Введение
Глава 1. Использование компьютерных технологий для повышения уровня развития общеучебных умений
1.1 Особенности развития общеучебных умений младших школьников
1.2 Технологии компьютерного обучения, как средство развития общеучебных умений
1.3 Влияние технологий компьютерного обучения на уровень развития общеучебных умений
Глава 2. Использование особенностей использования технологии компьютерного обучения для развития общеучебных умений младших школьников
2.1 Методы проведения исследования особенностей использования технологии компьютерного обучения с учащимися 1-4 классов
2.2 Анализ и результаты исследований особенностей технологии компьютерного обучения для развития общеучебных умений на первой ступени общего среднего образования
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Введение.
Актуальность исследования. XXI век – век высочайших компьютерных технологий. Современные дети живут в мире электронной культуры. Поэтому и меняется роль учителей в информационной культуре - они должны стать организатором информационного потока. Следовательно, учителям необходимо знать и применять современные методики и новые образовательные технологи, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из существенных задач, которые стоят перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи, развитие учебных умений младших школьников.
В наше время в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из главных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Одной из преимущественных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе, развитие учебных умений.
Ещё в конце семидесятых годов С. Пейперт продемонстрировал, что компьютер – эффективный инструмент обучения, открывающий двери для новой педагогической практики.
Многие исследователи связывают вопросы оптимизации процесса обучения с использованием в нём компьютерных технологий: Б. С. Гершунский, В.Я. Ляудис, Э.Г. Малиночка, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко.
Глава 1. Использование компьютерных технологий для повышения уровня развития общеучебных умений.
1.1 Особенности развития общеучебных умений младших школьников.
Формирование общеучебных умений является одним из приоритетов современного начального образования, что предопределяет успех всей последующей подготовки.
В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется формированию общеобразовательных умений и навыков, а также различным методам деятельности: они выделяются в отдельный блок как на минимальном уровне содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки начальной школы.
Проблема общеучебных умений в педагогической науке и образовательной практике исследуется уже более десяти лет, однако основной недостаток современного образования, в том числе начального, по-прежнему связан с неспособностью школьников учиться.
Учителя начальных классов все еще пытаются сосредоточиться на новых целях начального образования, сформулированных в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать их учебную деятельность. Как и прежде, основное внимание уделяется овладеванию знаниями и навыками. Отдельные составляющие образовательной деятельности плохо сформированы: понимание и точное выполнение инструкции, понимание учебного задания, самоконтроль [6].
На сегодняшний день уделяется недостаточное внимание решению проблемы повышения активности и образовательной самостоятельности младших школьников, что связано с несколькими причинами:
формирование общеучебных навыков и умений, методов деятельности до сих пор рассматривалось вне академических дисциплин, и если оно было «встроено» в учебный предмет, то было плохо скоординировано между отдельными предметами;
объектами мониторинга и оценки со стороны педагогов были исключительно предметные знания, навыки и умения;
наличие обязательной системы оценок препятствовало формированию контроля и оценки самостоятельности младших школьников;
информационное и репродуктивное содержание школьных предметов не способствовало развитию поисковой активности детей и замедлило развитие различных методов человеческой деятельности;
не было тестовых материалов для отслеживания уровней формирования этих навыков и методов деятельности [3].
Глава 2. Использование особенностей использования технологии компьютерного обучения для развития общеучебных умений младших школьников.
2.1 Методы проведения исследования особенностей использования технологии компьютерного обучения с учащимися 1-4 классов.
Для подтверждения гипотезы было осуществлено исследование.
Цель исследования: изучить влияние технологии компьютерного обучения на развитие учебных умений младших школьников.
В процессе исследования использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование и беседа.
Беседа применяется как самостоятельный или дополнительный метод. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Как основной метод исследования, беседа может быть стандартизированной (состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определённом порядке) и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план интервью, и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Эффективность беседы зависит от содержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения и целей назначения. В частности рекомендуется, чтобы вопросы были посильными, однозначными, краткими, ясными, объективными.
В процессе исследования были проведены беседы с 10 педагогами, которые позволили выявить значимость и актуальность использования ими технологии компьютерного обучения для развития учебных умений школьников (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
По результатам выяснилось, что педагоги считают актуальным и эффективным использование технологии компьютерного обучения для развития учебных умений младших школьников.
Метод анкетирования – это метод сборка массового материала с помощью анкет. Анкетирование проводится с целью получения таких данных, которые исследователь не может получить другим путём. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся общих интересов человека, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу.
Заключение.
Таким образом, использование технологии компьютерного обучения повышает познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводи к повышению эффективности обучения.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование технологии компьютерного обучения позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребёнка. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого удаётся значительно разнообразить процесс обучения, научить ребёнка искать необходимую информацию, отбирать и оценивать её, развивать учебные умения младших школьников.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Использование компьютера в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний и развитию учебных умений.
1. Бордовский, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н. В. Бордовский. – 2-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2011. - 432 с.
2. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В. Педагогические технологии; МарТ - Москва, 2014. - 320 c.
3. Гафурова, Н. В. Педагогическое применение мультимедиа средств / Н. В. Гафурова, Е. Ю. Чурилова. - Красноярск: СФУ, 2015. - 204 с
4. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии; Академия - Москва, 2013. - 288 c.
5. Еремина Т. Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы; Просвещение - Москва, 2013. - 160 c.
6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / И. Г. Захарова. - 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 192 с.- (Высшее профессиональное образование).
7. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / Г. М. Киселев. – Москва : Дашков и К, 2013. - 308 с.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования; Академия - Москва, 2009. - 272 c.
9. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение; Академия - Москва, 2012. - 192 c.
10. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
11. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. - М. : НИИ шк. техн., 2005. - 224 с
12. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. техн. 2005. - 288 с.
13. Современные образовательные технологии в преподавании общеобразовательных и специальных дисциплин/ Мозырский политехнический колледж// Методический кабинет / Серия «В помощь преподавателю». Мозырь -2011, С.- 43
14. Современные педагогические технологии. Основная школа; КАРО - , 2013. - 176 c.
15. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс - Москва, 2012. - 766 c.
16. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии; Академия - Москва, 2012. - 320 c
17. Тиринова, О. И. Формирование общих учебных умений и навыков / О. И. Тиринова // Начальная школа. – 2002. – №12. – С. 100-105.
18. Федоров В. А., Колегова Е. Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования; Академия - Москва, 2013. - 208 c.
19. Щербакова, Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; Под ред. В.П. Сергеева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.