Музыка на телевидении как явление экранной культуры Курсовая работа (проект)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Музыка на телевидении как явление экранной культуры»
по дисциплине: «Экранная культура»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Музыка на телевидении как явление экранной культуры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экранная культура
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты музыки на телевидении как явлении экранной культуры
1.1 Особенности музыкального телевидения
1.2 Жанровая классификация передач музыкального телевидения
Глава 2 Особенности развития музыкального телевидения в Беларуси 1990 – 2010-х гг.
2.1. Становление музыкального телевидения Беларуси (советский период и 1990- гг.)
2.2 Музыкальное телевидение Беларуси в 2000-2010-е годы
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы
Музыкальное телевидение – это значительное и многоплановое социокультурное явление, участвующее в глобальных коммуникационных процессах. Эстетическое освоение мира человеком, его художественное развитие невозможно без музыкального телевидения, которое во многих странах становится естественной и единственной возможностью приобщиться к музыкальной национальной культуре других стран.
В настоящее время содержание музыкальных телепрограмм, их жанровая специфика претерпевают коренные изменения, что требует глубокого своевременного анализа. В научной литературе до сих пор отсутствует общепризнанное определение музыкальной программы, музыкального телевидения.
В научно-исследовательской литературе отсутствует комплексное исследование музыкального телевидения. Обширный корпус публикаций и научных трудов посвящен общим проблемам телевидения: истории его развития, особенностям функционирования, основным принципам создания аудиовизуальных произведений. Масштабные исследования в данной сфере проводят российские и белорусские ученые – Н. Агафонова, Е. Вартанова, В. Егоров, Я. Засурский, О. Медведева, О. Нечай, А. Новикова, Т. Орлова, А. Плавник, Е. Поберезникова, Е. Сушко, Н. Фрольцова, В. Цвик и др. Отдельные вопросы музыкального телевидения поднимаются в работах российских исследователей Е. Авербах, Г. Григорьянц, О. Дворниченко, Н. Ефимовой, И. Калашниковой, Г. Кузнецовой, А. Куржиямской, Е. Петрушанской, С. Севастьяновой, Э. Советкиной, Т. Стеркина, Т. Шак, Е. Шерстобоевой. Однако в белорусском киноведении вопросы данного вида художественного творчества затрагиваются в основном опосредованно, музыкальное телевидение включается в общий телевизионный контекст.
Цель и задачи курсовой работы
Цель исследования – определить специфику музыки на телевидении как явления экранной культуры.
В связи с постижением цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности музыкального телевидения;
2) рассмотреть виды музыкальных программ на современном телевидении;
3) охарактеризовать становление музыкального телевидения Беларуси;
4) выявить специфику развития музыкального телевидения Беларуси на современном этапе.
Объект и предмет курсовой работы
Объект исследования – музыкальное телевидение Беларуси.
Предмет исследования – особенности музыки на телевидении как явления экранной культуры.
Методология и методы курсовой работы
Методология исследования строится на теоретических выводах и положениях русскоязычных искусствоведов: Н. Агафонова, Е. Вартанова, В. Егоров, Я. Засурский, О. Медведева, О. Нечай, А. Новикова, Т. Орлова, А. Плавник, Е. Поберезникова, Е. Сушко, Н. Фрольцова, В. Цвик и др.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализа и синтеза, компаративный, контекстуальный анализ.
Аналитический обзор литературы
Аспекты функционирования музыкального телевидения рассматриваются в ряде научных источников. Так, Н. Агафонова в книге «Общая теория кино и основы анализа фильма» [2] рассматривает специфику кино как вида искусства, особенности его образной речи. На примере более чем двадцати кинопроизведений различных периодов, школ и течений автором апробируется целостный, компаративный и контекстуальный методы анализа фильма. В том числе автор рассматривает взаимосвязь кино и музыки как видов искусства.
Е. Авербах в книге «Музыка на телевидении» [1] рассматривает музыку в телеэфире, формирование ее специфических жанров, типы и способы транслирования по ТВ исполнения симфонических и камерных произведений, о музыкальном оформлении публицистических, научно-познавательных, информационных и других программ. Говоря о музыке на ТВ, автор затрагивает и некоторые общеэстетические проблемы, связанные с взаимоотношением видимого и слышимого образных миров, с изменениями условий существования музыкальных произведений и их восприятия.
