ВВЕДЕНИЕ
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны.
Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.
Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.
По мере развития рыночной экономики в стране повышение эффективности транспортного процесса требует новых подходов к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления – транспортной логистики.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Таким образом, актуальность данной темы связана с тем, что в современных условия транспорт не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Предмет исследования – транспортная система.
Объектом данного исследования является рынок Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
1.1 Понятие транспорта и его виды
Транспорт — одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее эле¬ментов.
Транспортный комплекс – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида [2, c. 15].
Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.
В современном мире функционирует шесть видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки как грузов, так и пассажиров.
Каждый вид транспорта специфичен в качестве средства перевозки грузов и имеет свои достоинства и недостатки. В частности, достоинствами морского транспорта являются:
– низкая по сравнению с большинством других видов транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях;
– большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;
– мобильность, т.е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж по регионам суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой;
– неограниченная пропускная способность морских путей;
– незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли [12, c. 36].
Но существуют некоторые особенности, которые ограничивают использование морского транспорта: ограниченная пропускная способность портов и каналов; небольшая скорость перевозок (по сравнению с наземными и воздушным видами); сезонность морских перевозок в северных районах плавания.
К особенностям железнодорожного транспорта относятся:
– относительная дешевизна перевозок (по сравнению с автомобильным и воздушным видами транспорта);
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура транспорта в Республике Беларусь
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 7,0%, в основных фондах страны – 24,8, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.
В транспортном комплексе трудится 6,1% занятых в экономике (2014 г. ). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6% производимой электроэнергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт обшего и необщего пользования.
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей (за 2015 год):
1. Объем перевозок (отправлений) грузов – снизился на 4,9% (в 2014 году увеличился на 10,9%).
2. Объем грузооборота – снизился на 10,9% (в 2014 году возрос на 7%).
3. Объем пассажирооборота – снизился на 6,8% (в 2014 году – на 9,7%).
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. В Республике Беларусь грузооборот железно¬дорожного транспорта в 2015 году составил 42,7 млрд т/км, что 14,6% меньше, чем в 2014 году. Пассажирооборот — 7,4 млрд пассажиро-км, что на 10,6% меньше, чем в 2014 году. Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси - 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных - 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития трубопроводного транспорта Республики Беларусь
Трубопроводный транспорт является узкоспециализированным видом транспорта, предназначенным для перекачки на дальние и средние расстояния жидких и газообразных продуктов. Трубопроводный транспорт относят к стратегическому виду транспорта, выполняющему функции транзитного (по трубопроводной сети осуществляются поставки природного газа и нефти из Российской Федерации в страны Европейского союза). В грузообороте всех видов транспорта Республики Беларусь общего пользования доля трубопроводного транспорта в 2015 г. составила 48,1 %. Таким образом, в структуре грузооборота страны трубопроводный транспорт имеет преобладающую позицию [29].
Трубопроводный транспорт считается самым экономически эффективным видом транспорта, поскольку он имеет самую низкую себестоимость доставки грузов (себестоимость зависит от диаметра трубы — чем больше диаметр, тем ниже себестоимость). Другие преимущества трубопроводного транспорта — это его высокая степень автоматизации, круглогодичность и круглосуточность функционирования. К недостаткам трубопроводного транспорта можно отнести следующие явления: узкая специализация (он является по сути 134 технологическим видом транспорта), большая капиталоемкость, длительный срок окупаемости. Систему трубопроводного транспорта Республики Беларусь составляют:
— магистральный трубопроводный транспорт, функционирующий как единый технологический комплекс со всеми объектами и сооружениями, с помощью которого осуществляются транзитные, межгосударственные, межрегиональные поставки продуктов транспортировки потребителям;
— промышленный трубопроводный транспорт — весь другой немагистральный транспорт в пределах производств, а также внутрипромышленные нефтегазовые и продуктопроводы, городские газопроводные, водопроводные, теплопроводные, канализационные сети, мелиоративные системы и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать о том, что транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Транспортный комплекс республики включает в себя следующие виды транспорта:
– автомобильный;
– железнодорожный;
– водный;
– воздушный.
