ВВЕДЕНИЕ
Эмоции являются одним из наиболее важных элементов успешной коммуникации: очень затруднительно представить себе общение вовсе без них, так как с их помощью также передается значительное количество информации.
Для их выражения используется масса средств на всех уровнях языка: сюда входят как невербальные средства — например, кинесика (жесты, телодвижения, мимика) или интонация (совокупность просодических элементов речи: ритм, темп, мелодика, акцентный строй и др.), так и вербальные.
Языковая репрезентация эмоции является неотъемлемой частью языковой картины мира любого языка и занимает одну из центральных позиций в современной лингвистике.
Представляя собой одну из фундаментальных эмоций, удивление выступает в качестве родовой характеристики homo sapiens, так как оно предваряет человеческое познание и стимулирует его развитие. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, эмоция удивления, при всей своей универсальности, проявляет в разных языках определенную специфику вербализации, которая обусловленна присущей говорящим субъективностью интерпретации окружающей действительности, что представляет несомненный интерес для лингвистики.
Эмоция удивления обладает достаточно широким репертуаром разноуровневых средств языковой объективации, которые неоднократно привлекали внимание отечественных и зарубежных лингвистов.
Учитывая все трудные и нерешенные вопросы психологической теории эмоций, специалист в области лингвистики в первую очередь должен изучить собственно языковые механизмы обозначения и выражения эмоций, тем более что чувства только тогда обретают значение для лингвиста, когда они выражены языковыми средствами. Необходимость собственно
Глава 1 Эмоции как предмет наблюдения в науке
1.1 Понятие «эмоция»
1.1.1 Классификация эмоций
Эмоции (франц. emotion - волнение - от лат. emoveo - потрясаю, волную) – реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые имеют ярко выраженную субъективную окраску и охватывают все виды чувствительности и переживаний. Они связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, которые возникают на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными) [2, с. 1378].
Другими словами, эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, которые отражаются в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относят настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, которые принадлежат к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом [18, с. 14].
Глава 2 Семантика удивления в синтаксических единицах
2.1 Экспрессивные конструкции разговорного синтаксиса
Экспрессивность — это результат функционирования языкового средства, т.е. отбора и употребления, поэтому не может являться значением. Экспрессивность как усиление выразительности и изобразительности появляется в результате аранжировки средств языка, в то время как эмоциональность содержит оценочное отношение говорящего к предмету, лицу, явлению и ситуации. Экспрессивность является движущей силой языкового развития [17, с. 9].
Следует разделять экспрессивное и эмоциональное в языке и речи. Такое разграничение дает Е. М. Галкина-Федорук: “... выражение эмоции в языке всегда экспрессивно, но экспрессия в языке не всегда эмоциональна” [1, с. 53].
Отсюда следует, что понятие экспрессивного шире понятия эмоционального. “Эмоциональное значение связывается с нерасчлененной чувственной реакцией, в то время как экспрессивное связывается с вещественным значением; это усилительные оттенки, наслаивающиеся на основные” [3, с. 239].
Особенностью экспрессии как средства воздействия является ее заданность, преднамеренность, в то время как эмоция, являясь проявлением чувства, характеризуется непроизвольностью, непреднамеренностью.
Конструкции экспрессивного синтаксиса – разговорные синтаксические конструкции, образованные с нарушением синтаксических норм, используемые в книжных стилях с целью создания выразительности.
К ним обычно относят:
Сегментированные конструкции - конструкции с двойным обозначением того или иного объекта, состоящие из двух частей (сегментов):
первая часть - именительный темы (именительный представления);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции разнообразны по своей природе, содержанию и форме. Существуют вербальные и невербальные способы выражения эмоций. Разработкой проблемы эмоций занимаются философы, психологи, лингвисты, вследствие этого типы классификаций эмоций и эмоциональных состояний значительно отличаются друг от друга, а их содержание определяется исходными теоретическими позициями авторов. эмоции связаны с потребностями человека, лежащими в основе мотивов его деятельности, направленной на освоение действительности и удовлетворение потребностей. Эмоции способны обобщаться, храниться и передаваться посредством естественного языка. Следует различать связь эмоций и языка с точки зрения чувственного содержания языка и его способности выражать и называть эмоции и чувства. Эмоции и чувства – понятия экстралингвистические, а эмотивные смыслы – это их отображение в языке.