В публикации Е. Сушко «Музыкальное телевидение Республики Беларусь: основные этапы и тенденции развития» [16] определены ключевые этапы и выявлены основные тенденции развития музыкального телевидения Республики Беларусь. Системно исследованы структура и контент современного музыкального телевещания, программных пакетов центральных и региональных, государственных и негосударственных телеканалов. Сделан вывод о преобладании рекреативной функции музыкального ТВ, развлекательных программ о массовой музыкальной культуре, «конвейерного» способа создания телепередач и телефильмов.
В диссертационном исследовании Е. Сушко «Музыкальное телевидение Беларуси: жанровая типология и основные тенденции развития» [15] определены ключевые этапы развития музыкального телевидения Беларуси, выявлены особенности его функционирования в составе централизованной системы вещания СССР и в современном медийном пространстве Республики Беларусь. На основании системного исследования телевизионного контента 1956-2016 годов автором сделан вывод об оригинальном пути развития белорусского музыкального телевидения в советский период (формирование национального облика, появление уникальных жанров) и серьёзных кризисных процессах в музыкальном сегменте телевещания после 1991 года (российское и англо-американское влияние, вторичность контента, рекреативная функция музыкального ТВ).
Структура и объем курсовой работы
Полный объем работы состоит из 27 страниц, из них, основной текст – 25 с., Библиографический список занимает 2 с. и включает в себя 20 использованных источников на 2 языках.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ КАК ЯВЛЕНИИ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Особенности музыкального телевидения
В истории массовой коммуникации основными элементами (аудиовизуальными средствами) музыкальной звукозаписи являлись музыкальное радио, музыкальное телевидение и музыкальная видеоиндустрия, а факультативными – концертно-фестивальная и клубная деятельность.
Музыкальный телепродукт является особым феноменом. Музыкальное телевидение представляет многоплановое социокультурное явление, которое содействует глобальным коммуникационным процессам, наглядно демонстрируя роль технологического фактора в развитии медиаиндустрии. Различные аспекты появления на экране музыкальной культуры привлекают внимание исследователей.
Регулярное телевещание по современным электронным стандартам впервые началось в 1936 г. в Англии и США (в СССР, Франции и Германии – в 1938–1939 гг.). Уже в 1930-е гг. на экране стала широко использоваться музыкальная трансляция. 15 ноября 1934 г. из Московского радиотрансляционного узла состоялся показ 25-минутного эстрадного концерта. Музыка и на телевидении началась именно с этого жанра. Музыкальные транслирования – это первые телевизионные опыты по сочетанию звуковой партитуры с экранным действием. Уже тогда телевизионщики пытались с помощью изображения выявить ритмические и мелодические особенности музыки (через перемещения телекамеры, смены планов, внутрикадровую драматургию и т. п.). Для этого по музыкальной партитуре режиссеры заранее старались разработать эскизы соответствующих «видеопартитур». В это время в телерадиовещании начинает развиваться звукозапись.
Вторая половина ХХ в. вводит телерадиовещание в категорию массовых СМИ. Начинается обширная практика записи внестудийных шумов, теле- и радиоконцертов, телепостановок. Важными в телепроизводстве становятся всевозможные техники работы с камерой (резкие переходы, медленный увод изображения, наплывы, панорамирование, рапидная съемка, перемещение фокуса), имеющие непосредственную связь со звуковым рядом. Повсеместно внедряются новые формы бенефиса, музыкального шоу и телесериала. Например, в СССР появляется музыкальное шоу «Голубой огонек», в ГДР – «Золотая нота», в Америке – телесериал «На пороге ночи».
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В БЕЛАРУСИ 1990 – 2010-Х ГГ.
2.1. Становление музыкального телевидения Беларуси (советский период и 1990- гг.)
История телевидения Беларуси насчитывает шесть десятилетий. Объём вещания Минской студии телевидения в 1950-е годы составлял всего несколько часов в сутки. Основой телевизионного контента были концертные номера и телеспектакли, снятые на киноплёнку и присланные из Москвы. Создавались и собственные музыкальные телепрограммы. Уже тогда, как отмечает Е. Сушко [16], возникли предпосылки для формирования музыкального телевидения – нового вида художественного творчества, основанного на диалектическом взаимодействии музыкального и телевизионного искусств, сформировавшего впоследствии оригинальный жанровый корпус и систему изобразительно-выразительных средств.