Основной задачей транспорта является своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Становление и развитие рыночных отношений предъявляют новые требования к организации перевозок, систем управления предприятием и к оценке результатов его деятельности.
Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Узкая специализация трубопроводов является основным отличием их от других универсальных видов транспорта.
Разновидностью трубопроводного транспорта являются газопроводы, которые служат единственно возможным видом транспорта для перемещения в больших количествах газа на дальние расстояния.
Этот вид транспорта на территории Республики Беларусь широко используется для транспортировки нефти и газа. Доля трубопроводного транспорта в общем грузообороте республики существенна и составляет более 50%, в том числе нефтепроводов около 38%.
На территории республики функционируют магистральные трубопроводы по перекачке природного газа, нефти, бензина и дизельного топлива. Проходящие по территории Республики Беларусь магистральные трубопроводы, обеспечивающие перекачку нефти, имеют протяженность 2,9 тыс. км; природного газа - 5,9 тыс. км и нефтепродуктов -1,2 тыс. км. Транспортировку нефти и природного газа для потребностей экономики Республики Беларусь и других стран осуществляют Гомельское и Новополоцкое предприятия транспорта нефти «Дружба» и государственное предприятие «Белтрансгаз».
1 Автомобильный транспорт. Структура [Электронный ресурс]. – Министерство транспорта и коммуникаций. – режим доступа: http://mintrans.gov.by/rus/activity/autoandroad/. – дата доступа: 15.03.2017.
2 Авчинкин, Д.В. Энциклопедия транспорта и транспортных путей мира / Д.В. Авчинкин. – Минск.: Право и экономика, 2007. – 793 с.
3 Бауэрсокс, Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2–е изд. / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера].– М.: ЗАО «Олимп–Бизнес», 2008.–640 с.
4 Водный транспорт. Структура [Электронный ресурс]. – Министерство транспорта и коммуникаций. – режим доступа: http://mintrans.gov.by/rus/activity/aqua/. – дата доступа: 15.03.2017.
5 Воздушный транспорт. Структура [Электронный ресурс]. – Министерство транспорта и коммуникаций. – режим доступа: http://mintrans.gov.by/rus/activity/air/. – дата доступа: 14.03.2017.
6 Грузооборот по видам транспорта [Электронный ресурс]. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/otrasli–statistiki/transport–i–svyaz / graficheskii – material – grafiki –diagrammy_3/struktura–gruzooborota–po–vidam–transporta/. – дата доступа: 13.03.2017.
7 Делегация Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь во главе с министром Иваном Щербо посетила Литовскую Республику [Электронный ресурс]. – Министерство транспорта и коммуникаций. – режим доступа: http://www.mintrans.by/rus/news/~group__ m18=1~page__m18=1~news__m18=925. – дата доступа: 14.03.2017.
8 Дорожное хозяйство [Электронный ресурс]. – Министерство транспорта и коммуникаций. – режим доступа: http: //mintrans. gov.by/rus/ activity/roadmanagement/. – дата доступа: 16.03.2017.
9 Елагин, Ю.В. Роль логистики как методологии развития национальной транспортной системы транзитных стран / Ю.В. Елагин // Вестник экономики, транспорта и промышленности. – 2015. – № 149. – С. 176–179.
10 Железнодорожный транспорт. Структура [Электронный ресурс]. – Министерство транспорта и коммуникаций. – режим доступа: http://mintrans.gov.by/rus/activity/rw/structure/ . – дата доступа: 12.03.2017.
11 Иванов, Ф.Ф. Транспортная логистическая система Республики Беларусь в 21 веке / Ф.Ф. Иванов. – Минск: Респ. Институт высшей школы, 2007. – 102 с.
12 Ивуть, Р.Б. Единая транспортная система и география транспорта / Р.Б. Ивуть, Стефанович Н.В., Косовский А.А. – Минск: БГТУ, 2009. – 213 с.
13 Индекс эффективности логистики (LPI) 2014 [Электронный ресурс]. – Ассоциация международных экспедиторов и логистики. – режим доступа: http://www.baif.by/stati/indeks-effektivnosti-logistiki-lpi-2014/. – дата доступа: 13.03.2017.
14 Международная специализированная выставка «Транспорт и Логистика» и II Белорусский транспортный конгресс. [Электронный ресурс]. – Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. – режим доступа: http://www.bairc.org/activities/actions/exhibition/2008/10/07/7286//. – дата доступа: 14.03.2017.
15 Национальная транспортная логистика – итоги года [Электронный ресурс]. – Ассоциация международных экспедиторов и логистики. – режим доступа: http://www.baif.by/stati/natsionalnaya–transportnaya–logistika–itogi–goda/. – дата доступа: 15.03.2017.
16 О железнодорожном транспорте: Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 237–З: в редакции от 31 декабря 2014 г. № 227–З // Нац. Реестр нормативно–правовых актов. – 1999. – № 2/12.
17 О работе транспорта в январе-октябре 2015 г. [Электронный ресурс]. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – режим доступа: http:// belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/ transport-i-svyaz/ operativnaya -informatsiya_ 2/o-rabote-transporta/o-rabote-transporta-v-yanvare-oktyabre-2015-g/. – дата доступа: 12.03.2017.
18 Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1196: в редакции от 16 марта 2005 г. № 285// Нац. Реестр нормативно–правовых актов. – 1999. – № 5/1506.
19 Пассажирооборот по видам транспорта [Электронный ресурс]. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/otrasli–statistiki/transport–i–svyaz/ graficheskii– material–grafiki–diagrammy_3/struktura–passazhirooborota–po–vidam–transporta/. – дата доступа: 12.03.2017.
20 Перевалов, Д.В. Организация управления общественным пассажирским автотранспортом региона / Д.В. Перевалов, Н.А. Пахолков. – Вологда: ВоГТУ, 2009. – 178 c.
21 Перечень логистических центров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Министерство транспорта и коммуникаций. – режим доступа: http://mintrans.gov.by/rus/translogistic_306/translogistic_004/. – дата доступа: 14.03.2017.
22 Полякова, М.М. Индикативное прогнозирование регионального промышленного комплекса / М.М. Полякова. – Вологда: Вологодский НКЦ ЦЭМИ РАН, 2000. – 59 с.
23 Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249: в редакции от 28 апреля 2014 г. № 402 // Нац. Реестр нормативно–правовых актов. – 2008. – № 5/28285.
24 Сивак А. Итоги работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в 2014 году и планы на 2015 год [Электронный ресурс]. – Национальный пресс-центр Республики Беларусь. – режим доступа: http://www.bpc.by/news/1434/. – дата доступа: 22.09.2015.19.
25 Сивак, А. Пути с видом на завтра / А. Сивак // Советская Белоруссия. – 2015. – № 27 (24657). – С. 17–22.
26 Сивак, А. Реальная экономия, эффективное бизнес–планирование – этим пора заняться всерьез: интервью / А. Сивак // Транспортный вестник. – 2014. – № 2. – С. 5–9.
27 Статистический ежегодник Респулики Беларусь, 2014. – под. ред. И.В. Медведевой. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 524 с.
28 Схема размещения логистических центров в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Министерство транспорта и коммуникаций. – режим доступа: http://mintrans.gov.by/rus/translogistic_306/translogistic_002/. – дата доступа: 22.09.2015.
29 Транспорт и связь в Республике Беларусь, 2014. Статистический сборник – под ред. В.И. Зиновского. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 126 с.
30 Шуравина, Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России / Е.Н. Шуравина // Вестник СамГУ. – 2011. – №9(90). – С. 58–62.