010 – № 5. – С. 42.
18 Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2015. – 335 с.
19 Дурович, А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – Минск: БГЭУ, 1993. – 58 с.
20 Управление качеством: учеб. пособие / Е.И. Семенова [и др.]; под ред. Е.И. Семеновой. – М.: КолосС, 2013. – 184 с.
21 Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / С.В. Пономарев. – М.: РИА Стандарты и качество, 2011. – 230 с.
22 Елисеева, И.И. Общая теория статистики / под рсд. И.И. Елисеевой / И.И. Елисеева, М.М. Кузбашев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 360 с.
23 Методологические подходы к оценке конкурентоспособности товара / Д. П. Лисовская [и др.] // Пищевая промышленность: наука и технологии. - 2014. – № 2. – С. 61-69.
24 Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8. – С. 449-454.
25 Суворов, О. А. Конкурентные преимущества современных технологий в хлебопечении / Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов //Суворов О.А., Н. В. Лабутина, М. С. Назаретян. – 2013. – №1. – С. 101-104.