Жанровая специфика телевизионного интервью Курсовая работа (проект)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Жанровая специфика телевизионного интервью»
по дисциплине: «Экранная культура»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Жанровая специфика телевизионного интервью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экранная культура
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР СМИ
1.1 Интервью как жанр информационной публицистики
1.2 Виды интервью
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
2.1 Подготовка к телеинтервью
2.2 Особенности жанра интервью на телевидении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы
Развитие журналистики в настоящее время достигло незабываемых ранее высот. Те газеты, журналы, телевизионные передачи кардинально отличаются по форме и содержанию, расписанию, используемой технике от тех, что были буквально 50-100 лет назад.
Интервью, как жанр журналистики, имеет огромную популярность на сегодняшний день. Интервью можно встретить и в печатных изданиях, и в теле-и радиовещании. Таким образом, актуальность темы обусловлена популярностью и распространенностью данного жанра журналистики.
Цель и задачи курсовой работы
Цель курсовой работы — выявить жанровую специфику телеинтервью.
Для достижения этой цель следует выполнить ряд следующих задач:
- дать определение интервью как жанра журналистики;
- выделить виды интервью;
- как подготовиться к телеинтервью;
- определить особенности жанра интервью на телевидении.
Объект и предмет курсовой работы
Объект исследования — жанр телеинтервью, предмет — жанровая специфика телеинтервью.
Методология и методы курсовой работы
Интервью можно отнести к группе информационных жанров — жанрам, которые обусловлены общественным интересом: социум заинтересован в получении информации (ответов) конкретного лица (группы лиц) на вопросы репортера.
Первые интервью появляются в печатных СМИ. Уже в начале ХIХ века в прессе начинают появляться работы, оформленные в виде вопрос-ответ. В то же время происходит формирование основ и основных черт интервью: зарождаются правила вежливости, стилистические фигуры речи, типовые вопросы.
По мере прогресса в области науки и техники, происходит эволюция жанров интервью. С появлением радио и телевидения жанр интервью расширился: появились радио и телевизионные интервью. Само собой телевизионное и радиоинтервью не вытеснили полностью печатное, а развивались одновременно с ним. Последним из жанров интервью можно считать интервью в электронных СМИ. Стоит отметить, что данный вид интервью скорее является подвидом печатного, потому что интервью публикуется на официальном сайте издания и носит такой же текстовый характер, что и в печатных СМИ. Исключением можно считать электронное интервью, записанное на камеру.
Таким образом, следует говорить об особенностях интервью в печатных и электронных СМИ, рождающиеся из их текстовой природы, по сравнению с интервью на радио и телевидении.
На тему как правильно подготовится к интервью, как грамотно составить и выстроить цепочку вопросов, как вести себя репортеру в той или иной ситуации и т.д., написано огромное количество теоретических и практических трудов: Лукина М.М., Ильченко С.Н., Шмелев А.Г., Земская Е.А. и многие другие.
Во время исследования был использован комплекс методов научного исследования. Методом анализа были получена информация из различных трудов авторов, занимавшихся изучением интервью, как жанра и грамотностью его подачи. Методом синтез данная информация была обобщена для формирования выводов. Для постановки задач использован метод индукции. Метод аналогии позволил отметить схожие черты и определить отличительные черты печатного интервью от телевизионного. Описание и классификация помогли организовать материал в тематической последовательности, а также разделить этап подготовки к проведению интервью и непосредственно само интервью.
Аналитический обзор литературы
В работе используются труды Вакурова В.Н., Лазутиной Г.В., Панкратова В.Н., Ильченко С.Н.
Структура и объем курсовой работы
Структура работы определена логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения, библиографического списка, приложения. Общий объем работы составляет 26 страницы, из них: 24 страницы — основной текст, 2 — библиографический список, представленный списком использованных 25 источников.
ГЛАВА 1 ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР СМИ
1.1 Интервью как жанр информационной публицистики
Журналистика, как и любой другой вид деятельности, имеет, свою ключевую особенность. Она отличается тем, что у неё есть свои виды жанра, которые в свою очередь имеют свои характеристики и отличительные черты от остальных видов жанра.
Определим, что же такое жанр. В советском энциклопедическом словаре термин “жанр” (франц. genre) — тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.[15]
По мнения В. Н. Вакурова, Н. Н. Кохтева и Г. Я. Солганика, жанр - относительно устойчивая композиционно-речевая (композиционно-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, то есть форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая относительно устойчивым соединением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой речи».[3]
Термин “интервью” произошло от английского слова “interview”, что переводится на русский язык как опрос, беседа, встреча. Интервью используется как метод исследования в социальных и гуманитарных науках (психология, социология, маркетинг, PR и т.д.), а также в различных других областях человеческой деятельности (при приеме на работу, при управлении персоналом, в журналистике и т.д.).
