Введение
1 Теоретические основы существенности и аудиторского риска
1.1 Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
1.2 Понятие уровня существенности и виды аудиторского риска
1.3 Организация аудита в Республике Беларусь
2 Практические методы расчета уровня существенности и аудиторского риска
2.1 Методика расчета уровня существенности
2.2 Методы оценки аудиторского риска
3 Проблемы и перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития аудита и пути его совершенствования в Республике Беларусь
3.2 Перспективы развития аудита в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях все большую роль приобретает достоверная информация об учетной и отчетной деятельности предприятий, которая отражается в их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Использование данной отчетности позволяет заинтересованным лицам судить о текущем финансовом состоянии того или иного предприятия, об эффективности его деятельности и перспективах развития. Поэтому необходимо, чтобы информация, предоставляемая субъектами хозяйствования, имела высокую степень достоверности, объективности и соответствовала действующему законодательству. Данный факт подтверждает аудиторское заключение.
Аудит - независимый финансовый контроль, целью которого является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов. Аудиторская проверка подтверждает соответствие совершенных финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству. Следует отметить, что аудит включает в себя не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.
Аудит как составляющая экономического контроля обнаруживает и раскрывает новые возможности предпринимательской деятельности, определяет её эффективность, исследует организацию производства, планирование, сохранение финансовых ресурсов, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, качество выпущенной продукции, достоверность отображения хозяйственно-финансовых операций в учете и отчетности в рамках отдельного предприятия.
В Республике Беларусь аудиторские проверки практикуется с 1991 года. Их появление связано с переходом белорусской экономики к рыночной экономике. В связи с увеличением доли частной собственности в экономике увеличивается и потребность в достоверной оценке финансового состояния субъектов хозяйствования, что вызывает необходимость развития и совершенствования форм контроля, в частности, аудиторской деятельности. Поэтому в Республике Беларусь вопросам, касающимся развития аудита, поиска путей совершенствования и перспектив развития, придается большое значение.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает существенность и аудиторский риск.
1 Теоретические основы существенности и аудиторского риска
1.1 Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
Достоверная информация о деятельности предприятия, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения; банкам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страховых рисков. Также в получении достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
В связи с указанными обстоятельствами во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль достоверности бухгалтерского учета, а также предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.
Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия «аудит». Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие утверждают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик» [1, с. 77].
Международные нормативы определяют аудит как независимую проверку финансовых отчетов, если такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения (составления аудиторского заключения). При этом не играет роли, приносит объект прибыль или нет, каковы его размер и форма организации.
В Республике Беларусь понятие «аудит» (аудиторская деятельность) закреплено в Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 г., № 268–З) [13].
Согласно статье 2 вышеуказанного Закона. под аудиторской деятельностью понимается «предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – аудиторы – индивидуальные предприниматели), аудиторских услуг» [13].
На предприятии проводится аудит:
2 Практические методы расчета уровня существенности и аудиторского риска
2.1 Методика расчета уровня существенности
Аудитор может проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, применяя аудиторскую выборку. Согласно стандарта, аудиторская выборка может осуществляться несколькими методами (случайный отбор, систематический отбор, комбинированный отбор). Используя последние два метода, аудитор может пропускать документы и записи с небольшими суммами.
Кроме этого, пользователь бухгалтерской отчетности должен понимать, что многие её показатели носят условный характер. Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерская отчетность может содержать ошибки и не отражает деятельность предприятия со 100 % точностью.
Аудитор должен рассчитать сумму максимально допустимой ошибки в отчетности, при которой она будет являться достоверной. Это значение носит название уровень существенности и регулируется стандартом аудиторской деятельности «Существенность в аудите».
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Уровень существенности рассчитывается на основании базовых показателей и процентов ошибки по ним.
Базовые показатели – это наиболее важные показатели деятельности предприятия, отраженные в формах отчетности, по которым пользователь оценивает возможность взаимодействия с предприятием.
Например, у открытого акционерного общества основным пользователем отчетности являются акционеры. Данную группу пользователей будет интересовать такой показатель отчетности как прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. То есть аудитор понимает, что именно этот показатель отчетности должен быть достоверным и принимает его как базовый показатель для расчета уровня существенности. Для банков в отчетности любого предприятия будет интересна сумма активов. И поэтому аудитор, как правило, в систему базовых показателей включает итог баланса.
3 Проблемы и перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития аудита и пути его совершенствования в Республике Беларусь
В настоящее время в республике сформировался устойчивый спрос на основные виды аудиторских услуг. Главную роль здесь играет обязательный аудит. Несмотря на то, что в стране существует многоступенчатая система контроля в лице многочисленных государственных контрольно-надзорных органов, аудит имеет особое значение, так как это единственный вид независимого контроля достоверности финансовой отчетности. Поэтому аудит во всем мире рассматривается как инструмент, гарантирующий достоверность экономической информации государству, менеджерам и собственникам компаний [16, с. 24].
Аудит как независимый внешний контроль деятельности бизнеса обеспечивает качество доведения необходимой информации о нем до всех заинтересованных лиц. При этом современная контрольная практика аудита в значительной степени освобождена от фискального назначения. А в Беларуси на первом месте находится проверка правильности исчисления и уплаты налогов. Об этом говорит хотя бы то, что при обязательном аудите аудиторское заключение сдается в налоговые органы вместе с отчетностью. А потому аудит рассматривается многими руководителями и бухгалтерами как подготовка к будущей налоговой проверке, возможность выявить и исправить просчеты и минимизировать санкции [6, с. 7].
