ВВЕДЕНИЕ
Формирование доходов бюджета государства – экономические отношения между государством и другими субъектами по поводу безвозмездного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Доходы представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствие с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления. При формировании бюджета следует учитывать и его расходную часть. Расходы бюджета государства – экономические отношения между государством и экономическими субъектами, возникающие по поводу распределения и использования средств бюджета.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и не налоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.
Интересным фактом в исследовании эволюции развития института государственного долга в Великобритании является то, что в основу официальной государственной бюджетной и долговой политики были положены теории Дж. Кейнса и Р. Барро, создавшие механизм эффективного управления государственным долгом.
В Республике Беларусь значительная часть национального дохода перераспределяется через бюджетную систему, а статус переходной экономики и социально-ориентированного государства свидетельствует об огромных объемах государственных расходов, снижение которых связано со значительными социальными и экономическими издержками. В связи с этим власти и экономисты Беларуси также уделяют значительное внимание проблемам бюджетного распределения и его финансирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. ТЕОРЕМА ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ РИКАРДО – БАРРО И ЕЕ СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1.1 Понятие бюджетного дефицита, виды, причины возникновения
Бюджет (от франц. «budjet» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени (год). Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему [1, с. 79].
Государственный бюджет включает в себя центральный (государственный) бюджет, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий, и местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федераций, областей, районов. Вместе с тем к бюджету можно отнести также различные внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и направленные на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Доходная часть государственного бюджета формируется за счет государственных доходов – денежных средств, которые собирает государство. Государственные доходы подразделяются на налоговые и не налоговые доходы. Налоги составляют в настоящее время от 80 до 90% доходов бюджета в развитых зарубежных странах.
В Республике Беларусь, как и в большинстве стран с переходной экономикой, в структуре налоговых доходов преобладают косвенные налоги. Так, налог на добавленную стоимость приносит около 30% доходов бюджета, около 10%- подоходный налог и 10 % – налог на прибыль.
К не налоговым доходам относятся доходы от эксплуатации государственной собственности и доходы от ее продажи (приватизации), а также поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Кроме того, к не налоговым доходам относятся различного рода штрафы, поступления от реализации конфискованною, переданного в дар государству или иного имущества.
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
2.1 Источники финансирования дефицита бюджета
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:
1) за счет эмиссии денег;
2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).
Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета.
Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования [17, с. 224].
В целом, источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в национальной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.
3 ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Бюджетный дефицит в Республике Беларусь
В Республике Беларусь существует бюджетный кодекс, который был Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года, согласно которого, бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами [6, с. 14].
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1.1. единства;
1.2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
1.3. сбалансированности бюджетов;
1.4. гласности;
1.5. самостоятельности бюджетов;
1.6. эффективности использования бюджетных средств;
1.7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
1.8. достоверности бюджетов;
1.9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;
1.10. ответственности участников бюджетного процесса.
Бюджетная система государства определяется государственным и административно-территориальным делением. РБ — унитарное государство, включающее области, города и районы, которые являются административно-территориальными единицами и каждая из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему (БС) РБ.
БС заключает в себе бюджеты 2-х уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые содержат в себе самостоятельные звенья: областные, городские, районные бюджеты, бюджеты сельских и поселковых Советов депутатов.
Эти бюджеты являются самостоятельными звеньями БС. Однако для целей определения общего уровня доходов и расходов во всей БС или в масштабах территории составляют консолидированные бюджеты.
Консолидированные бюджеты – это совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Так, бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет РБ. Бюджеты регионов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.
Закон «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1997 г. № 192-3, вносит новый признак – территориальный уровень, в соответствии с которым местные бюджеты подразделяются на бюджеты: первичного уровня (сельские, поселковые, (городов районного подчинения)); базового уровня (районные и городские, (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив экономический смысл таких понятий как государственный бюджет, вопросов его формирования и использования, бюджетный дефицит и государственный долг, подытожим полученную информацию. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого.
Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на три группы:
1) налоговые;
2) не налоговые;
3) безвозмездные перечисления.
Центральное место в системе государственных доходов занимают налоговые поступления от юридических и физических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами, подоходный налог и др.). Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают органам государственной власти необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы разных социальных групп населения.
Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных). Динамика расходов анализируется по направлениям на народное хозяйство, социально-культурные нужды, управление, оборону и др.
Когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета.
В современных условиях бюджеты большинства государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами (реже с профицитом).
Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.
Мировая практика показывает, что в условиях стабильной рыночной экономики этот предел следует ограничивать 2-3% к валовому внутреннему продукту, 5% к национальному доходу, 8-10% к расходной части бюджета. Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование.
1 Бабич, А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие – М.: Юнити-Дана, 2017. – 512 с.
2 Белостоцкий, А.А. Государственные финансы стран «PIIGS» в режиме бюджетного дефицита. Евразийский союз ученых. 2017. – № 12-2 (45). С. 46-50.
3 Бирюков, А.Г. О роли бюджетных ограничений в бюджетном процессе // Финансы. – 2015. – № 5. – С. 3-6
4 Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [А. В. Бондарь и др.]; под редакцией А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2014. – 430
5 Бюджетная система Европейского Союза: официальный сайт. Электронный ресурс / Режим доступа: http//ec.europa.eu/budget
6 Бюджетный кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. N 412-З [Электронный ресурс] 2016 – Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/ kodeks/ kod02/
7 Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/.
8 Проект Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2017 год» / Режим доступа: http//ec.europa.eu/budget.
9 Камаева В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 592стр
10 Марусева К.А. Выбор оптимальной модели государственного долга как фактор экономической безопасности. Сборник материалов II Международной научно-практической (заочной) конференции. Ответственный редактор: Я.Ю. Радюкова. 2017. – С. 708-718.
11 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь // Главное управление бюджетной политики Министерства финансов Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 23 с.
12 Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
13 Официальный сайт Национальной статистики Республики Беларусь. – Минск, 2018. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
14 Статистический сборник «Финансы России» 2017 г. / [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc
15 Теория финансов: учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2013. – 351 с.
16 Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс / Л.М. Тетерина. – Минск: Изд-во МИУ, 2013. – 392 с.
17 Финансы: Учебник / под ред. Ковалева, 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Проспект, 2013. – 640 с.
18 Харвей Дж. Современная экономическая теория: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана. – 2016. – 730с.
19 Цареградская Ю.К. Институт государственного долга в Великобритании: становление и развитие правового регулирования, Lex Russica. 2015. – Т. 109. № 12. С. 116-124.