Интервью — это предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.[11]
В журналистике интервью представляет собой разговор журналиста с двумя (или более) людьми по актуальным вопросам. Отличительной особенностью интервью является то, что высказывания, изложение фактов, подача информации ведется от имени человека, у которого берется интервью. Таким образом, можно сказать, что целью интервью является получение ответов (информации) на интересующие вопросы журналиста (интервьюера) в процессе разговора.
Как жанр при зарождении журналистики, интервью не практиковалось. Как такового жанра, в рамках которого журналист задает вопросы у человека с целью узнать информацию, его мысли и обнародовать результат в том виде, в котором происходила встреча, не было. Таким образом, интервью, как жанр, молодо: оно пришло к нам из Западной Европы только во второй половине XIX века.
Одними из первых, кто проникся возможностями, которые открывали интервью, были писатели. Ведь интервью присуща речь от первого лица, некая интимность процесса, обращение к большой аудитории как к одному человеку и, наоборот, обращение одного как ко всем.[2]
А ведь и правда, интервью в начале представлено списком действующих лиц: журналист (интервьювер) и лицо (лица), пришедшее (пришедшие) отвечать на вопросы, причины по которым встретились данные люди и тематика общения людей. Так и в театральной постановке, в начале представлен список действующих лиц, а уже после, раскрывается тематика, которая вызывают у зрителей восхищение или пренебрежение к показанному.
Востребованность интервью все более возрастала, потому что человек, личность, вещающая от собственного, первого, лица вырвалась на простор и заговорила без оглядки на правительство. Все это было, конечно, очень интересно, однако параллельно родилась и отечественная массовая (желтая) пресса.
Первые интервью стали появляться в печатных СМИ, как уже говорилось, в начале XIX века в виде вопросов-ответов. И уже тогда были заложены основные черты, характеризующие интервью — типы вопросов, правила вежливости, риторические и стилистические фигуры.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
2.1 Подготовка к телеинтервью
Интервью на телевидении представляет собой беседу перед микрофоном (с микрофоном под одеждой) интервьюера с респондентом, приглашенным в студию. Телеинтервью, как и все другие, может проводиться и с большим количеством респондентов (более одного).
Особая черта телеинтервью — зрелищность. Мало того, что мы слышим речь, интонации, всю риторику респондента, но и наблюдаем за его мимикой, жестами, поведением и т.д. Данная отличительная черта сыграла не последнюю роль в том, почему телеинтервью получило такое широкое распространение.
Существует множество отличий телевизионного интервью от печатного. В эфире журналист, в виду ограниченности времени или дабы не потерять темп разговора, иногда вынужден игнорировать некоторые этические нормы. К примеру, перебить собеседника.
Немаловажным является тот факт, что у интервьюера нет возможности что-либо исправить, отредактировать, сделать паузу и т.д., т.е. всего того, что могут сделать собеседники в печатном интервью.
Телерепортеры работают в постоянном напряжении, поскольку необходимо привлекать интерес и подогревать внимание зрителя новыми и новыми деталями. Если респондент «закрывается», то журналисту необходимо каким-то образом вывести собеседника из этого состояния. И чем быстрее это у него получится, тем лучше.
Как же проходит подготовка к эфиру? В сегодняшних реалиях к интервью надо готовиться. В эфире интервью пострадает еще больше, если журналист этим пренебрег. Это заметит не только собеседник, но и зрители в студии, и миллионы слушателей или зрителей. При подготовке к эфиру, следует понимать, что целевой аудитории (зрителям) могут быть не известны имена людей, история событий. В результате информация может быть недопонята или не понята вовсе.[7]
Готовясь к эфиру, следует продумать в первую очередь порядок вопросов, либо добавить краткую предысторию, оставить отсылки, разъяснения. В телепрограммах досье, как правило, служит не только «для внутреннего пользования», т.е. подготовки вопросов для героя передачи, но и для зрителей, в качестве иллюстративного материала при представлении гостя.
Главную роль в эфире играют вопросы. Начинающие репортеры часто волнуются, как они будут задавать вопросы, смогут ли сделать это профессионально и изящно.[15] Вариант с чтением заранее заготовленных вопросов не приемлем для “высокого” телеинтервью. Также как и не желательно примитивные вопросы.
Интервью в студии предполагает беседу с приглашенным в студию гостем. Продолжительность может варьироваться от нескольких минут до одного часа. Оно может выходить и в прямом эфире, и в записи, а в некоторых случаях гость может находиться в другой студии, причем неважно, какова ее удаленность.
Интервью в студии отличается коренным образом от того, которое готовится для газеты. Одна, а чаще несколько телекамер, на которых по мере включения загораются красные лампочки, и жесткий временной прессинг — это, пожалуй, его главные отличия.
