Введение
1. Общая характеристика предприятия
1.1. Производимая продукция и рынки сбыта
1.2 Экологический баланс материалов и энергии
1.3 Экологическая служба предприятия
1.4 Технико-экономические и экологические показатели работы предприятия
2. Предварительный экологический анализ и разработка экологической политики предприятия
2.1 Общее положение методики анализа
2.2 Анализ атмсфероохраняемой деятельности
2.3 Анализ водопотребления и охраны водных ресурсов
2.4 Анализ используемых природных ресурсов и отходов производства
2.5 Анализ затрат на природоохранную деятельность
2.6 Экологическая политика предприятия
3. Планирование системы экологического менеджмента
3.1 Определение экологических аспектов
3.2 Установление соответствия деятельности организации законодательным и другим требованиям в области охраны окружающей среды
3.3 Целевые и плановые экологические показатели
3.4 Программа достижения целевых и плановых экологических показателей
4. Проектные решения по достижению плановых показателей
5. Определение эколого-экономической эффективности природоохранного мероприятия
5.1 Общие методические положения определения эколого-экономической эффективности ПОМ
5.2 Расчет предотвращенного ущерба
5.3 Расчет размера возмещения вреда, нанесенного окружающей среде сверхнормативными выбросами
5.4 Расчет дохода от внедрения природоохранных мероприятий
5.5 Расчет капитальных вложений
5.6 Расчет эксплуатационных затрат
5.7 Расчет эколого-экономических показателей проектируемого ПОМ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Экологический менеджмент – это система экологического управления, направленная на реализацию экологической и экономической политики государства.
Содержание экологического менеджмента определяет триада: экономика, экология, менеджмент.
Экономика – наука об экономических интересах (отношениях), возникающих между людьми по поводу удовлетворения их потребностей в условиях ограниченных ресурсов.
Экология – наука о взаимоотношении живых организмов и среды их обитания.
Менеджмент – наука об управленческих отношениях, возникающих по поводу достижения поставленных целей.
Экологический менеджмент на предприятии – это регулярная деятельность, призванная уменьшить воздействие компании на окружающую среду.
В задачи экологического менеджмента входит планирование экологической деятельности предприятия и правильная организация экологической деятельности, как внешней, так и внутренней. Помимо этого функциями экологического управления являются обоснование конкретной экологической политики предприятия и оценка результатов его экологической деятельности. Разработка системы экологического менеджмента предприятия основывается на управлении воздействием предприятия на окружающую среду и эффективным использованием ресурсов. Кроме этого в функции и задачи экологического менеджмента входит управление персоналом и совершенствование систем экологического управления и менеджмента.
Экологический менеджмент на предприятии в широком понимании обозначает управление воздействием при помощи экономических, социальных, информационных, административных, технологических факторов на природную среду с целью достижения устойчивого развития природы и общества в целом.
Система экологического менеджмента на предприятии должна быть одновременно направлена на управление и эффективное использование природных богатств, а с другой стороны, ориентирована на анализ воздействия на человека и социальные и демографические процессы природных и искусственных объектов.
В представленной триаде экология носит более общий и фундаментальный характер. Для решения экологических проблем нужны конкретные социальные и экономические механизмы (инструменты).
Таким интегральным прикладным и одновременно эффективным механизмом в системе управления выступает экологический менеджмент.
1. Общая характеристика предприятия
1.1 Производимая продукция и рынки сбыта
Открытое акционерное общество «Минское производственное кожевенное объединение» Минский район (далее ОАО МПКО) создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 30 ноября 1994 года № 423 путем преобразования Арендного предприятия «Минское производственное кожевенное объединение» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.
Органами управления в ОАО МПКО являются:
– общее собрание акционеров,
– наблюдательный совет,
– дирекция и генеральный директор.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО МПКО осуществляет ревизионная комиссия.
Высшим органом управления ОАО МПКО является собрание акционеров. Наблюдательный совет является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью ОАО МПКО в период между собраниями акционеров. Дирекция и генеральный директор осуществляют руководство текущей деятельностью ОАО МПКО.
Место нахождения ОАО МПКО – 223017 Минская область, Минский район, п. Гатово.
ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» специализируется на выпуске кож хромового дубления для верха, подкладки обуви, галантерейных изделий.
За период с 2009 по 2015 годы объем производства промышленной продукции в фактических ценах вырос с 33,9 млрд.руб. в 2006 г. до 48,5 млрд. руб. за 2015 год. И составил 205,6 %. За этот же период объем производства в сопоставимых ценах составил 156,7 %.
Для загрузки производственных мощностей и обеспечения занятости рабочих, предприятие работало с давальческим сырьем.
В среднем за период с 2009 г. по 2015г. выпуск продукции из давальческого сырья составил 20,2 %, в т.ч. кожа хромовая – 25,3 %, полуфабрикат дубленый – 14,6 %.
Кроме производства кожевенных товаров ОАО МПКО вырабатывает тепловую энергию (имеется собственная котельная), часть которой отпускается сторонним потребителям, выпускает побочную продукцию в виде клея и мыла,
2. Предварительный экологический анализ и разработка экологической политики предприятия
2.1 Общее положение методики анализа
Экологическая политика – совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач.
Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.
Заинтересованная сторона – личность или группа лиц, проявляющих интерес к экологическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или подвергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами.
Компания выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает в крупные информационные агентства, библиотеки, организации (выпуски можно также заказать по почте), проводит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, описаны новшества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опосредованное – через сокращение потребления ресурсов. Вся эта информация не только аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и доступна практически в каждом отделении производства. Рабочие и служащие компании в первую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать сообща для достижения общей цели.
При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтересованными сторонами.
Экологическая политика должна рассматриваться как первичный двигатель процесса внедрения и развития, улучшения системы экологического менеджмента в организации, которая нацелена на улучшение экологических показателей деятельности организации. Поэтому экологическая политика должна отражать приверженность высшего руководства, его обязательства в отношении соответствия требованиям законодательных, нормативно-технических и других требований, а также принципу последовательного улучшения.
Политика составляет необходимую основу установления целей и задач организации. Политика должна быть ясной настолько, чтобы ее понимали как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; политика подлежит
3. Планирование системы экологического менеджмента
3.1 Определение экологических аспектов
Планирование системы экологического менеджмента является важнейшим условием ее успешного функционирования.
В нашей стране планирование как функция управления (в том числе и охраной окружающей среды) имеет давние традиции и устоявшуюся практику. Каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, несмотря на устранение системы директивного планирования, осуществляет разработку экологических программ и планирует их поэтапную реализацию исходя из своих финансовых возможностей, а также выполняет процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы экологического менеджмента предполагает прежде всего адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000.
В соответствии с этими требованиями планирование системы экологического менеджмента в организации должно включать определение экологических аспектов ее деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным и другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, а также разработку программ управления охраной окружающей среды.
Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, на которые она предположительно может влиять и которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные со значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей.
В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем управления окружающей средой к числу основных вопросов, подлежащих рассмотрению при идентификации экологических аспектов, относятся определение значительности отрицательного воздействия деятельности, продукции или услуг организации на окружающую среду, выяснение наличия процедур оценки воздействия новых проектов на окружающую среду, установление необходимости особого экологического рассмотрения в связи с местонахождением организации в экологически ценном или особо уязвимом с экологических позиций районе, оценка значительности и
4. Проектные решения по достижению плановых показателей
Одним из главных элементов стратегии развития ОАО « Минское производственное кожевенное объединение» является сохранение и защита природной среды, снижение техногенной нагрузки и потребления ресурсов.
Для достижения этой цели внедряются малоотходные технологии, совершенствуется оборудование и реконструируются действующие производства. Ведется постоянный мониторинг соблюдения требований экологической безопасности. Каждый проект предприятия на всех этапах, от разработки до реализации, проходит обязательную экологическую экспертизу.
