Введение
1. Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам
1.1. Характеристика и содержание расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
1.2. Нормативно – правовое регулирование учёта и контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
1.3. Состояние, проблемы и перспективные направления контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам
2. Аудит (ревизия) расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам
2.1 Организация контроля расчётов по налогам и сборам (задачи, объекты и источники контроля)
2.2. Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет
2.3. Проверка правильности отражения в учете, составления и представления отчётности по налогам и сборам
2.4. Особенности проведения проверок налогоплательщиков налоговыми органами
3. Основные направления совершенствования учёта и контроля расчётов по налогам и сборам
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что у любого предприятия в процессе финансово - хозяйственной деятельности возникают расчетные обязательства по налогам с бюджетом и внебюджетными фондами. Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему и страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее, сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности нации за счёт проведения своевременной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.
Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства. Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Республики Беларусь, основным элементом которого является Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК РБ).
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.
Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни белоруских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежание штрафов, пеней и иных санкций, а затем - на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).
1. Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам
1.1. Характеристика и содержание расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.
Налог – это обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.
Налог как юридическая категория – это установленный правовыми нормами и обеспечиваемый принудительной силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс отчуждения во внесудебном порядке части собственности юридических или физических лиц, выраженной в виде дохода, полученного от осуществления предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в виде стоимости иного имущества и направляемой на выполнение возложенных на государство функций.
О.А. Левкович [4, с.368] отмечает, что данное комплексное определение наиболее глубоко отражает сущность налога, характеризует его как процесс, имеющий сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, раскрывает налог с позиции права.
Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь [19] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд.
Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью
2. Аудит (ревизия) расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам
2.1 Организация контроля расчётов по налогам и сборам (задачи, объекты и источники контроля)
По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
Целью аудита расчетов с бюджетом в КСУП «Крейванцы», как и в других организациях является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей. Такой аудит осуществляется по следующим направлениям:
- аудит правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;
- аудит правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;
- аудит правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;
- аудит местных налогов и сборов;
- аудит расчетов с Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.
Чтобы произвести организацию контроля расчетов по налогом и сборам в КСУП «Крейванцы» нужно разработать общую стратегию и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.
Для более тщательной подготовки аудита в КСУП «Крейванцы», нужно
правильно создать процесс планирования, по которому будет проходить аудит:
Сначала создается предварительное планирование (на этапе подготовки к аудиту), где подробно описывается план действий. Затем разрабатываем общую стратегию аудита. Следующим этапом идет составления плана аудита, и внесение
3. Основные направления совершенствования учёта и контроля расчётов по налогам и сборам
Когда мы рассматривали проверку в КСУП «Крейванцы», проверив начисления и уплату налогов, заполнения налоговых деклараций, существенных ошибок выявлено не было. Но не возможно сказать, что все в организации проходило все на высшим уровне.
Рассмотрев принципы и особенности ведения учета расчетов по налогам и сборам в КСУП «Крейванцы», предлагаю на предприятии составлять для контроля за полным и достоверным начислением всех налоговых платежей за каждый отчетный период накопительную сводную ведомость.
Такая накопительная ведомость представляет собой своеобразный свод налоговых деклараций. Только по двум видам платежей (НДС и налогу на прибыль) декларации построены не по накопительному принципу - в них нет нарастающих итогов с начала года. Целесообразно унифицировать формы налоговых деклараций.
Их нужно составлять по данным накопительной сводной ведомости начисления налогов, можно и наоборот. Чтобы проверить полноту и достоверность начисления налогов, надо сравнить данные налоговых деклараций и накопительной сводной ведомости, а затем сопоставить показатели гр. 9 сводной ведомости по каждому налогу с показателями начисления налогов в оборотной ведомости. По оборотной ведомости можно проанализировать и своевременность погашения задолженности по каждому налогу.
Сопоставление данных о начисленных налогах в декларациях, накопительной ведомости, оборотной ведомости по аналитическим счетам по расчетам с бюджетом характеризует степень соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности в виде деклараций (расчетов).
Графа 8 накопительной сводной ведомости предназначена для контроля за соответствием начисленного НДС сумме зачтенного и своевременно перечисленного платежа. В идеале данные гр. 8 и гр. 7 должны совпадать. Если сумма в гр. 8 больше, чем в гр. 7, это свидетельствует о переплате налога; если же меньше, то о просроченной задолженности по НДС.
О хорошем состоянии расчетов по другим налогам (единый налог, подо-ходный налог и др.) будет свидетельствовать равенство сумм в трех смежных графах оборотной ведомости - кредитовый оборот, кредитовый остаток и дебетовый оборот.
Показатели оборотного баланса по расчетам предприятия с бюджетом нужно хотя бы раз в год сверять с данными бухгалтерии налоговой инспекции
Заключение
Проведенное исследование правовой базы специальных литературных источников и практических материалов, на основе которых написана курсовая работа:
Для соблюдения установленного порядка учета налогов и сборов специалистам экономических и бухгалтерских служб организаций необходимо внимательно изучать и всесторонне анализировать большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос.
Рассмотрев порядок исчисления и документальное оформление налогов и сборов можно сделать вывод, что бухгалтерия КСУП «Крейванцы» при исчислении и документальном оформлении налогов пользуются нормативно правовыми актами. В состав налогов, сборов и платежей уплачиваемых организацией КСУП «Крейванцы» являются следующие налоги: единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на добавленную стоимость,, отчисления в фонд социальной защиты населения, обязательные платежи по обязательному страхованию.
В соответствии с налоговыми декларациями заполненными бухгалтерией КСУП «Крейванцы»предприятие перечисляет в бюджет данные налоги и отчислений.
Регистры аналитического учета налогов и сборов позволяют группировать в разрезе корреспондирующих счетов по видам налогов информацию: начисление и погашение налогов и сборов, прочие хозяйственные операции вытекающие из содержания налоговых операций.
Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях налоговых операций, которые являются документами их аналитического учета. На первое число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76.5 " Расчеты по имущественному и личному страхованию " где по каждому виду налогов указывают в денежном выражении остаток на начало месяца, начисление и погашения налогов и сборов за месяц, а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости равны оборотам и сальдо синтетического счета 68, 69, 76.5. Таким образом синтетический учет движения налогов и сборов ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.
По окончании месяца в учетном регистре по счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76.5 " Расчеты по имущественному и личному страхованию " подсчитывают итоги
1. Беликова Т. Бухгалтерский учет и отчетность от нуля до баланса. Издательство «Питер», 2014. – 256 с.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004 .- 215с.
3. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. Л.Л. Ермолович.– Минск: Совр.шк., 2006. – 736 с.
4. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2006. – 424 с.
5. Кожарская Н.В. Кожарский.- Бухгалтерский учет, отчетность и финансы в малом и среднем бизнесе. Мн.: «Издательство Гревцова», 2011.- 312 с.
6. Костян Д.М., Крупнова А.В., Ганага А.Б. От нового плана счетов до составления баланса. - Мн.: СООО «ИПА «Регистр», 2005.- 320 с.
7. Лащенко П. Мировые правила для национального налогообложения / Национальная экономическая газета // № 45 – 2015 – с.1-4
8. Левкович О.А., Бурцева И.Н. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп.- Минск: Амалфея, 2011. – 800 с.
9. Левкович О.А., Тарасевич И.Н. Сборник задач по бухгалтерскому учету. Учебное пособие. Мн.: «Амалфея», 2012. – 368 с.
10. Молчанов С. Бухгалтерский учет за 14 дней. Экспресс-курс.– Мн.: «Издательство Гревцова», 2012. - 416 с.
11. Молчанов С. Бухгалтерский и управленческий учет (2 полных курса). – Мн.: ЭКСМО, 2012. – 736 с.
12. Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ в зарубежных странах: Учеб. пособие – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. – 238 с.
13. Пономаренко П.Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб. пособие / под общ. ред. П.Г. Пономаренко. – 2-е изд., испр. – Минск, Выш.шк., 2011. – 527 с.
14. Прыкин В.Б. Экономический анализ деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 360 с.
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012 - 512 с.
16. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. - Мн.: Издательство «Кнорус», 2014.- 480 с.
17. Стражева Н.С., А.В. Стражев. Бухгалтерский учет: Учеб.- методич. пособие - 11-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Книжный дом, 2009. - 608 с.
18. Стражева Н., Стражев А. Бухгалтерский учет. Мн.: «Интерпрессервис», 2012. – 672 с.
19. Швец А. Все о бухгалтерском учете и отчетности. Теория и структура. - Мн.: «Издательство Гревцова», 2011.- 360 с.
20. Сушкевич А.Н. Организация бухгалтерского учета и внутреннего аудита. Издательство: Редакция журнала «Промышленно-торговое право», 2006 г.,
21. Шишкова Т., Козельцева Е. Международные стандарты финансовой отчетности. – Мн.: Издательство «ЭКСМО», 2009. – 320 с.
22. Швец А. Все о бухгалтерском учете для начинающих. Теория и практика. Мн.: «Издательство Гревцова», 2012. – 360 с.