Особенности изучения русского языка в средней школе Курсовая работа (проект)
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности изучения русского языка в средней школе»
по дисциплине: «Русский язык»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Особенности изучения русского языка в средней школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Русский язык
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1 Содержание обучения русскому языку в средней школе
2 Урок как основная организационная форма обучения
3 Русский язык в системе среднего школьного обучения
Заключение
Список использованных источников
Введение
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, русский язык принято считать одним из государственных языков нашей страны, одним из мировых языков, языком международного и межнационального общения. Русский язык – язык науки, дипломатии, международной торговли, транспорта, туризма и так далее, средством хранения и передачи общечеловеческих знаний и ценностей.
В системе общего среднего образования предмет «Русский язык» занимает одно из ведущих мест. Представляя собой форму хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан практически со всеми учебными предметами, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения и общения. В связи с этим система обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях должна обеспечить, с одной стороны, достаточно высокий уровень знаний по предмету, а с другой стороны, научить учащихся умелому, коммуникативно целесообразному речевому общению в различных сферах жизнедеятельности. Урок по характеру должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. В практике обучения педагог планирует три разные задачи – намечает три параллельные линии. Если подойти с учетом современного толкования понятий «развитие» и «воспитание» в процессе обучения, то станет ясно: в уроке должны быть выдержаны не три линии, а одна, обеспечивающая решение триединой задачи [6]. Основа русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она является разносторонней: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки – графика, орфография и пунктуация. Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
Функции предмета:
– предмет изучения и обучения ему;
– средство изучения всех остальных предметов.
От уровня его преподавания, непосредственно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами. Целью обучения русскому языку на II ступени общего среднего образования является формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых и достаточных для свободного владения языком в различных ситуациях общения.
Задачи обучения русскому языку:
– формирование языковой компетенции, представляющей формирование понятий о системе языка; овладение языковой информацией;
– запоминание элементов языка, языковых норм (произносительных, орфографических, грамматических, пунктуационных) и умение применять их в своей речи;
– формирование речевой осведомленности, которая соотносится с овладением всеми видами речевой деятельности (рецептивными – слушание, чтение и продуктивными – говорение, письмо), содержащей усвоение речеведческих определений и развитие на их фундаменте связных устных и письменных высказываний разного типа (повествование, описание, рассуждение);
– формирование коммуникативной компетенции, которая предполагает формирование умений и навыков по отбору и использованию языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами во всевозможных ситуациях общения и правилами речевого и неречевого поведения;
– формирование лингвокультурологической компетенции как понимание школьниками роли и значения русского языка в роли духовно-культурного наследия, в котором отражены основные нравственные ценности народа, и в тоже время воспитание уважения к культуре и языкам других национальностей;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей, нравственных и эстетических качеств личности учащихся;
– формирование умений и навыков полноценной учебной деятельности.
1 Содержание обучения русскому языку в средней школе
В системе общего среднего образования предмет «Русский язык» занимает одно из главнейших мест. Русский язык позволяет нам представить и растолковать предмет как формы запоминания и закрепления разнообразных знаний, русский язык неразделимо связан практически со всеми учебными предметами, раскрывая себя не только как объект изучения, но и средство обучения и общения. Исходя из этого система обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях должна сформировать, с одной стороны, заметно высокий уровень знаний по предмету, а с другой стороны, научить школьников грамотному, референтивно целесообразному речевому общению в разнообразных областях жизнедеятельности.
Можно сказать, что русский язык – это неотъемлемое орудие воспитания, так как он служит подспорьем для присоединения к духовным ценностям, произведенным обществом, появлению у учащихся духовно-нравственной, коммуникативной и художественной культуры в составе языкового образования, формированию культурной личности, которая способна к самоидентификации, показывающей собственные взгляды и суждения на окружающий мир, толерантной, способной вступать во взаимодействие с людьми, имеющими иные взгляды.