Наряду с прохождениями проверок и экспертиз, предусмотренных законодательными нормативами и экологическими стандартами, «Минское производственное кожевенное объединение » продолжил практику проведения общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду новых и реконструируемых производств.
В отчетном году не смотря на существенный рост выпуска продукции и освоение новых мощностей, фактический валовый выброс вредных веществ в атмосферу уменьшился на 2% и составил 57,6% от разрешенного нормативами.
Важным аспектом природоохранной деятельности ОАО «Минское производственное кожевенное объединение » является планомерное решение вопросов снижения водопотребления. Использование системы возврата осветленного стока на повторное водоснабжение позволило сократить потребление речной воды на 465,4.м3/год.
Эксплуатация собственных силовых площадок существенно сократила нагрузку на городские очистные сооружения: объем стоков уменьшен на 160,6.м3, концентрация взвешенных веществ снижена в 2,2 раза.
Проводится целенаправленная работа по использованию отходов производства в качестве вторичных ресурсов, что также дает ощутимый экологический эффект.
Особое внимание уделяется культуре производства и содержанию промплощадки в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. За год на благоустройство, очистку, озеленение заводской территории и прилегающей к ней санитарной зоны, направлено более 300 миллионов рублей. ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» активно участвует в мероприятиях по улучшению социально-экологической обстановки в регионе, оказывая целевую финансовую помощь различным природоохранным организациям. Проводит работу по формированию у подрастающего поколения мировоззрения, основанного на бережном отношении к природе.
В соответствии с требованиями системы управления в области экологии, охраны труда и социальной ответственности, на ОАО «Минское
5. Определение эколого-экономической эффективности природоохранного мероприятия
5.1 Общие методические положения определения эколого-экономической эффективности ПОМ
Эколого-экономическая оценка – важнейший элемент экологического менеджмента при принятии решений в сфере управления природоохранной деятельности, оценке эффективности природоохранных мероприятий, функционировании предприятий как субъектов природопользования, управлении действующими природоохранными объектами [18].
При выборе ПОМ одним из факторов, влияющих на решение о внедрении природозащитного мероприятия, является его эколого-экономическая эффективность (ЭЭЭ) [5].
Согласно данной методике экономическая эффективность определяется следующим образом [6]:
– общая (абсолютная) экономическая эффективность определяется как отношение годового экономического эффекта к приведенным затратам на осуществление мероприятия:
Ээ = Э / (С + Ен *К), (1)
где, Ээ – общая экономическая эффективность;
Э – экологический эффект, полученный в течение года;
С – текущие затраты в течение года;
К – капитальные вложения, определившие эффект;
Ен – норматив эффективности для приведения капитальных вложений к годовой размерности.
Если эффект (Э) является результатом проведения долговременного мероприятия (проект более 1 года), тогда рассчитывается интегральный эффект за период, превышающий срок окупаемости t = 1/Ен. В этом случае эффективность определится как:
Ээ = ΣЭ / Σ (С + К), (2)
где, Ээ – общая экономическая эффективность;
ΣЭ – интегральный эффект;
С – текущие затраты в течение года;
К – капитальные вложения, определившие эффект.
- первичный эффект, т.е. эффект от снижения отрицательного воздействия на среду (например, от снижения загрязнения):
Э п.э. = ΔВ / (С + Ен * К), (4)
где, Э п.э. – первичный эффект;
Заключение
Система экологического менеджмента предприятия или система управления окружающей средой предприятия - это часть общей системы управления (менеджмента) предприятия, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики. Для Республики Беларусь и, прежде всего, для отдельных белорусских производств, в наибольшей степени заинтересованных во взаимодействии с мировыми экономическими рынками, принципиально возможны две основные позиции по отношению к созданию систем управления окружающей средой. Ресурсосбережения так же имеет не вторичную роль в системе предприятия. Экономное, рациональное использование материальных топливно-энергетических ресурсов, оптимизация ресурс потребление энергопотребления, внедрение материалов и энергосберегающих технологий являются определяющими факторами обеспечения устойчивого развития страны, укрепление ее экономической безопасности. Поэтому в ожесточенной борьбе на мировом рынке побеждает тот, кто имеет более низкую материалов и энергоемкость продукции. Так же отметим ,что управление себестоимостью на производственном предприятии возможно только в случае внедрения эффективного механизма снижения издержек не в ущерб качеству готовой продукции. Методология программы снижения издержек строится на нескольких принципах:
– минимизировать издержки, управляя производственными процессами;
– минимизировать издержки, используя инновационные технологии;
– минимизировать издержки через переподготовку – повышение квалификации персонала; Таким образом, задача современного управленца предприятия
– максимальное увеличение прибыли предприятия при минимизации издержек.
В результате внедрения ПОМ предприятие значительно снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, что приводит к предотвращению ущерба в размере 255571,5994тыс. руб./год и снижению экологических платежей на 208 911,184 тыс. руб. Кроме того, предприятие получит прирост дохода за счет экономии сырья (ацетальдегида) в размере 47 379 тыс. руб./год.
Данное мероприятие потребует капитальных затрат в размере 275 000 тыс. руб. и текущих затрат в размере 91 000 тыс. руб. Экономическая эффективность капитальных вложений с учетом предотвращенного ущерба составит 929,19 , экономическая эффективность по снижению экологических платежей - 0,601, что выше нормативного коэффициента эффективности капиталовложений (Ен),
1. Неверов, А.В. Экологический менеджмент: учеб. Пособие / А.В. Неверов, В.П. Баранчик – Мн: БГТУ, 2014. – 65 с.
2. Баранчик, В.П. Экологический менеджмент: курс лекций для студентов специальности 1-57 01 01 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» / В.П. Баранчик. Минск: БГТУ, 2011 – 241 с.
3. Пахомова, Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент: учебное пособие - СПб.: Питер, – 2003.
4. Неверов, А.В. Экономика природопользования / учеб.-метод. пособие/ А.В. Неверов. – Минск: БГТУ, 2009. – 554 с.
5. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. - 336с
6.Трифонова, Т. А Экологический менеджмент: практикум в 3 частях, учеб. пособие /, 2009. – 56 с.
7. Зенченко, С.А. Экологический менеджмент в системе корпоративного управления: учеб.пособие / С.А Зенченко, А.С. Зенченко. – Киев, 2004. – 130 с.
8. Любушин, Н.П., Лещева, В.Б. Анализ финансово – экомической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 471с.
9. Коваленко, В.И. Исследование рынка экологических услуг: учеб. пособие / В.И. Коваленко, Л.М.Кузнецов. - Санкт-Петербург, 2007. – 172
10. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: «Софит», 1994. – 496с.
11. Директива ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 июня 2007 г. № 3.
12. Селезнев, А. Строить эффективно, экономно и качественно // Экономика Беларуси. – Минск, 2009. - № 2.
13. Комментарий к Директиве Республики Беларусь № 3 от 14 июня 2007 г. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http:// www.minfin.by – Дата доступа: 04.12.16.
14. Организационно-экономический механизм ресурсосбережения промышленного предприятия / [Электронный ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http:// www.economy.gov.by – Дата доступа: 04.12.16.
15. Как внедрить ресурсосбережение / [Электронный ресурс]. – Минск – Режим доступа: http:// www.expport.by – Дата доступа: 04.12.16.
16. Матрица безопасности / [Электронный ресурс]. – Минск – Режим доступа: http:// www.belta.by – Дата доступа: 04.12.16.
17. Сидорский, С. Рационально использовать энергоресурсы // Экономика Беларуси. – Минск, 2009. – № 2. – С. 6-18.
18. Рымошевский, Ю. И светит, и греет // Белорусская Думка. – Минск, 2009. - № 2. – С. 18.