ВВЕДЕНИЕ
Особое значение в макроэкономике принадлежит рынку труда. Основным компонентом перехода к рыночной экономике является формирование эффективно функционирующих рынков труда. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75% ВНП. Нынешний этап социально-экономического развития характеризуется интенсивным поиском эффективных форм функционирования национальной экономики.
Рынок труда является частью общих экономических процессов и становится активным инструментом решения актуальных социально-экономических проблем. На рынке труда Республики Беларусь выявлены как общие закономерности, характерные для стран с развитой рыночной экономикой, так и конкретные процессы и явления, характерные для стран в условиях формирования рыночной конъюнктуры. В нынешние дни в условиях растущего экономического кризиса вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных предприятиях; увольнение сотрудников. Анализ рынка труда является актуальным из-за важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – занятость и особенности политики занятости Республики Беларусь.
Цель курсовой работы: рассмотрение особенностей политики занятости в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть теоретические аспекты политики занятости;
2) охарактеризовать политику занятости в Республике Беларусь;
3) проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь и разработать направления совершенствования государственного регулирования спроса и предложения на рынке труда в Республике Беларусь.
В работе применяются следующие методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
При написании курсовой работы использовались теоретические материалы различных отечественных и зарубежных авторов, официальные статистические данные, предоставленные Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, а также публикации в периодических изданиях, посвящённые исследуемой проблеме.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И МЕРЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
1.1 Понятие занятости, ее формы и структура
Проблема занятости - одна из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми, так и с их трудовой деятельностью, а также с производством, распределением, ассигнованием и потреблением материальных благ. В этой связи категория занятости является общей экономической категорией, характерной для всех социально-экономических образований. Характеристики занятости, использование трудового потенциала общества представляют собой не только экономический интерес, но и основные показатели, отражающие политику государства в мире труда, рассматривающие человека как главную производительную силу общества, а также как индивидуума.
Существуют теоретические и практические интерпретации занятости. Теоретически занятость - это социально полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и социальных потребностей и которая, как правило, приносит прибыль или трудовой доход.
Практически занятость - это отношение числа трудоспособного населения и числа занятых, которые характеризуют степень использования трудовых ресурсов общества и положение на рынке труда.
Однако в обеих интерпретациях не учитываются глубокие процессы, присущие занятости. Занятость носит ярко выраженный социальный характер. Он отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством социально полезной деятельности, а также степени удовлетворения этой потребности определенным уровнем социально-экономического развития общества.
Занятость населения - такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей и приносит доход или доход [7, с. 16].
Наемное население включает в себя сотрудников для найма (за вознаграждение), а также лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой - предпринимателями, фермерами, членами кооперативов и т. д. [7, с. 16].
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Анализируя структуру занятости и динамику важнейших показателей в Республике Беларусь, следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределено динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь, количеством поколений, вступающих в трудоспособный возраст и покидающих его. Влияние фактора миграции на формирование трудового потенциала в Беларуси незначительно [9, с. 8].
Следует отметить, что динамика занятости имеет другую ориентацию в контексте городских и сельских районов. Существует тенденция к росту занятости в городах со снижением числа сельских рабочих. Уровень занятости в городах в 2015 году составлял 72,6% трудовых ресурсов, а занятость в сельской местности - 65,9%. Отчасти это связано с реформой аграрного сектора экономики, сопровождаемой освобождением рабочей силы от сельского хозяйства. В то же время недостаточные темпы развития малых форм управления и социальной инфраструктуры препятствовали росту новых рабочих мест в сельской местности.
Сегодня многие предприятия работают неполную рабочую неделю у нас. Нынешняя ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики.
Самой острой проблемой остается сокращение числа занятых в сельском хозяйстве, которое за 2010-2015 годы снизилось на треть - с 625,1 тыс. чел. до 435,4 тыс. чел. Уровень занятости в этом секторе снизился с 14,1 до 9,4% от общего числа работников в экономике. За последние десять лет наблюдается тенденция роста занятости в секторе услуг, где за последние пять лет число сотрудников увеличилось с 2201,8 тыс. чел. до 2319,5 тыс. чел, или на 5,3%. Доля занятых здесь, соответственно, увеличилась с 49,6% до 53,3%. Устойчивая тенденция спроса на рабочую силу наблюдалась в сферах финансов и кредита, управления, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. Отмечается приток персонала в здравоохранение, хотя темпы роста числа сотрудников в последние годы несколько сократились из-за продолжающейся реструктуризации системы здравоохранения. В настоящее время в этом секторе занято около 7,5% работников экономики [13].