Когда на телекамере загорается эта самая красная лампочка, журналист выходит в эфир и оказывается на незримой сцене перед многомиллионной публикой. А это и родственники, и соседи, и первые лица государства, и собственные начальники: заметят все огрехи — каждую оговорку, запинку, неточность в ударении. Поэтому телевизионщики отдадут предпочтение скорее съемке какого-нибудь действия, чем интервью с человеком.[10]
Идеальное интервью на экране должно выглядеть как непринужденный разговор двух собеседников, один из которых информирован по данной теме больше другого. Но просто поговорить эти люди могли бы не в студии, без камер и осветительной аппаратуры. Поэтому важно, чтобы беседа были интересна не только говорящим, но и зрителям. У последних в свою очередь должно возникать чувство сопричастности разговору. В тележурналистике это состояние называется “эффектом присутствия”.
Телевизионным интервью свойственна естественность и высокая степень импровизации. Именно эти сущностные признаки делают жанр таким органичным и лёгким для восприятия. Экран передает нам не только содержание и обстановку, в которой протекает интервью, но и эмоциональный настрой, определённую невербальную информацию, которую ярко передают жесты, мимика, взгляды, выражение лица и многое другое. Язык жестов может передать зрителям довольно много дополнительной информации. Именно эти аспекты делают телевизионное интервью таким привлекательным для зрителей и таким сложным для журналиста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение моей курсовой работы можно сделать вывод, что телевизионное интервью – это трудный процесс, требующий от журналиста максимум мастерства и умения вести беседу.
В работе мы определили, что же такое интервью как жанр журналистики, выделили виды интервью и постарались выделить особенности жанра интервью на телевидении. Иными словами, задачи работы были достигнуты.
Мы определили интервью как разговор журналиста с двумя (или более) людьми по актуальным вопросам, в котором подача информации ведется от имени человека, у которого берется интервью. Были выделены этапы интервью: вводный этап, основная часть, заключительная часть и отмечены ключевые момент для каждого из этапов.
Схема построения интервью на телевидении ничем не отличается от интервью для любого другого источника. Отличительным особенностью является наличие камеры, которое может стеснять собеседника. Если справиться с последним, вывести респондента на разговор, то телеинтервью становится крайне интересным не только ответами на интересующие вопросы, но и реакцией (мимикой, жестами) респондента.
В то же время следует помнить, что какую бы серьезную задачу не ставила перед собой съемочная команда, зритель ожидает зрелищности. Интервью должно быть живым, ведь зритель хочет расслабиться и получить наслаждение от просмотра программы. Именно поэтому речь корреспондента должна быть выразительной, занимательной и интересной. Дикция должна быть на высшем уровне, чтобы зритель мог лежа у себя на диване под чай/кофе и сладости, не испытывая дискомфорта, наслаждаться просмотром ТВ.
Таким образом, из работы можно подчеркнуть то, что с помощью продуманной стратегии интервью, грамотно заданных вопросов, умело подобранных слов можно добиться значительных результатов – взять интервью высшего класса, сделать качественный и интересный продукт для аудитории. Но это мое собственное мнение, к которому я пришла в процессе написания этой работы.
1. Белановский, С. Методика и техника фокусированного интервью / С. Белановский - М., 1993.
2. Богданов Н. Г. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский - Лениздат, 1971.
3. Вакуров В. Н. Стилистика газетных жанров / В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. – М., 1978.
4. Ворошилов, В. Журналистика – Учебник – СПБ: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
5. Законодательство о средствах массовой информации: учебно-практ. матер. / ред.-сост. А. Г. Рихтер. М.: Право и СМИ, 1999.
6. Ким, М. Технология создания журналистского произведения - СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
7. Ким, Н. Новостная журналистика - СПБ., 2011
8. Кузнецов, Г. ТВ-журналист: учеб. пособие - Москва, 1980.
9. Лазутина, Г. Профессиональная этика журналиста. учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006
10. Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов /Г.В. Латузина, С.С. Распопова - М.: Аспект Пресс, 2011.
11. Лукина, М. Технология интервью - М.,2003.
12. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб.: Питер, 2006.
13. Муратов С. А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
14. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практ. руководство. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
15. Плешаков Л. Интервью: не торопитесь с вопросами, лучше расскажите что-нибудь сами // Профессия – журналист. 2000. №11. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1983.
16. Пособие по журналистике данных / отв. ред. Д. Грей, Л. Чемберс, Л. Бонегру; пер. с англ. А. Горлина, Р. Сайдашева, Е. Секисовой. М.: РИА Новости, 2013
17. Почепцов, Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами). М.: Центр, 1998.
18. Радио- и телеинтервью: проблемы жанра / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Ковтуна. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2002.
19. Рэндалл, Дэвид. Универсальный журналист. СПб.: Терция, 1998.
20. Телевизионная журналистика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / редкол.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
21. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика - М., 1998.
22. Фихтелиус, Эрик. Десять заповедей журналистики / пер. В. Менжун; отв. ред. И. Видерберг. Стокгольм: Falths Tryckeri, 1999.
23. Цвик В.А. Журналист с микрофоном. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
24. Шостак, М. Журналист и его произведение – М: 1998.
25. Шумилина, Т. Не могли бы вы рассказать… (метод интервью в журналистике) - М., 1976.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты