ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Конкурентные преимущества предприятия и их классификация
1.2 Факторы, влияющие на конкурентные преимущества
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БЕРЕСТЕЙСКИЙ ПЕКАРЬ» КОБРИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «БЕРЕСТЕЙСКИЙ ПЕКАРЬ» КОБРИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД
3.1 Выявление конкурентных преимуществ ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод
3.2 Разработка мероприятий для ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод на основании выявленных конкурентных преимуществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Организационная структура Кобринского хлебозавода
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерский баланс за 2013 – 2014 года
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Бухгалтерский баланс за 2014 – 2015 года
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время страна стоит перед необходимостью упрочения внутриэкономического положения, обеспечения устойчивого экономического развития, что предполагает определенную корректировку экономических подходов и более активное и скоординированное использование механизмов и рычагов экономической политики, в том числе конкурентной политики.
Конкуренция является важнейшим регулятором экономической эффективности и экономического развития, для создания которой предстоит решить важную и сложную задачу формирования конкурентной среды в экономике.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики, предприятию необходимо использовать все свои конкурентные преимущества, чтобы достичь максимального экономического эффекта. Специфика проблемы конкуренции заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод.
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть конкурентные преимущества предприятия и выявить их влияние влияние на прибыль.
Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
· изучить теоретические аспекты конкурентных преимуществ;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Конкурентные преимущества предприятия и их классификация
Конкуренция – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики конкуренция имеет основополагающее значение. В соперничестве за часть рынка в конкуренции участвуют не только основные игроки. Все могут быть конкурентами (потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители) [4].
В свою очередь конкурентные преимущества предприятия (КП) – это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Другими словами, конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирмы. Конкурентные преимущества обеспечивают предоставление потребителям такого продукта, который представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги. Считается, что фундаментальной причиной успеха одних предприятий и неудачи других является то, что процветающие фирмы обладают конкурентными преимуществами, а неудачники их не имеют. В основе конкурентных
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БЕРЕСТЕЙСКИЙ ПЕКАРЬ» КОБРИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод
ОАО «Берестейский пекарь» входит в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и является самым крупным предприятием по выпечке хлебобулочных и кондитерских изделия Брестской области. ОАО «Берестейский пекарь» включает в себя головное предприятие Брестский хлебозавод и 7 филиалов по всей территории Брестской области. Филиал ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод – самое молодое хлебопекарное предприятие в Брестской области, входящее в состав
ОАО «Берестейский пекарь».
Первый Кобринский хлебозавод построен на базе мелких пекарен и был введен в эксплуатацию в 1954 году. В связи со строительством в городе крупных промышленных предприятий и ростом населения мощности хлебозавода стало не достаточно для обеспечения города хлебобулочными изделиями. 17 мая 1984 года схема развития и размещения предприятий предусматривала строительство в 1989 – 1992 годах хлебопекарного предприятия – хлебозавода. Новое здание Кобринского хлебозавода было введено в эксплуатацию 14 января 1993 года. На заводе имеются 2 основных цеха: по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Проектная мощность завода – 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки, 1 тонна кондитерских и 1,5 тонны сухарных изделий.
Кобринский хлебозавод является филиалом ОАО «Берестейский пекарь». Руководство филиалом в целом и его структурными подразделениями осуществляет аппарат управления. Возглавляет руководство филиалом его
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «БЕРЕСТЕЙСКИЙ ПЕКАРЬ» КОБРИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД
3.1 Выявление конкурентных преимуществ ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод
В предыдущей главе нами был построен радар конкурентоспособности на основании которого было выявлено, что из пяти основных составляющих функционирования компании – в четырех Кобринский хлебозавод является безусловным лидером по сравнению со своими конкурентами.
Что касается качества продукции – компания зарекомендовала себя как производителя наиболее качественной продукции. В данном случае и ценовой уровень чуть выше, чем у большинства конкурентов работает на такой критерий как «качество», чуть более высокая цена на продукцию подчеркивает высокое качество продукции.
Учитывая, что ценовая конкуренция в отрасли производства хлебобулочных изделий является едва ли не самым бессмысленным занятием, так как уровень цен в данной отрасли, в принципе, невысокий, а хлебобулочные изделия потребляют все люди ежедневно независимо от уровня достатка: незначительное повышение цен и отстройка от конкурентов кажется очень удачным решением в маркетинговой и сбытовой деятельности компании.
Кроме того, Кобринский хлебозавод превосходит своих конкурентов в плане производственных мощностей, то есть предприятие может производить наибольший объем продукции и эффективно распределять его между потребителями.
Все это потенциально дает возможность компании использовать виолентную (силовую) стратегию и ещё более укрепить свои лидерские позиции на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентное преимущество – это объект стратегического управления, основа и цель экономической стратегии предприятия, действующего на высококонкурентном рынке, а также элемент стратегического потенциала, представляющий собой уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы хозяйствующего субъекта.
Рассматриваемое в данной работе предприятие ОАО «Берестейский пекарь» Кобринский хлебозавод обладает конкурентными преимуществами в таких сегментах как: качество, широта ассортимента, производственные мощности, сформированность бренда. Уступает своим конкурентам рассматриваемое предприятие только по цене, но и данная ситуация может быть рассмотрена как конкурентное преимущество компании.
Данные конкурентные преимущества позволяют предприятию укрепить свою позицию на рынке и тем самым, увеличить объем реализацию своей продукции. Увеличение объемов реализации продукции приводит к увеличению прибыли.
Таким образом, компании имеет все возможности и основания для усиления своего присутствия на рынке, более активной маркетинговой и сбытовой политике. Кроме того, объем производственных мощностей, налаженные партнерские отношения с поставщиками и наличие положительного имиджа потенциально позволяют компании перейти к новой для неё более активной стратегии – виолентной стратегии.
Виолентная стратегия конкуренции – стратегия конкурента, состоящая в максимизации объемов выпуска и технического оснащения производства.
Также Кобринскому хлебозаводу необходимо активизировать рекламную и маркетинговую деятельность как основу для реализации виолентной стратегии.
1. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2012. – 560 с.
2. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, М. И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2010. – 288 с.
3. Гараев И. М. Анализ понятий конкуренция и конкурентоспособность. Камск, 2009. – 158 c.
4. Добрынин, М. А. Экономика предприятия / М.А.Добрынин. – М.: Сатис, 2014. – 540 с.
5. Ефимова, О. В. Экономика организации / О. В. Ефимова— М.: Бухгалтерский учет, 2014.– 447 с.
6. Иванов, Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия: Учеб. пособие / Е. А. Иванов – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 298с.
7. Кеплер, В. Д. Экономика предприятия: Курс лекций / В.Д.Кеплер. М.: ИНФРА-М, 2010.– 158 с.
8. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. Финансы и статистика. М.: 2011. – 450 с.
9. Мазилкина, Е. И., Паничкина Г. Г., Конкуренция. От теории к практике. Учебное пособие / Под ред. Е. И. Мазилкина – М.: Омега-Л, 2009. – 287с.
10. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2007. – 400 с.
11. Портер М. Конкуренция / Пер. О. Пелявский, Е. Усенко, И. Шишкина. – М.: Вильямс, 2010. – 592 с.
12. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2014.– 225 с.
13. Семенов А. К. Основы менеджмента: Учебник / А. К. Семенов. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 556 с.
14. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие / И. В. Сергеев. М.: Финансы и статистика, 2011.– 158 с.
15. Скляренко, В. К. Экономика предприятия / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. – М.: Инфра-М, 2007. – 410 с.
16. Строков В. А. Управление маркетингом на предприятии. – М.: Хорс, 2008. – 238 с.
17. Тальнишних, Т. Г. Основы экономической теории / Т. Г. Тальнишних – М. : Академия, 2010.– 325 с.
18. Тарануха, Ю. В. Конкуренция и конкурентные стратегии. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008. – 273с.
19. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 334 с.
20. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг. – М.: 2008 – 560 с.
21. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг – СПб. : Питер, 2007. – 352 с.
22. Филатов, О. К. Экономика предприятий (организаций): учебник / О. К. Филатов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 512 с.
23. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность – М.: Юнити-Дана, 2008. – 296 с.
24. Фролов, А. В. Управление организацией. Учебник / А. В. Фролов . М.: ИНФРА-М, 2014.– 448 с.
25. Царев, В. В. – Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 799 с.
26. Яковлев, А. С. Экономика предприятия: Учебник / А. С.Яковлев. М.:ИНФРА-М, 2014.– 140 с.