Введение
1 Общая характеристика Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС)
1.1 Национальная система мониторинга окружающей среды
1.2 Место и роль локального мониторинга в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Беларусь
1.3 Проведение радиационного мониторинга в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Беларусь
2 Характеристика промышленного объекта как источника воздействия на окружающую среду
3 Общие принципы организации локального мониторинга на предприятии
4 Разработка программы локального мониторинга
4.1 Цели и задачи локального мониторинга на предприятии
4.2 Объекты локального мониторинга и определяемые параметры
4.3 Обоснование выбора расположения и числа мест проведения испытаний и отбора проб. Определение периодичности наблюдений
5 Организация наблюдений по объектам локального мониторинга
5.1 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
5.1.1 Выбор методик выполнения измерений
5.1.2 Характеристика методов отбора и хранения проб
5.2 Сбросы сточных вод
5.2.1 Выбор методик выполнения измерений
5.2.2 Характеристика методов отбора, консервирования и хранения проб
5.3 Подземные воды и поверхностные воды
5.3.1 Выбор методик выполнения измерений
5.3.2 Характеристика методов отбора и хранения проб
5.4 Земли
5.4.1 Выбор методик выполнения измерений
5.4.2 Характеристика методов отбора и хранения проб
6 Документирование, интерпретация и использование результатов наблюдений
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Методика выполнения измерений (МВИ)
Приложение Б – Загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух ОАО «Мозырский НПЗ»
Введение
Увеличивающаяся антропогенная нагрузка на окружающую среду негативно влияет на ее качество. Для поддержания качества среды на приемлемом для человека уровне необходимо наличие постоянной и адекватной информации об отклонениях от естественного состава и физико-химических свойств воздуха, воды, почвы, природных ресурсов и т.п. Только при наличии такой информации можно говорить о возможности регулирования качества окружающей среды и выбирать возможные для этого научные и практические направления, методы и средства. Источником необходимой информации является система мониторинга окружающей среды, представляющая собой комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений ее состояния. В этой системе проводятся регулярные, выполняемые по заданной программе, наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира. Анализ полученных данных позволяет выделить и оценить изменения их состояния под влиянием антропогенной деятельности на фоне естественных флуктуаций.
Программы в системе мониторинга окружающей среды отличаются объектами наблюдений и их масштабом. Так, для наблюдений за состоянием компонентов природной среды в особо опасных зонах негативного влияния хозяйственных объектов создаются системы локального мониторинга. Цель локального мониторинга - наблюдения за состоянием окружающей среды в районе расположения конкретного источника воздействия, оценка этого воздействия и возможный прогноз негативных последствий.
Таким образом, правильно организованная система мониторинга позволяет получать объективную информацию о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения и передавать ее заинтересованным организациям для принятия решений.
1 Общая характеристика Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС)
1.1 Национальная система мониторинга окружающей среды
В соответствии со статьей 68 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 №126-3 (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 1, ст.1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №85, 2/875; 2007, 2/1335; 2008 г., № 1, 2/1395) Советом Министров Республики Беларусь было принято решение «О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» (Постановление от 20.04.93 № 247). Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды (далее — НСМОС) являлось обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений, направленных на обеспечение населения страны благоприятных условия проживания. Кроме этого, Национальная система мониторинга ориентирована на выполнение природоохранных обязательств Республики Беларусь по международным договорам, конвенциям и соглашениям, в том числе, и на выполнение обязательств по Орхусской конвенции по обеспечению доступа населения к достоверной экологической информации.
2 Характеристика промышленного объекта как источника воздействия на окружающую среду
Нефтеперерабатывающие предприятия оказывают отрицательное воздействие на все оболочки биосферы: воздушную, водную и твердую. Выделяющиеся в процессе переработки нефти выбросы влияют на состояние атмосферы; сточные воды попадают в природные воды и загрязняют гидросферу Земли; отходы производства, шламы прямо или косвенно наносят ущерб почвенному покрову.
Основными вредными веществами, выбрасываемыми в атмосферу на нефтеперерабатывающих предприятиях, являются углеводороды, сернистый газ, сероводород, окись углерода, аммиак, фенол, окислы азота и т.д. К числу наиболее крупных источников загрязнения атмосферы относятся:
- резервуары, в которых хранятся нефть, нефтепродукты, различные токсичные легкокипящие жидкости;
- очистные сооружения; некоторые технологические установки (АВТ, каталитический крекинг, производство битумов и др.);
- факельные системы.
Мощные предприятия нефтепереработки имеют стабильно высокое содержание загрязняющих веществ вблизи источника, очень медленно снижающееся по мере удаления от него. Наиболее опасная обстановка возникает в аварийных ситуациях.
В результате деятельности нефтеперерабатывающих предприятий в атмосферу осуществляется выброс в больших количествах углеводородов, угарного газа, углекислого газа, различных сернистых соединений, оксидов азота, твердых веществ.
3 Общие принципы организации локального мониторинга на предприятии
Система локального мониторинга создается и эксплуатируется природопользователем или юридическим лицом, им уполномоченным, и финансируется за счет собственных средств, средств республиканского бюджета, местных бюджетов и целевых бюджетных фондов охраны природы.