Главная цель обучения русскому языка на II ступени обучения, – грамотное и четкое владение русским языком во всех видах речевой деятельности в разнообразных областях и ситуациях контакта с человеком. Легкое и независимое владение языком предусматривает понимание учениками конкретного объёма информации о системе и структуре языка, его терминах и приемах деятельности языковых единиц в речи; умение вычленять и употреблять языковые средства согласно поставленным целям и задачам общения; умение построить речевое общение на фундаменте понимания социальных норм речевого поведения. Цель и задачи обучения русскому языку для II ступени общего среднего образования могут регулироваться на базе осуществления преемственности, применяемых для всех обще дидактических и частно методических принципов отбора содержания, что не позволяет повторение в изучении определенных языковых и речевых тем.
Цель обучения русскому языку для II общего среднего образования — сформировать у школьников структуру понятий о языке и речи; научить детей грамотно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности, в определенных моментах использования языка; развивать интеллектуальную, духовно-нравственную, коммуникативную, гражданскую культуру учащихся.
Задачи обучения выводятся на базисном учёте возрастных особенностей школьников, которые соотносятся с этапами образования логического мышления и основными типами деятельности; преемственности знаний, умений и навыков, которые добываются на предыдущей ступени общего среднего образования.
2 Урок как основная организационная форма обучения
Урок – это своего рода организационная форма обучения с помощью которой учитель в течение конкретно отведенного времени управляет коллективной обучающей и другой деятельностью конкретной группы учащихся, или же класса, с учетом особенностей каждого из них, применяя средства и методы работы, которые порождают подходящие условия для того, чтобы все школьники усвоили основы изучаемого предмета непосредственно во время занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и нравственных сил учащихся.
В названном утверждении можно вычленить своеобразные признаки, которые выделяют урок от других координированных форм обучения: определенный состав группы учеников, руководство работой школьников с учетом особенностей каждого из них, познание основ изучаемой информации во время на уроке. Эти характерные черты отражают не только специфику, но и сущность урока.
Мы можем говорить о таких особенностях школьного урока, как:
1) урок предполагает осуществление функций обучения комплексно (образовательной, развивающей и воспитывающей);
2) дидактическая структура урока имеет определенную систему построения:
- конкретное организационное начало и постановка задач урока;
- работа с уже ранее полученным материалом, необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания:
- комментирование нового материала;
- отработка или повторение изученного на уроке;
- контроль и оценка результатов учащихся во время всего урока;
- подведение итогов урока;
- толкование домашнего задания;
3) содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
4) каждый урок – это определенный элемент в системе уроков;
5) урок включает в себя главные принципы обучения; в нем педагог использует конкретную систему методов и средств обучения для достижения назначенных целей урока;
6) базой организации урока является грамотное употребление методов, средств обучения, а также связь коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
Тонкости урока предопределены его целью и местом в неразрывной системе обучения. Каждый урок занимает свое отведенное место в системе учебного предмета, при освоении определенной школьной дисциплины.
3 Русский язык в системе среднего школьного обучения
Оптимальными и эффективными подходами, определяющими теоретическую и методическую базу обучения языку и речи, являются системно-функциональный, коммуникативно-деятельностный и лингвокультурологический. Системно-функциональный подход подразумевает под собой запоминание системы русского языка, единиц разнообразного уровня с точки зрения определения, структуры и назначения в речи; отбор и организацию языкового материала для формирования языковой грамотности учащихся.
Коммуникативно-деятельностный подход отражает такую организацию и ориентацию уроков по русскому языку, при которой цель обучения переплетается с обеспечением наивысшего присоединения учебного процесса к действительному процессу общения. Объектом обучения с позиции названного подхода принято считать речевую деятельность во всех её видах. Фундаментом коммуникативно-деятельностного подхода является заложенная не столько действительность определенных ситуаций, сколько действительность работы школьников в представляемых ситуациях для результативного закрепления знаний и развития умений и навыков, что поддерживает формирование коммуникативной компетенции.
Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку дает возможность сосредоточить все уровни владения языком на решение главной задачи — духовно-нравственного, эстетического, гражданского воспитания школьников на базе интерактивности языка, литературы, культуры, что позволяет присоединить учащихся к национальной, русской и мировой культуре.