В процессе формирования эмоционального опыта индивида значительную роль играет эмоция «удивление», которая сопровождает процесс мышления, сравнения индивидуумом событий жизни с информацией, хранящейся в памяти. В речи, как правило, вербализуются результаты мыслительной деятельности, то есть утверждения, сопровождающиеся положительной или отрицательной эмоционально окрашенной оценкой. «Удивление», таким образом, само по себе аксиологически нейтрально, что отличает его от других эмоций. В эмотивных кластерах «удивление» предшествует другим эмоциям. удивление является кратковременной эмоцией. От степени интенсивности удивления и его эмоциональной окраски может зависеть в какую иную эмоцию оно перейдет.
экспрессивные конструкции обогащают синтаксическую систему, так как в нее входят новые структуры, которые становятся стилистически нейтральными, но конструктивно отличаются от своего устного прототипа.
1. Акимова, Г.Н. Наблюдения над сегментированными конструкциями в современном русском языке / Г.Н. Акимова // Синтаксис и стилистика. – М., 1976. С. 48-63
2. Большой энциклопедический словарь: А-Я / Гл. ред. Прохоров А.М. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва; Санкт-Петербург: БСЭ, 2000. - 1452 с.
3. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина. – М. 2001. – 314 с.
4. Ветюгова, Л. И. Лексические средства выражения и описания эмоций в немецком языке [Электронный ресурс] / Л. И. Ветюгова. – Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/. – Дата доступа: 11.04.2017
5. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И.Додонов. – М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
6. Ежова, Н. Ф. Способы языковой репрезентации эмоциональных концептов в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» / Н. Ф. Ежова // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. – 2003. – № 2. – С. 10-21.
7. Золотава, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова. – М.: Наука, 1982. – 368 с.
8. Изард, К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
9. Ильюшина Е.С. Эмоции и их выражение в языковой картине мира / под ред. Н.Н. Болдырев // Филология и культура: тезисы II-ой Международной конференции. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – С. 48-50.
10. Калимуллина, Л.А. Современные трактовки эмотивности / Л.А. Калимуллина // Филологические науки. – 2006. – №5. – С.71-81
11. Кострова, О.А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка: учебное пособие / О.А. Кострова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 240 с.
12. Лепенышева, А.А. К вопросу о роли эмоции «удивление» в когнитивно-информационной деятельности человека / А.А. Лепенышева. – Санкт-Петербург: СГУ, 2013. – 51 с.
13. Медведева, Е.В. Лексикология немецкою языка: лекции, семинары, практические занятия. Учебное пособие. / Е.В.Медведева – М.: Либроком, 2009. — 448 с.
14. Нерсесян, Ж.С. Курс лекций по теоретической фонетике немецкого языка / Ж.С. Нерсесян. - Москва, 2005. – 71 с.
15. Норман, Б.Ю. Лингвистические задачи: учеб, пособие / Б.Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2006. – 272 с.
16. Ольшанский, И.Г. Лексикология: современный немецкий язык. Учебник для студ. лингв, фак. высш. учеб, заведений. / И.Г. Ольшанский, А.Е. Гусева. - М.: Академия, 2005. – 416 с.
17. Сакиева, P.C. Немецкий язык. Эмоциональная разговорная речь: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 192 с
18. Уфимцева, А. Н. Слово в лексико-семантической системе языка / А. Н. Уфимцева. – М.: 2008. – С. 12-15.
19. Шаховский, В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский. – Воронеж: Воронежский ун-т, 1987. – 190 с.
20. Экман, Пол Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман. – Спб., 2015. – 75 с.