Система локального мониторинга частично включает в себя производственный экологический контроль. Для выполнения работ по локальному мониторингу на предприятии организуется специализированная служба локального мониторинга, подчиненная одному из заместителей руководителя предприятия.
Численность и кадровый состав подразделений, осуществляющих ведение локального мониторинга на предприятиях, определяются руководством предприятия в зависимости от объема и сложности работ.
Данные локального мониторинга и государственного экологического контроля должны быть сопоставимы между собой, что предполагает применение унифицированных методик, изложенных в "Перечне методик выполнения измерений, допущенных к применению в деятельности лабораторий экологического контроля предприятий и организаций Республики Беларусь", т.1 и 2, Минск, 1996, и других методик выполнения измерений, согласованных с Минприроды.
Концентрации загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) определяются следующими методами:
- автоматизированными системами;
- инструментальными (автоматическими и полуавтоматическими);
4 Разработка программы локального мониторинга
4.1 Цели и задачи локального мониторинга на предприятии
Локальный мониторинг осуществляется в целях:
- получения полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;
- организации систематического экологического контроля и наблюдений за состоянием источников воздействия на окружающую среду;
- контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;
- обобщения данных наблюдений для оценки и прогноза уровней загрязнения окружающей среды, а также для разработки мероприятий по снижению отрицательного влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
- оперативного выявления опасных уровней загрязнения окружающей среды;
- оценки эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий;
- обеспечения органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений;
- предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды средствам массовой информации, общественным объединениям, населению.
Программа мониторинга состояния недр на объектах нефтепродуктового загрязнения является неотъемлемой частью Проекта разработки месторождения, входящего в лицензионное соглашение.
5 Организация наблюдений по объектам локального мониторинга
5.1 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
На ОАО "МНПЗ" находятся источники, которые выбрасывают в атмосферу 67 ингредиентов, основными из которых являются ангидрид сернистый - 11623,8424 т/год, углеводороды предельные С1-С10 - 5029,3954 т/год, азота диоксид - 1601,4690 т/год, углерода оксид - 1342,6723 т/год.
Основными источниками организованных выбросов являются установки ЛК-6У, факельная установка, открытое хранилище серы, резервуары для хранения нефтепродуктов. Основным источником неорганизованных выбросов является автомобильный транспорт предприятия [6]. Проведен анализ источников выбросов по производствам, агрегатам и установкам. В результате анализа систематизированы все источники выбросов по производствам (цехам), агрегатам и установкам. По результатам систематизации выявлено 23 производств, агрегатов и установок, которые имеют 463 источников выбросов.
По систематизированным данным составлена диаграмма распределения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по производствам, агрегатам и установкам, представленная на рисунке 5.1.
Предприятие в процессе производства выбрасывается в атмосферу 62 загрязняющие вещества, которые представлены в приложении Б.
6 Документирование, интерпретация и использование результатов наблюдений
Первичные данные наблюдений локального мониторинга окружающей среды регулярно направляются в областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды для обобщения и анализа на областном уровне. В каждом из них определены ответственные лица не только за организацию проведения локального мониторинга, но и за сбор, обработку и анализ предоставляемых данных. Первичные данные предприятий по электронной почте или на электронных носителях в специально разработанных форматах представляются в областные комитеты и вносятся в базы данных областного уровня. Обобщенная информация ежемесячно передается по модемной связи в информационно-аналитический центр локального мониторинга НСМОС для анализа и включения в соответствующие базы и банки данных. Учитывая значительные массивы данных мониторинга, для их хранения и обработки разработаны специальные программные продукты «Мониторинг», «Анализ вода», «Анализ воздух».
Внедрена программа для обработки данных локального мониторинга подземных вод. Возможности программ позволяют формировать различные виды отчетов, нерегламентированные запросы и выполнять ряд других функций, позволяющих быстро анализировать и обобщать полученную информацию. Сравнение результатов контрольных проверок и данных, представляемых предприятиями, позволяет анализировать достоверность информации, а также выявлять проблемы в использовании методик выполнения измерений.
Заключение
Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь создавалась как информационная система о состоянии окружающей среды, объединяющая в себе средства сбора первичной информации, в том числе автоматизированные, и все стадии ее обработки до передачи информации потребителям.
Основной целью создания Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) является сведение воедино разрозненной экологической информации и обеспечение всех уровней управления объективными и достоверными данными для принятия оперативных управленческих решений и определения стратегии природопользования.
Создание Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь ориентировано на современные достижения в области информатики и обеспечение проведения единой экологической политики на всех иерархических уровнях системы.
Создавшаяся на сегодняшний день экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. Каждый десятый город имеет высокий уровень загрязнения природных сред. Значительное загрязнение атмосферы в них вызывают стационарные источники. Большая часть загрязняющих веществ приходится на газообразные и жидкие вещества и значительно меньшая часть – на твердые примеси.
В основе организации и проведения локального мониторинга окружающей среды лежат следующие основные принципы:
– локальный мониторинг является организационно-самостоятельным видом мониторинга окружающей среды в НСМОС Республики Беларусь;
– организацию и методическое руководство