ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты управления закупочной деятельностью организации
1.1 Понятие и сущность закупочной деятельности и логистики
1.2 Содержание закупочной деятельности на предприятии
2 Анализ организации закупочной логистики на СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация закупочной деятельности на предприятии
2.3 Использование принципов логистики в закупочной деятельности предприятия и оценка ее эффективности
3 Совершенствование организации закупочной деятельности СП ОАО «Спартак»
3.1 Основные направления совершенствования закупочной деятельности предприятия
3.2 Совершенствование системы управления закупочной деятельностью на СП ОАО «Спартак»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современное производство представляет сложный процесс, функционирующий при постоянном и своевременном его обеспечении средствами производства (сырьем, материалами, топливом, электро- и теплоэнергией, машинами и оборудованием), необходимыми для изготовления продукции, оказании услуг или выполнения других работ.
Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства на основе приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.
В условиях рынка важное значение имеет закупка наиболее экономичных видов сырья и материалов, ресурсосберегающей техники, обеспечение сохранности материальных ценностей, вовлечение в оборот промышленных отходов и вторичного сырья. Все организационные и технические операции по приобретению необходимых материально-технических ресурсов представляют коммерческую деятельность предприятия. Такая деятельность учитывает соотношение между спросом и предложением, виды и уровень рыночных цен, размеры наценок на услуги снабженческо-сбытовых организаций.
Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение, которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. В связи с этим тема экономичной и своевременной закупки сырья, материалов и полуфабрикатов актуальна.
Можно, таким образом, отметить, что закупочная логистика выступает стартовым звеном в обеспечении производственно-хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает материально-техническое обеспечение предприятия материальными ресурсами для формирования своевременного и оптимального материального потока в логистической системе предприятия. Залогом эффективной организации закупочной логистики на предприятии является организация эффективного материально-технического обеспечения производства на предприятии. Именно поэтому изучение организации материально-технического обеспечения производства является важной темой для исследований.
Объект исследования – закупочная деятельность СП ОАО «Спартак».
Предмет исследования – организация закупочной логистики на предприятии.
1 Теоретические аспекты управления закупочной деятельностью организации
1.1 Понятие и сущность закупочной деятельности и логистики
В цепи поставок каждая организация покупает материальные ресурсы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, материальные ресурсы все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами материальных ресурсов является механизмом, который фактически запускает материальные потоки в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению материальным потоком в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением материальных ресурсов и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения материальных ресурсов и др [1, c. 47].
Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации.
Общая цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам [3, c. 64].
Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие частные цели:
- создание надежного и беспрерывного материального потока на предприятии;
- тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;
- поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;
- закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставляются вовремя и туда, куда необходимо, а также удовлетворяют другим требованиям;
- обеспечение хорошей цены и условий поставок;
2 Анализ организации закупочной логистики на СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» является коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Общество зарегистрировано Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь 29 мая 1998 года в реестре общереспубликанской регистрации за № 1994.
Общество было создано в процессе приватизации государственного имущества на основании Приказа Госкомимущества Республики Беларусь от 06.12.1993 года № 197 и явилось правопреемником Государственного предприятия Гомельская кондитерская фабрика «Спартак», прошло общереспубликанскую регистрацию в Гомельском областном исполнительном комитете 22.10.1996 года.
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Основным видом деятельности является производство и реализация кондитерских изделий, с целью извлечения прибыли.
В настоящее время «Спартак» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Организационная структура управления СП ОАО «Спартак» представлена в приложении А.
Высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия. Исполнительным органом предприятия является дирекция во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. Дирекцию представляют заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, председатель профкома, которые осуществляют функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно- хозяйственной деятельности предприятия.
Директор издает приказы и дает указания. Решения директора обязательны для всех работников. Обязанности директора:
- осуществлять текущее руководство деятельностью организации;
- в пределах своей компетенции без доверенности действовать от имени организации;
- нанимать и увольнять работников в соответствии с условиями договоров (контрактов) и законодательством;
3 Совершенствование организации закупочной деятельности СП ОАО «Спартак»
3.1 Основные направления совершенствования закупочной деятельности предприятия
Основу эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.
В основе успешной деятельности предприятия лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами, поставщиками - с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.
Основные проблемы закупочной логистики:
- отсутствие (дефицит) необходимого товара в нужный момент;
- наличие избыточных запасов готовой продукции на складе;
- срывы поставок из-за транспортных компаний и внутренних проблем;
- откатные технологии работы с поставщиками;
- отсутствие автоматизированных средств оптимизации закупаемого товара.
Основные пути повышения эффективности закупочной логистики:
- разработка автоматизированной системы прогнозирования и планирования поставок товара;
- оптимизация и регламентация процессов;
- разработка системы мотивации персонала службы закупок;
- и т. д.
Важной частью повышения эффективности должно стать постоянное управление затратами, которое должно иметь место на всех участках работы, во всех местах их возникновения.
По оценкам американских специалистов, для увеличения прибыли компании на 100 %:
- объем продаж должен возрасти на 100 %;
- цена товаров – возрасти на 15 %;
- заработная плата и оклады – снизится на 25 %;
- накладные расходы – снизиться на 33 %;
- затраты на закупки – снизиться на 8,5 % [23, c. 98].
Таким образом, на каждый процент снижения затрат на закупки
приходится 12% роста прибыли – лучший результат.
Именно поэтому западные компании при осуществлении процесса закупок основной акцент делают на общее сокращение затрат. Несмотря на
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закупочная логистика выступает стартовым звеном в обеспечении производственно-хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает материально-техническое обеспечение предприятия материальными ресурсами для формирования своевременного и оптимального материального потока в логистической системе предприятия. Залогом эффективной организации закупочной логистики на предприятии является организация эффективного материально-технического обеспечения производства на предприятии.
Организация материально-технического обеспечения производства предприятия материальными ресурсами предполагает организацию эффективного снабжения путем обеспечения развития на предприятии закупочной логистики. Для организации бесперебойного материально-технического обеспечения предприятия используют выработанные подходы к выбору наиболее подходящих и стабильных поставщиков, собственное складское хозяйство и создают определенные запасы, что в конечном итоге позволят выстроить на предприятии наиболее эффективную систему материально-технического обеспечения производства. Все эти функции должно, как правило, выполнять одно обособленное структурное подразделение, организацию работы которого рассмотрим далее.
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» является коммерческой организацией с иностранными инвестициями. Общество зарегистрировано Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь 29 мая 1998 года в реестре общереспубликанской регистрации за № 1994.
Кондитерская отрасль республики в настоящее время решает ряд важнейших задач по обновлению ассортимента, снижению себестоимости, созданию конкурентоспособных кондитерских изделий, по повышению пищевой и биологической ценности, продлению сроков годности кондитерских изделий, по оформлению готовой продукции, по поиску новых рынков сбыта.
В анализируемом периоде на предприятии происходило снижение объемов выпуска продукции и опережающий рост затрат на производство и реализацию продукции, что повлекло снижение рентабельности деятельности и продукции предприятия. На СП ОАО «Спартак» снизились показатели фондоотдачи (при одновременном росте среднегодовой стоимости основных
1 Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.
2 Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 484 с.
3 Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
4 Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
5 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.
6 Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
7 Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие / П.А. Дроздов. – Минск, 2008. – 211 с.
8 Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – 103 с.
9 Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
10 Дыбская, В.В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 559 с.
11 Еловой, И.А. Логистика: учеб.-методич. пособие / И.А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2011. – 165 с.
12 Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Д. Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
13 Логистика: учеб. пособие / В. И. Маргунова [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 507 c.
14 Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
15 Миротин, Л.Б. Основы логистики: учебник. / Л.Б. Миротин, А.К. Покровский, С.А. Ширяев и др. – 3-е издание. – М.: Горячая линия – Телеком, 2013. – 386 c.
16 Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 c.
17 Организация и управление закупочной логистикой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-car.ru/page_3.php. – Дата доступа: 30.01.2017.
18 Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2010. – 575 c.
19 Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
20 Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
21 Управление запасами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alcherkesov.narod.ru/students/logistics/Logistics03.doc. – Дата доступа: 30.01.2017.
22 Экономика предприятия: учебник для экономических вузов / Под ред. А. И. Руденко. – 2-е изд., пераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2010. – 475 с.
23 Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – Москва: Издательство «Экзамен», 2004. – 314 с.