Музыкальное телевидение Беларуси более тридцати лет (1956-1991) испытывало серьёзное влияние Центрального телевидения СССР и развивалось с ориентацией на его опыт. В то же время отечественные телережиссёры, сценаристы, музыкальные редакторы работали над поиском национального своеобразия музТВ БССР. Это проявлялось, прежде всего, в тематике телепроизведений, их музыкальном содержании – ориентации на народную и академическую национальную музыкальную культуру, представлении в эфире творчества белорусских композиторов, исполнителей, музыкальных коллективов. Помимо этого, музыкальное телевидение БССР рождало и уникальные жанровые модели, которые становились первыми на территории всего Советского Союза. Как отмечает Е. Сушко, определённый исторический парадокс заключается в том, что в советское время – эпоху централизации – музыкальное телевидение Беларуси (так же как и музТВ других союзных республик) было гораздо более свободным и самостоятельным, нежели в период независимого телевидения постсоветской эпохи (1990-2010-е годы).
Общая история музыкального телевидения Беларуси охватывает два масштабных этапа, каждый из которых обладает собственной парадигмой вещания. Так, в 1970–1980-е гг. белорусское музыкальное телевещание являлось частью централизованной системы вещания СССР, когда в ней доминировали культурно-просветительские и образовательные функции. После 1991 г. возникла необходимость формирования в Республике Беларусь собственного медийного пространства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. В связи с приходом музыки на экран появляется такое понятие, как музыкальная программа. Нельзя относить телепрограмму к музыкальным, если в ее составе не присутствуют исполнения (фрагменты исполнений) музыкальных произведений, а предметом телепрограммы не является музыкальное произведение или его исполнение. Музыкальное телевидение представляет совокупность музыкальных телепрограмм. Сущность современного музыкального телевидения лежит в стремлении к глобализации и демассификации одновременно, поэтому музыкальное телевидение способно существовать и развиваться как на универсальных, так и на нишевых каналах, а также в сфере Интернет.
2. Основными жанрами музыкальных программ выступают информационные жанры (новости, выступления, прямые включения), аналитические жанры: тележурнал, комментарий, беседа, рецензия, обозрение, хит-парад); документальный телефильм; телешоу (концерты, конкурсы, реалити, телеигры, телемюзиклы); видеоклип.
3. В целом история белорусского музыкального телевидения насчитывает более 60 лет. До 1991 года музыкальное телевидение Беларуси развивалось с ориентацией на Центральное телевидение, однако проходила работа над поиском национального своеобразия музТВ БССР. В истории суверенной Беларуси выделяется 3 этапа, охватывающие 1990-е, 2000-е и 2010-е гг. соответственно. В целом первый период национального телевещания (1991 – начало 2000-х гг.) характеризуется структурно-творческими преобразованиями. Второй период в развитии современного отечественного музыкального телевещания охватывает 2001–2010 гг. и отмечен появлением новых государственных телеканалов и первого специализированного негосударственного музыкального телеканала. Контент музыкального телевещания формирует также продукция музыкальной редакции Белорусского телевидения, Творческого объединения «Телефильм» Республиканской студии телевидения, РУП «Белорусский видеоцентр». Во второй период происходит обновление структуры вещания за счет возникновения новых государственных телеканалов («ОНТ», «СТВ», «ЛАД») и разнообразных продюсерских компаний (телекомпании «Карамболь», «Арт-видео» и др.). В 2002 г. появляется негосударственный телеканал «Первый музыкальный» – единственный специализированный телеканал Беларуси. Структура музыкального телевещания дополняется региональными версиями зарубежных музыкальных телеканалов «MTV Беларусь» и «БелМУЗ-ТВ».
4. Третий период характеризуется увеличением объема музыкального сегмента вещания в рамках общереспубликанских и коммерческих телеканалов, а также региональных телеканалов разных форм собственности.
Опираясь на классификацию музыкальных программ, данную Е. А. Шерстобоевой, на белорусском современном телевидении можо выделить следующие виды музыкальных программ: информационные жанры: новости, выступления, прямые включения; документальный телефильм; телешоу: концерты, конкурсы, реалити, телеигры. Следует отметить, что на современном белорусском телевидении не представлены аналитические музыкальные программы.
