Введение
1 Непроизводственная сфера в системе общественного воспроизводства. Особенности ее финансирования, задачи внутреннего аудита исполнения сметы
1.1 Роль бюджетного финансирования в экономическом развитии непроизводственной сферы
1.2 Бюджетная классификация и ее значение в проведении внутреннего аудита исполнения сметы расходов
1.3 Виды расходов, значение и задачи их внутреннего аудита
2 Внутренний аудит исполнения сметы расходов по бюджетным средствам
2.1 Источники информации для внутреннего аудита кассовых и фактических расходов в учреждении
2.2 Проверка состояния бухгалтерского учета в бюджетном учреждении
2.3 Внутренний аудит и контроль достоверности отчета об исполнении сметы расходов бюджетного учреждения
2.4 Оформление результатов внутреннего аудита исполнения бюджетной сметы расходов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях внутренний аудит играет важную роль в хозяйственной деятельности предприятий. Он имеет не только самостоятельную ценность, но и играет фундаментальную роль в управлении предприятием.
Аудит (аудит) - это систематический, независимый и документированный процесс получения аудиторских доказательств и их объективной оценки с целью определения степени соответствия согласованным критериям аудита. (Аудиторские доказательства - это факт или другая информация, которая имеет отношение к критериям аудита и может быть проверена. Критерии аудита представляют собой сочетание политик, процедур или требований.)
Аудит качества является одной из основных частей, необходимых для эффективного функционирования системы менеджмента качества.
Актуальность работы проявляется в том, что внутренний аудит предоставляет информацию на самом высоком уровне управления всей организацией о ее финансово-хозяйственной деятельности, повышает эффективность системы внутреннего контроля, предотвращает нарушения и подтверждает достоверность отчетов. его отдельных структурных подразделений.
Объект исследования – бюджетная организация Государственное учреждение образования «Гимназия № 5 г. Минска».
Как учебное заведение «Гимназия № 5 г. Минска» ставит перед собой цель-создание целостной системы повышения качества образования, направленной на максимально возможное удовлетворение образовательных запросов, гармоническое развитие и саморазвитие личности учащегося, через работу педагога в совокупности их индивидуальных способностей, личностных качеств, знаний и компетентности.
На основании данной цели «Гимназия № 5 г. Минска» решает следующие задачи:
- способствовать повышению качества гимназического образования на основе совершенствования форм и методов работы в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения, развития сети образовательных услуг, системы работы с высокомотивированными учащимися;
- совершенствовать общий уровень профессиональной культуры педагогов, их методологической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки посредством научно-методической и информационной поддержки, активизации их творческого потенциала, повышение эффективности основных функций методических формирований в работе с одаренными учащимися.
1 НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА. ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТЫ
1.1 Роль бюджетного финансирования в экономическом развитии непроизводственной сферы
Расходы бюджетов субъектов Республики Беларусь могут обсуждаться в материальном, экономическом и юридическом отношении.
В материальном смысле бюджетными расходами субъекта Республики Беларусь являются средства, выделяемые из бюджета субъекта Республики Беларусь на финансовое обеспечение выполнения задач и функций субъекта Республики Беларусь.
В экономическом смысле к бюджетным расходам субъекта Республики Беларусь относятся отношения, возникающие в процессе распределения бюджета как централизованного фонда данного субъекта. Здесь речь идет об особом виде экономических отношений - отношениях по расходам бюджета как централизованного фонда средств субъекта Республики Беларусь, расходных бюджетных отношений. С экономической точки зрения эти отношения, будучи своего рода финансовыми отношениями, носят характер распределительных отношений.
В юридическом смысле бюджетные расходы субъекта Республики Беларусь являются частью бюджета как акта финансового планирования, а именно расходной части бюджета. Известно, что бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов. В этом смысле акт об утверждении бюджета представляет собой перечень доходов и расходов субъекта Республики Беларусь. Бюджет, будучи формализованным в виде правового акта, придает экономическим отношениям расходование бюджета субъекта Республики Беларусь (расходные бюджетные отношения) характер правовых отношений [6].
Субъект Республики Беларусь предоставляет средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего между ними денежного обязательства, а потому, что субъект Республики Беларусь в процессе предоставления этих средств выполняет свою государственную функцию, выступая в качестве политического субъекта.
Расходование средств бюджетов субъектов Республики Беларусь осуществляется следующими методами, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности: бюджетное финансирование - безотзывное предоставление средств из бюджета; бюджетное кредитование - возвратное предоставление средств из бюджета; погашение долговых обязательств бюджета [7].
2 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТЫ РАСХОДОВ ПО БЮДЖЕТНЫМ СРЕДСТВАМ
2.1 Источники информации для внутреннего аудита кассовых и фактических расходов в учреждении
Внутренний аудит стал востребован в бюджетной сфере после того, как в ней заметно увеличилось количество платных услуг, которые поставляют организации. В бюджетных учреждениях он в большей степени выполняет функцию информатора для руководителей и органов государственного контроля, а также призван обслуживать их интересы и помогать принимать оптимальные управленческие решения.
Источниками информации для проведения внутреннего аудита являются: унифицированные документы, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь и служащие основанием для отражения в учете, неуфицированные первичные учетные документы, утвержденные в рамках учетной политики организации, учетные регистры, используемые для отражения финансово-хозяйственных операций, расчетные ведомости различного рода, отчетные данные.
Государственное учреждение образования «Гимназия № 5 г. Минска» в своей деятельности руководствуется государственными законами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об образовательном учреждении, уставом учреждения.
В качестве источников проверки внутреннего аудита финансирования расходов бюджетных организаций в Государственном учреждении образования «Гимназия № 5 г. Минска» используются главная книга по расходам бюджетных средств, карточка аналитического учета кассовых расходов, кассовые расходы по статьям и элементам бюджетной классификации, отчет о восстановлении кассовых расходов, Бухгалтерский Баланс (Приложение А), справка о движении сумм финансирования из бюджета, бюджетная смета (Приложение Б).
Таким образом, используя данные источники информации внутренний аудитор должен исследовать полную картину расходования бюджетных средств и законность совершения операций с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты составления и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, а также вопросы проверки сметы бюджета контрольно-ревизионными органами. В связи с проведенной работой можно сделать следующие выводы и выводы.
Сметные доходы и расходы - это документ, который отражает все доходы бюджетного учреждения.
Четкое, бесперебойное и эффективное функционирование финансового механизма бюджетной организации, а также рациональное использование бюджетных средств на всех уровнях зависят от правильного и грамотного бюджетирования доходов и расходов.
Разбивка бюджетных средств в смете осуществляется по кварталам. На этом этапе очень важно точно рассчитать потребность учреждения в каждой статье расходов, чтобы в будущем вам не приходилось перемещать бюджетные средства от статьи к статье и вносить постоянные изменения в смету в течение года. Как правило, такие действия не приветствуются главными менеджерами. Расчеты по статьям или постатейная расшифровка производятся по формам, утвержденным главными менеджерами.
При проверке исполнения бюджета своевременность получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и финансирования, своевременности и правильности их учета учитывается менеджером бюджетных средств.
Проверка сметы деятельности доходов и расходов учреждений осуществляется как за счет денежных, так и фактических расходов.
1 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-З в редакции с изменениями согласно Закона Республики Беларусь от 31.12.2017 года.
2 Гражданский Кодекс Республики Беларусь с изменениями согласно Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З.
3 Дробышевский, Н.П. Ревизия и аудит. Учебно-методическое пособие - Минск.: Амалфея, 2013.
4 Зайцев, В.К. Бюджетные учреждения как балансодержатели государственного имущества / В.К. Зайцев // Финансы. - человек 2014. - № 1. – 18 с.
5 Козлов, А. Учет предметов в составе оборотных средств и материальных запасов в бюджетных организациях / Александр Козлов // Налоговый вестник. - 2013. – № 9 (май). – 56 с.
6 Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит : учеб. пособие / В.Н. Лемеш.- 3- изд., доп. и перераб. Минск: Изд-во Гревцова, 2013. - 272 с.
7 Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит. Практикум: учеб. пособие / В.Н. Лемеш.3- изд., доп . и перераб. Минск : Изд-во Гревцова, 2014. - 432 с.
8 Налоговый Кодекс Республики Беларусь с изменениями согласно Закона Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З.
9 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. постановления Министерства финансов от 13.11.2015 № 54)
10 Приказ Министерства Финансов Республики Беларусь от 16.12.1993 г. «О Государственном Казначействе».
11 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 №114 «Об утверждении нормативных правовых актов» в области проведения аудита
12 Постановление Министерства финансов РБ № 8 от 30.01.2009 г. «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций».
13 Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / О. А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2013. – 313 с.
14 Финансы бюджетных организаций. - М.: Изд. дом «Вузовский учебник», 2013. - сон 363 с.
15 Экономическое управление организацией: учеб. пособие/ В. В. Рыжова, В. В. Петров. – М. : РИОР; 2013- 246с.
16 Экономика предприятия: учеб. пособие / Э.В. Крум (и др.); под общ. ред. Э.В. Крум, Т.В. Елецких. – 2-е изд., дораб. и испр. – Минск: Выш. Шк, 2014. – 304 с.