Лингвокультурологический подход к обучению языку относится к деятельностному типу, осуществление которого подразумевает не только знакомство с духовными ценностями, способами отражения которых являются язык, литература, искусство, история и другие, но и формирование умения применять полученными знания в процессе общения.
Центральные принципы отбора содержания обозначены системно-функциональным, коммуникативно-деятельностным, лингвокультурологическим подходами к организации обучения русскому языку. Это системно-функциональный, дифференциально-систематический (в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения), функционально-семантический принципы; принципы преемственности, минимизации теоретических сведений с учётом их значимости для речевой деятельности, опоры на этнокультуру и текстоцентризм при отборе языкового дидактического материала.
Заключение
Главная задача обучения русскому языка на II ступени обучения, – это конкретное и точное владение русским языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях контакта с человеком. Легкое и независимое владение языком предусматривает понимание учениками конкретного объёма информации о системе и структуре языка, его терминах и приемах деятельности языковых единиц в речи; умение вычленять и употреблять языковые средства согласно поставленным целям и задачам общения; умение построить речевое общение на фундаменте понимания социальных норм речевого поведения. В соответствии с линейно-опережающим принципом в общеобразовательных учреждениях разделы русского языка изучаются линейно. Опережение осуществляется благодаря изучению лексики и фразеологии, словообразования, морфологии на синтаксической основе. Изучение начинается с раздела синтаксиса, который дает возможность в последующем изучении лексико-грамматических классов слов, их категорий и значений, специфики связей с другими словами осуществлять в структуре словосочетания, предложения, текста. Линейно-опережающий принцип даёт возможность осознавать языковые явления во взаимосвязи, постигать целостность системы языка, одновременно формировать и совершенствовать языковую, речевую и коммуникативную компетенции школьников. Преимущественно разработанной и применяемой на практике принято считать классификацию, предложенную Борисом Петровичем Есиповым. Ее фундамент определяет ведущая педагогическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет: - комбинированные, или смешанные, уроки; - уроки по ознакомлению учащихся с новой информацией, обладающие целью ознакомления учащихся с фактами, определенными явлениями или осмысления и закрепления обобщений; - уроки закрепления и повторения знаний; - уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; - уроки выработки и закрепления умений и навыков; - уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Творческий подход в проведении определенного урока, отбор занимательной информации, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет оказывать влияние на более успешное обучению школьников.
Оптимальными и эффективными подходами, определяющими теоретическую и методическую базу обучения языку и речи, являются системно-функциональный, коммуникативно-деятельностный и лингвокультурологический.
1. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку / А.И. Власенков. – М., 1993.
2. Гирба, Е. Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока / Е. Ю. Гирба // Современный урок. – 2007. – № 3. – С. 2-9.
3. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса / В. К. Дьяченко. – М., 1989.
4. Зотов, Ю. Б. Организация современного урока / Ю. Б. Зотов; Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1984.
5. Карупе, А. Я. Обучение детей в школе / А. Я. Карупе. – М., 1994.
6. Концепция учебного предмета «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: adu.by/wp content/uploads/2014/umodos/kup/Koncept_rus_jaz.doc.
7. В. Г. Русский язык среди других языков мира / В. Г. Костомаров. – М., 1985.
8. Лизинский, В. М. О методической работе в школе / В. М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 111 с.
9. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект, 2006.
10. Махмутов, М. И. Современный урок. – 2-е изд. / М. И. Махмутов. – М., 1985.
11. Мякинченко, Л. П. Настольная книга завуча школы. – Изд.2-е / Л. П. Мякинченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 299-300 с.
12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
13. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 1-4 кл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: adu.by.
14. Структурные элементы урока // Завуч. – 2005. – №1. – 102-107 с.
15. Учебные предметы по предмету «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2018-2019-uchebnyj-god/202-uchebnye-predmety-v-xi-klassy/1271-russkij-yazyk.html.
16. Шишкова, М. И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе / М. И. Шишкова // Коррекционная педагогика. – 2007. – №6(24). – 35-43 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты