Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы.
Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются в процессе реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно. Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью говорить об актуальности выбранной темы курсовой работы.
Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:
1. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
2. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.
3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.
Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США, на нее ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной системы. Тем не менее, каждая страна имеет свои особенности.
В свою очередь, кредитные системы развивающихся стран в целом развиты слабо. В большинстве этих стран, в том числе в Беларуси, существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков.
Не подлежит сомнению тот факт, что государство должно активно вмешиваться в экономику для проведения своей социально-экономической
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Нами для анализа взят временной период с 2003-го по 2015-й гг.
Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика в 2003 г. содействовала развитию всех секторов национальной экономики и достижению целевых и параметров экономического и социального развития страны. Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, осуществлялись посредством поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля на основе его гибкой привязки к российскому рублю. Эта задача являлась приоритетной по отношению к другим задачам денежно-кредитной политики. Фактически за январь — сентябрь 2003 г. официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю снизился на 12,7 процента (или на 1,3 процента в среднем за месяц), к доллару США — на 18 процентов (или на 1,9 процента в среднем за месяц), что соответствовало прогнозной динамике [16].
Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому. Денежно-кредитная политика 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов страны. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы, прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов.
Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 и 2007 годах
В денежно-кредитной политике Республики Беларусь можно выделить несколько групп проблем связанных со стабилизацией денежной сферы, которые, к сожалению, еще не решены.
Первая группа проблем возникла потому, что стабилизация белорусского рубля до сих пор в значительной степени связывалась с факторами чисто денежного характера. Достижение положительного уровня процентных ставок в реальном выражении, постепенное сокращение относительных масштабов эмиссии, а главное, переход к единому обменному курсу национальной валюты, — все это обусловило постоянный рост доверия к национальной валюте, что проявлялось в стабильном увеличении поступающей в страну валютной выручки [15].
Вторая группа проблем в области денежно-кредитной политики связана с тем, что возрастает сложность и масштабность решаемых задач. Если в предыдущие годы одна из целей монетарной политики заключалась в том, чтобы нормализовать ситуацию, то сегодня задача направлена на достижение международных стандартов в области гарантий надежности банковской системы, повышение ее транспарентности, качества банковских услуг и технологического потенциала банков. Кроме того, необходимо обеспечить устойчивую стабильность денежной системы, а это помимо невысоких и предсказуемых темпов инфляции и девальвации предполагает достижение умеренных процентных ставок и показателей их дифференциации по видам операций и срокам. За последние годы здесь заметен существенный прогресс.
Одним из основных инструментов регулирования экономики является денежно-кредитная (монетарная) политика. Под ней понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Существуют два подхода к осуществлению монетарной политики: использование правил и дискреционное принятие решений. Как использование правил, так и дискреционная политика имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества одного подхода одновременно являются недостатками другого. Основное преимущество правил заключается в их прозрачности и постоянстве во времени, тогда как дискреционная политика более гибкая и может использовать больше разной информации для принятия решения.
Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики - наличие современной банковской системы.
В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, поскольку стало понятно, что от ее решения зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики. В своей основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса.
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости.
Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика в 2003 г. содействовала развитию всех секторов национальной экономики и
1. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 719 с.
2. Долан, Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Долан. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. – 493 с.
3. Киреев, А. П. Международная экономика / А.П.Киреев. – М.: Междунар. отношения, 2011. – 488 с.
4. Курс переходной экономики: учеб. для вузов / под ред. Л.И.Абалкина. – М.: Финстатинформ, 2007. – 640 с.
5. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 70 с.
6. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
7. Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. –970 с.
8. Макроэкономика / И.В.Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 304 с.
9. Макроэкономика: Учеб.пособие / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С.Алексеенко [и др.] ; под ред. Л. П. Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2004. – 220 с.
11. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
12. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики РБ на 2017 год [Электронный ресурс] / Право.бай. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31600359&p1=1. - Дата доступа: 27.03.2017.
13. Сакс, Дж. Д. Макроэкономика / Дж. Д. Сакс, Ф.Б.Ларрен ; пер. с англ. — М.: Дело, 2006. – 848 с.
14. Самуэльсон, П. Экономика: учеб. пособие / П.Самуэльсон, В.Нордхаус ; пер. с англ. – 17-е изд. – М.: Вильямс, 2011. – 688 с.
15. Электронный портал Нацбанка РБ [Электронный ресурс] / Курсы валют. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/rates/ratesDaily.asp. - Дата доступа: 27.03.2017..
16. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Основные показатели статистики. - Режим доступа: http://belstat.gov.by. - Дата доступа: 27.03.2017..