ВВЕДЕНИЕ
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны.
По мере развития рыночной экономики в стране повышение эффективности транспортного процесса требует новых подходов к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления – транспортной логистики.
Таким образом, актуальность данной темы связана с тем, что в современных условия транспорт не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Предмет исследования – речной транспорт.
Объектом данного исследования является Республика Беларусь.
Цель курсовой работы – исследование текущего состояния речного транспорта республики для определения путей его дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
– раскрыть роль и значение речного транспорта в транспортной системе республики в развитии экономики;
– дать оценку состояния речного транспорта Республики Беларусь;
– определить перспективы развития речного транспорта Республики Беларусь.
Теоретической и информационной основой исследования курсовой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных логистов: Авчинкина Д.В., Елагина Ю.В., Иванова Ф.Ф., Ивуть Р.Б., Сивака А.; статистические данные по Республике Беларусь.
В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
1.1 Понятие транспорта и его виды
Доставка грузов невозможна без соответствующего транспорта. На сегодняшний день человечеством придумано и создано множеством различных видов транспорта отличающихся своим назначением, средой перемещения, принципом движения и многим иным. При этом не следует путать транспорт с транспортным средством, это не одно и тоже! Транспорт - более широкое понятие.
Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой [2, c. 25].
Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные, классификации транспорта:
Виды транспорта по назначению:
Транспорт общего пользования (общественный пассажирский транспорт и транспорт обслуживающий сферу торговли, т.е. перевозящий товары);
Транспорт специального пользования (например, военный транспорт); Транспорт индивидуального пользования (личные автомобили).
По используемой энергии:
Приводимый в движение собственным двигателем:
- транспорт с тепловым двигателем (реактивным, внутреннего сгорания и т.д.);
- электротранспорт (электромобили, трамваи, троллейбусы и т.п.);
- гибридный транспорт (имеет и тепловой, и электродвигатель).
Приводимый в движение силой ветра (парусные суда); Приводимый в движение мускульной силой:
- транспорт движимый человеком (велосипеды, веломобили, гребные суда);
- транспорт движимый животными (гужевой транспорт) [19, c. 32].
Еще одна классификация видов транспорта предусматривает его деление на группы по среде перемещения. Рассмотрим ее подробнее.
1. Наземный транспорт - делится на ряд подвидов:
а) Железнодорожный транспорт - осуществляет перевозку пассажиров и грузов колесными транспортными средствами по рельсовым путям (поезда, трамваи, метрополитен, монорельс и пр.).
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура транспорта в Республике Беларусь
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 7,0%, в основных фондах страны – 24,8, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.
В транспортном комплексе трудится 6,1% занятых в экономике (2014 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6% производимой электроэнергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей (за 2015 год):
1. Объем перевозок (отправлений) грузов – снизился на 4,9% (в 2014 году увеличился на 10,9%).
2. Объем грузооборота – снизился на 10,9% (в 2014 году возрос на 7%).
3. Объем пассажирооборота – снизился на 6,8% (в 2014 году – на 9,7%).
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный [9, c. 21].
Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. В Республике Беларусь грузооборот железно¬дорожного транспорта в 2015 году составил 42,7 млрд т/км, что 14,6% меньше, чем в 2014 году. Пассажирооборот — 7,4 млрд пассажиро-км, что на 10,6% меньше, чем в 2014 году. Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси - 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных - 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития речного транспорта в Республике Беларусь
Речной флот Республики Беларусь переживает нелёгкие времена. В стране есть пригодные для судоходства реки — Днепр, Припять, Западная Двина, Березина, Сож, но грузооборот, как и перевозки пассажиров на них незначительны, оснащение портов значительно ухудшилось, причалы зарастают травой, суда ржавеют.
В СССР перевозки по рекам были дешевле железнодорожных и конкурировали с автомобильным перевозками. Теплоходы перевозили руду, щебень, лес и стройматериалы. Однако ситуация круто изменилась. Например, порт «Бобруйск», находящийся на р. Березине, имел в 1991 году грузооборот в более чем 2 млн. тонн, а в 2000 — 166 тыс. тонн. Порт перестал перевозить грузы за пределы Беларуси, радуясь каждому, даже не слишком рентабельному, заказу, чтобы не лишиться немногочисленных клиентов [13, c. 55].
Не был реализован проект перевозки калийных удобрений из Мозыря в Чёрное море на сухогрузе «Надежда» (последний серьёзный заказ Гомельского судостроительного-судоремонтного завода), которые перевозятся по железной дороге в Прибалтику т.к. подобные перевозки дешевле.
Изменения к лучшему начались в 1997 году, когда была разработана программа развития речных и морских перевозок в Республике Беларусь, рассчитанная до 2010 года.
К порту «Гомель» в 2009 году были приписаны 5 буксировщиков-толкачей, 3 из которых были законсервированы, и 4 рудовоза, перевозящие песок, ставший основной статьёй заработка всех белорусских портов. Щебень добывается на 200-километровом участке Припяти от Мозыря до Микашевичей. Осуществляется навигация по ДнепроБугу (в 2004 году начата его реконструкция), Августовскому каналу, который был очищен от наносного ила, камней и топляка, берега укреплены фашиной. Не прекращались на Припяти и пассажирские перевозки [7, c. 159].
В речном порту «Витебск» в соответствии с решением Витебского облисполкома о возрождении пассажирских перевозок был спущен на воду одноимённый в Пинске построенный теплоход, сделав З. Двину судоходной после 25-летнего перерыва. «Витебск» (высота — 5,7 м, длина — 25,5 м,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.
По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих в отдельных случаях их преимущества:
– возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота Республики Беларусь;
– сравнительно небольшие капиталовложения;
– практически неограниченная пропускная способность;
– сравнительно малый расход топлива и энергии;
– при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.
Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек по условиям судоходства — к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.
Появление первых палубных судов относят к середине 12 века. С древних времён занимались судостроением в верховьях Днепра, Припяти, и Березины.
Вышестоящей организацией для пароходства является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Водный транспорт обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2 тыс. км и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах судоходных рек республики. Система «Буг – Днепровско–Бугский канал – Припять – Днепр» с выходом в Черное море включена в состав Европейских внутренних водных путей. Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов. Технические возможности портов позволяют перевозить более 8 млн. тонн и обрабатывать 15 млн. тонн грузов в год.
В системе водного транспорта работают 10 речных портов (Бобруйск, Брест, Гомель, Микашевичи, Могилев, Мозырь, Пинск, Речица, Витебск, Гродно), 4 предприятия водных путей (Гомель, Пинск, Мозырь, Бобруйск),
1 Авчинкин, Д.В. Энциклопедия транспорта и транспортных путей мира / Д.В. Авчинкин. – Минск.: Право и экономика, 2007. – 793 с.
2 Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.
3 Волгин, В. В. Логистика / В. В. Волгин. – Москва: Дашков и Кº, 2009. – 457 с.
4 Гаджинский, А. М. «Логистика»: учебник для высших и средних специальных учебных заведений/ А. М. Гаджинский. - ИВЦ «Маркетинг», 2002. – 324с.
5 Гапонова, М. Логистика./М. Гапонова, Т. Родкина - М.: Проспект, 2008. - 408 с.
6 Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 304 с.
7 Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. – Москва: ТрансЛит, 2011. – 317 с.
8 Елагин, Ю.В. Роль логистики как методологии развития национальной транспортной системы транзитных стран / Ю.В. Елагин // Вестник экономики, транспорта и промышленности. – 2015. – № 149. – С. 176–179.
9 Иванов, Ф.Ф. Транспортная логистическая система Республики Беларусь в 21 веке / Ф.Ф. Иванов. – Минск: Респ. Институт высшей школы, 2007. – 102 с.
10 Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. – Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. – 659 с.
11 Ивуть, Р.Б. Единая транспортная система и география транспорта / Р.Б. Ивуть, Стефанович Н.В., Косовский А.А. – Минск: БГТУ, 2009. – 213 с.
12 Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
13 Логистика: учеб. пособие/ Б.А. Аникин.- И. ; ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 254с.
14 Логистика / Лукинский В.С., Цвиринько И.А., Малевич Ю.В. - СПб: Издательство СПбГИЭУ, 2000. – 320с.
15 Логистика / А.М.Гаджинский - Москва: Дашков и К, 2006. – 302с.
16 Логистика / А.Д.Чудаков. - Москва: РДЛ, 2003. – 241с.
17 Неруш, Ю.М. Логистика. учебник/ Ю. М. Неруш. - М ЮНИТИ. 2000. – 230с.
18 Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
19 Общий курс транспортной логистики: учеб. пособие по дисциплине специализации специальности "Менеджмент организации" / Л. С. Фёдоров, В. А.Персианов, И. Б. Мухаметдинов. – Москва: КноРус, 2011. – 309 с.
20 Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учеб. пособие/ Алесинская Т.В. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 340с.
21 Основы логистики: [теория и практика] / [В. В. Щербаков и др.]. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2009. – 426 с.
22 Транспортная логистика: учеб.-метод. пособие: [для вузов] / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель. – Минск: БНТУ, 2012. – 377 с.
23 Щербанин, Ю. А. Основы логистики: учеб. пособие для высших учебных заведений / Ю. А. Щербанин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 320 с.