1. Авербах, Е.М. Музыка на телевидении / Е.М. Авербах. – М. : Знание, 1984. – 48 с
2. Агафонова, Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н.А. Агафонова. – Минск : Тесей, 2008. – 392 с
3. Белько, А. Столичное телевидение: возвращение к хорошо забытому старому / А. Белько // Журналістыка-2004 : мат-лы 6-й Міжнар. навук.-практ. канф. Вып. 6; рэдкал.: В. П. Вараб’ёў (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2004. – С. 48–49
4. Большакова, Л. Б. Метафора в англоязычном поликодовом тексте (на материале британских и американских музыкальных видеоклипов) : автореф. дис. канд. филол. наук / Л. Б. Большакова. - Самара, 2008. - 23 с
5. Гиммерверт, А. Нина Григорьянц: портрет на фоне ушедшей эпохи / А. Гиммерверт // Музей телевидения и радио в Интернете [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/about_unesco.asp. – Дата доступа: 13.09.2018
6. Григорьянц, Н.И. На экране музыка: Из опыта работы редактора / Н.И. Григорьянц. – М. : НМО Комитета по телевидению и радиовещанию, 1967. – 89 с
7. Егоров, В.В. Телевидение между прошлым и будущим / В.В. Егоров. М. : Знание, 1999. – 180 с
8. Качерская, Ю. Развлекательное вещание в белорусском телеэфире / Ю. Качерская // Журналістыка – 2005. На скрыжаванні часу і прасторы : матер. VII-й Міжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 80-годдзю Беларускага радыё і 50-годдзю Беларускага тэлебачання. Вып. 7; рэдкал.: С. В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2005. – С. 64–66
9. Куржиямская, А.М. Рапсодии телеэкрана: Заметки о музыкальном телевидении / А.М. Куржиямская. – М. : Искусство, 1983. – 146 с
10. Мельникова, Л. Современное белорусское телевидение: от какого наследства мы отказываемся? / Л. Мельникова // Жыццём і словам прысягаючы... : да 90-годдзя заслуж. работніка адукацыі Рэсп. Беларусь, д-ра філал. навук, праф. Міхася Яўгенавіча Цікоцкага : зб. навук. прац. пад агул. рэд. В. І. Іўчанкава. – Мінск, 2012. – С. 402–411
10. Мельникова, Л. Современное белорусское телевидение: от какого наследства мы отказываемся? / Л. Мельникова // Жыццём і словам прысягаючы... : да 90-годдзя заслуж. работніка адукацыі Рэсп. Беларусь, д-ра філал. навук, праф. Міхася Яўгенавіча Цікоцкага : зб. навук. прац. пад агул. рэд. В. І. Іўчанкава. – Мінск, 2012. – С. 402–411
11. Моряхин, В. А. Синтезированные музыкально-художественные проекты как феномен культуры ХХ века / В. А. Моряхин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 61. – С. 184–188
12. Стеркин, Т.А. Становление профессии: О режиссуре музыкального телевидения / Т.А. Стеркин. – М. : Искусство, 1980. – 151 с
13. Сушко, Е. О. Музыкальное телевидение Беларуси: жанровая типология и основные тенденции развития : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.03 / Е.О. Сушко ; Нац. акад. наук Беларуси, Центр исслед. белорусской культуры, яз. и лит. – Минск, 2016. – 26 с
14. Сушко, Е.О. Музыкальное телевидение Республики Беларусь: основные этапы и тенденции развития / Е.О. Сушко // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Сер. Гуманіт. навук. – 2015. – № 2. – С. 90–94
15. Фрольцова, Н.Т.Белорусское региональное телевидение в системе современной электронной коммуникации / Н.Т. Фрольцова // Рэгіянальныя СМІ ў сучаснай інфармацыйнай прасторы : матер. Рэсп. навук.-практ. семінара, Мінск, 2–3 чэрв. 2011 г.; рэдкал. : С. В. Дубовік (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2011. – С. 151–161
16. Фрольцова, Н.Т. Цифровая модификация национальных систем телевещания / Н.Т. Фрольцова // Гiсторыя журналiстыкi: урокi мiнулага i практыка сучасных СМI : матер. Мiжнар. навук.-практ. канф., г. Мiнск 19–20 крас. / пад агул. рэд. П. Л. Дарашчонка. – Мiнск, 2013. – С. 246–259
17. Цифровое телевизионное вещание [Электронный ресурс] / М-во связи и информатизации Респ. Беларусь. – Режим доступа : http://www. mpt. gov. by/ru/new_page_5_2_15108. – Дата доступа: 28.11.2018
18. Шарифуллин, С. Б. Семантический анализ вербально-иконических текстов (на материале музыкальных клипов) / С. Б. Шарифуллин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2010. - № 2. - С. 257-261
19. Шевченко, М.Н. Виды музыкальных программ на современном телевидении / М.Н. Шевченко // МНСК-2018: журналистика : тезисы доклада на конференции ; Ответственный редактор: Симонова Н.Б. – Новосибирск, 2018. – С. 78–79
20. Шерстобоева, Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности : автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. А. Шерстобоева ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. , 2009. – 24 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты