Актуальность темы исследования обусловлена происходящими социальными трансформациями, непрерывной изменчивостью окружающей действительности, что предъявляет личности требования сознательного, ответственного и гибкого поведения. Формирование такого поведения возможно лишь в процессе целенаправленного воздействия на личность со стороны социальных институтов. В связи с этим обучение и воспитание на современном этапе ориентированы на гуманистические идеалы общества, главным из которых является становление и развитие образованной и творческой личности.
К развитию личности старшего школьника в настоящее время предъявляются требования к ее активному самоопределению, формированию навыков активной жизненной позиции, потребности самостоятельного принятия решений и готовности нести личную ответственность за них, а также способности управлять свои поведением.
Обучение – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между учащимися и учителем, в результате которого у учащегося формируются опыт деятельности и поведения, личностные качества. Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом [21, с. 142]. Обучение и воспитание тесно связаны между собой.
Обучение и воспитание в старших классах имеет свои особенности. Оба процесса опираются на личностные особенности старшеклассников. Важнейшим моментом раскрытия механизма самоопределения старшеклассников, условием оптимизации процесса развития их самосознания является изучение особенностей протеканиях в процессе обучения и воспитания, что актуализирует исследование этой взаимосвязи старших школьников.
Степень научной разработанности проблемы.
Процесс обучения и воспитания представлена в работах таких педагогов как И.А. Зимняя [8], И.П. Подласый [16], В.А. Сластенин [18], И.Ф. Харламов [21] и др. Изучением психолого-педагогических особенностей учащихся старших классов занимались Л.И. Божович [4], О.В. Козина [12], И.С. Кон [13], Э.Э. Очирова [15] и др.
1 ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1 Обучение и воспитание в педагогическом процессе
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, нацеленное па решение развивающих и образовательных задач.
Любой процесс является последовательной сменой одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена представляет собой результат педагогического взаимодействия, которое является преднамеренным контактом педагога и воспитанников, вследствие чего происходят взаимные изменения в их поведении и деятельности.
Важнейшая характеристика педагогического процесса – это его целостность. Целостность является синтетическим качеством педагогического процесса, которое отличается высшим уровнем его развития, является результатом стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов.
Гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе, который осуществляется в специально организованных условиях, связанных с содержанием и технологией педагогического взаимодействия (средствами образования) [21, с. 143].
Таким образом, педагогический процесс представляет собой движение от целей образования к его результатам с помощью обеспечения единства обучения и воспитания.
Важнейшими составляющими педагогического процесса являются обучение и воспитание.
Главной целью воспитания является формирование всесторонне развитого человека, способного реализовать себя в современном обществе и приумножить культурные ценности в будущем.
Процесс воспитания – процесс активного целенаправленного взаимодействия между учащимися и учителем, в результате которого у учащегося формируются опыт деятельности и поведения, личностные качества. Гармоничное и всестороннее развитие человека осуществляется путем нравственного, эстетического, умственного, трудового, физического, гражданского, экологического воспитания [8; 16; 18].
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1 Развитие личности старших школьников
Обучение в старших классах (10 – 11 классы) охватывает возраст 15 – 18 лет. По возрастной периодизации Б.Г. Ананьева [1, с. 35] возраст от 16 до 21 года относится к юношескому. Согласно классификации В. Штерна [26, с. 148], период юношеского созревания приходится на возраст от 14 до 18 лет и представляет собой время развития самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни.
В юношеском возрасте процесс избавления от родительской опеки подходит к концу. Эмансипация от родителей, как правило, осуществляется через процесс социализации в группе сверстников. Семья для юноши теряет свою привлекательность по сравнению с группой сверстников, являющейся главным субъектом системы ценностей, норм социального поведения, источником определенного социального статуса.
Жизнедеятельность в этот период усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. Общество ставит перед девушками и юношами совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития. В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора – завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм или вступления в трудовую жизнь.
Основным новообразованием личности в этом возрасте является профессиональное и личностное самоопределение. Старшеклассники «примеривают» на себя разные роли, пытаясь понять, что им больше подходит. Вырабатываются нравственные взгляды, убеждения и идеалы,
Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я». Противоречивость положения юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто я?».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение и воспитание в узком смысле в педагогическом процессе тесно связаны между собой. Связь обучения и воспитания можно представить следующими положениями:
– целью и обучения, и воспитания выступает всестороннее и гармоничное развитие личности (интеллектуальное, социальное, нравственное);
– оба процесса оказывают влияние на сознание, личностное развитие и поведения учащегося;
– воспитание включает в себя элементы обучения;
– обучение способствует воспитанию культуры умственного труда;
– в процессе обучения главным является воспитание научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
– стиль общения и методы обучения содержат в себе воспитательный потенциал;
– основные функции процессов обучения и воспитания представлены единством трех их основных функций – обучающей, воспитательной и развивающей. При этом процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. И обучение, и воспитание представляют собой основу для осуществления развивающей функции обучения.
В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, усвоение теоретических основ различных дисциплин, обобщение знаний в единую картину мира, познание философского смысла явлений. К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему. Поэтому в учебном процессе их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые заставляют думать. У старшеклассников уже довольно хорошо развернуто абстрактное мышление. Особую роль в старшем школьном возрасте играет отношение к своим способностям, которые активно сопоставляются с требованиями выбираемой профессии. Формирование мировоззрения происходит на фоне высокого уровня критичности к самому себе и к другим.
Юношеский возраст представляет собой время развития самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. В старших классах возрасте активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь
1. Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь : Постановление Министерства образования РБ от 14 декабря 2006 г. № 125 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.edu.gov.by/page-14301. – Дата доступа : 21.01.2017
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. / Б.Н. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 1. – 230 с.
3. Ахметшина, Г.Х. Особенности патриотического воспитания старших школьников во внеучебное время / Г.Х. Ахметшина // Известия Самарского научного центра Российской академии. – 2012. – № 2. – Т. 14. – С. 1372–1374.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж : МОДЭК, 1995. – 352 с.
5. Быков, В.С. Актуализация самовоспитания учащихся старших классов / В.С. Быков, Л.С. Рычкова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 11. – С. 21–25.
6. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М. : Смысл, 1974. – 261 с.
7. Гурская, Т.В. Гражданское воспитание студентов в системе вузовских общественных объединений : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Гурская. – Магнитогорск : МгГУ, 2006. – 178 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с.
9. Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников / Л.Я. Зорина. – М. : Педагогика, 1978. – 128 с.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.
11. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – Воронеж. : МОДЭК, 1996. – 400 с.
12. Козина, О.В. Формирование нравственных ценностей как основа самовоспитания современных старшеклассников / О.В. Козина // Интеграция образования. – 2005. – № 4. – С. 45–49.
13. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1982. – 207 с.
14. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. – М. : Просвещение, 1982. – 430 с.
15. Очирова, Э.Э. Факторы, влияющие на профессиональный выбор в юношеском возрасте / Э.Э. Очирова // Science Time. – 2014. – № 7 (7). – С. 297–302.
16. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М. : Просвешение, 1999. – 576 с.
17. Сиземская, И.Н. Мировоззрение как ценность образования / С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 63–67.
18. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
19. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызин. – М. : Академия, 1998. – 412 с.
20. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 463 с.
21. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 1999. – 520 с.
22. Чекалина, А.А. Гендерная психология : учеб. пособие / А.А. Чекалина. М. : Ось-89, 2006. – 465 с.
24. Чистякова, С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С.Н. Чистякова // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 19–26.
25. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349с.
26. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. – М. : Наука, 2007. – 335 с.