Что касается достоверности белорусской отчетности в целом, то её выгоды не столь очевидны, а потому потребность в ней не всегда осознается. Но далеко не все понимают, что реализация любых инвестиционных проектов и государственных программ, выполнение макроэкономических планов возможно только на основе реальной оценки ситуации. А для этого необходима достоверная информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности. Ее пользователями в мире, прежде всего, являются инвесторы, банки, поставщики. Они хотят знать, можно ли доверять своим контрагентам. У нас в стране главный пользователь - государство, которое является главным собственником и инвестором.
Отношение к аудиту в Беларуси со стороны государства не такое, как за рубежом. Так, при выходе на отечественный фондовый рынок аудит не нужен. Для налоговиков наличие ежегодных положительных аудиторских заключений
Заключение
В настоящее время важную роль в рыночной экономике играет достоверная информация о деятельности предприятия. Потребность в достоверной информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования и его финансовом положении важна не только собственнику и руководству субъекта хозяйствования для принятия управленческих и стратегических решений, но и третьим лицам: инвесторам, кредиторам, банкам, потенциальным партнерам по бизнесу и др. Такую информацию призван подтверждать аудит.
Объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования (аудируемых лиц), а основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и соответствия совершенных им финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству.
Существуют различные подходы к классификации аудита в зависимости от того, какой признак положен в её основу (субъект аудита, порядок назначения, направление проверки и др.).
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Уровень существенности рассчитывается на основании базовых показателей и процентов ошибки по ним.
Базовые показатели – это наиболее важные показатели деятельности предприятия, отраженные в формах отчетности, по которым пользователь оценивает возможность взаимодействия с предприятием.
Аудиторский риск − риск того, что аудитор выразит ненадлежащее аудиторское мнение при наличии существенных искажений в финансовой отчетности.
Установлено, что в настоящее время нет практического способа свести аудиторский риск к нулю. Решение о приемлемости степени риска принимает аудитор на основе ожиданий пользователя. Мнение, выраженное при аудиторской проверке, означает для пользователя, что профессиональные стандарты были выдержаны, значительные данные накоплены и оценены для подтверждения этого мнения. Аудитор должен спланировать аудит таким образом, чтобы риск неправильного суждения был минимальным.
1 Данилкова, С.А. Ревизия и аудит: курс лекций / С.А. Данилкова. – Гомель: БТЭУ, 2015. – 340 с.
2 Итоги аудиторской деятельности за 2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Минск, 2016. – URL: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc /b682ee34aa3d247e.html. – Дата доступа: 06.11.2016.
3 Итоги аудиторской деятельности за 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Минск, 2016. – URL:http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/ fcf8b99bef034432.html. – Дата доступа: 06.11.2016.
4 Итоги аудиторской деятельности за 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Минск, 2016. – URL: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/ a42208967e7e4be7.html. – Дата доступа: 06.11.2016.
5 Касперович, Е.Н. Актуальные вопросы методологии / Е.Н. Касперович // Финансы, учет, аудит». – №12 (251). – 2014. – С.30–34.
6 Коротаев, С. Л. Аудит по новому Закону и в новых условиях: первые итоги, проблемы, перспективы / Коротаев С. Л., Немеровец А. В. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 1. – С. 7–11.
7 Коротаев, С. Л. Перспективы развития аудиторской деятельности / С.Л. Коротаев // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 5. – С. 15–17.
8 Кравченко, Л. И. Современные проблемы организации аудита в условиях перехода на международные стандарты аудита и их решения / Л. И. Кравченко, В. В. Кожарский, Н. В. Кожарская // Бухгалтерский учет и анализ: научно–практический журнал. – 2013. – № 11. – С. 16–20.
9 Левданская, Н.Е. Ревизия и аудит: учебно– метод. пособие / Н.Е. Левданская. – Минск: Издательство МИУ, 2011. – 231 с.
10 Лемеш, В. Н. Ревизия и аудит / Лемеш В. Н. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 389 с.
11 Медведев, А.В. Бухгалтерский учет, анализ, аудит: учеб. пособие / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова. – Минск: Вышэйшая шк., 2010. – 558 c.
12 О некоторых вопросах аудиторской деятельности: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 18 дек. 2013 г., № 1098 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь: сб. правовых актов. – 2014. – № 2 (январь). – С. 236–239.
13 Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 г., № 268–З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Дата доступа: 15.11.2016.
14 Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2001 г. № 123 (в ред. постановления от 30 декабря 2013 г. № 93) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Дата доступа: 15.11.2016.
15 Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 97 (в ред. постановления от 28 апреля 2015 г. № 23) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Дата доступа: 15.11.2016.
16 Рыбак, Т. Бухгалтерский учет и аудит в Беларуси. Взгляд Всемирного банка / Т. Рыбак // Финансы, учет, аудит. – 2010. – №8. – С. 27–28.
17 Рыбак, Т. Н. Международные стандарты в Беларуси / Т.Н. Рыбак // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 7. – С. 24–26.
18 Семенихин, М. А. Перспективы совершенствования законодательства об аудиторской деятельности / М. А. Семенихин // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 125–132.
19 Сорока, Н. Аудиторская деятельность: прогнозы и перспективы / Н.Сорока // Экономика. Финансы. Управление. – 2014. – № 6. – С. 55–63.
20 Фридкин, Л. Место на рынке и в системе контроля / Л. Фридкин // Экономическая газета/ – 2010. – № 18(1335).
21 Хмельницкий, В.А. Ревизия и аудит: учеб. пособие для вузов / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. – Минск: БГЭУ, 2011. – 473 с.
22 Шикуть, С. Г. Конфиденциальность как принцип аудиторской деятельности / С.Г. Шикуть // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 9. – С. 84–87.