Устойчиво сокращается также численность работников в искусстве. Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная ситуация остается в науке и научном обслуживании, где численность занятых сократилась в 2,8 раза и составила в 2015 году 37,3 тыс. чел. (против 102,6 тыс. чел. в 2010 г.).
ГЛАВА 3
ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Для совершенствования государственного регулирования спроса и предложения на рынке труда можно сформулировать следующие направления:
1. Организация практики для безработных в качестве базы с целью укрепления вновь приобретенных умений в процессе переподготовки и более стремительного и эффективного включения нетрудоустроенных в процесс труда. Данная мера будет эффективна, так как большую часть безработных составляет молодое поколение в возрасте 16–29 лет, которые не обладают пока еще достаточными навыками и опытом. Закрепив свои знания на практике, и приобретя опыт в своей сфере деятельности, они будут более конкурентоспособными и квалифицированными.
2. Осуществление широкомасштабных информационно-пропагандистских кампаний с помощью использования современных информационных технологий, СМИ. Данная мера обретает некоторое отображение в стране (проводятся ярмарки вакансий, где нетрудоустроенные имеют все шансы ознакомиться с существующим спросом), хотя стоит совершенствовать ее энергичнее, привлекая наибольшее количество людей.
3. Внедрение новых форм неполной занятости на основе разделения работ и использование краткосрочной занятости. Временная загруженность комфортна для тех, кто осуществляет уход за больным членом семьи или детьми. Помимо этого к таким формам прибегают при переобучении, получении второго образования, написании научных работ и т. д. В Республике Беларусь использование таких форм занятости дает возможность гражданам совмещать несколько форм частичной занятости, тем самым увеличить свой заработок и быть полностью вовлеченными в трудовые отношения.
4. В области государственной политики на рынке труда обширнее применять подходы, направленные на реализацию активной политики занятости в противовес пассивной (материальной поддержки безработных), что подразумевает рост бюджетных обязательств для финансирования мероприятий по содействию занятости.
5. Разумно предвидеть областную децентрализацию и заключение тарифных договоров на уровне компаний (в рамках коллективных договоров).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда является самым важным звеном в национальной и мировой рыночной цивилизации. На рынке труда формируются трудовые ресурсы, которые осуществляют повседневную эволюцию общества. Труд является важнейшим фактором производства и основным источником дохода для экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объема инвестиций негативно сказалось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работавших в принудительной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость стали одной из фундаментальных проблем современного общества. В настоящее время одной из основных задач государственного регулирования является превращение скрытой безработицы в полноценную эффективную занятость.
Существующий рынок труда имеет следующие особенности:
- количество бесплатных рабочих мест, объявленных предприятиями с июня 2015 года, превышает количество зарегистрированных безработных;
- сохраняется территориальная дифференциация уровня безработицы - от 0,3% в Минске до 1,2% в Брестской и Витебской областях;
- растет число граждан, которые не могут найти работу самостоятельно, без помощи органов службы занятости;
- напряженность на рынке труда продолжает снижаться;
- по-прежнему существует дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, вызванный перепроизводством специалистов с экономическим и юридическим образованием.
В 2016 году 224,7 тыс. чел. обратились в органы занятости, занятости и социальной защиты для оказания помощи в трудоустройстве (95,5% к 2015 году), из которых 156 тыс. были зарегистрированы как безработные (92,2% к 2015 году). Принимая во внимание граждан, зарегистрированных 1 января 2016 года, 273,9 тыс. чел. нуждались в трудоустройстве, из которых 199,3 тыс. были безработными.
Спрос на рабочую силу по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился. По состоянию на конец 2016 года агентства по трудоустройству, занятости и социальной защите получили информацию о наличии 36 400 вакансий, которые составили 132,2 процента к уровню 2015 года. Потребность в рабочих профессиях составляла 56,3 процента от общего числа вакансий по сравнению с 60,3 процента в конце 2015 года.
1. Артюгин В.Г. Динамическая раскачка белорусской экономики /В.Г. Артюгин // Валютное регулирование и ВЭД. – 2013. – №8. - С.6 - 11.
2. Базылев Н.И. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2014. – 550 с.
3. Бондарь А.В. / Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь. – Мн.: БГЭУ, 2011. – 415 с.
4. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – 3-е издание / А.С. Елисеев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дамков и Ко», 2014. – 504 с.
5. Заико Л.Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.:Б.И., 2013. – 53 с.
6. Зенькова Л.П. Макроэкономика / Л.П. Зенькова. – Мн. «ИВЦ Минфина», 2013. – 297 с.
7. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. / С.Н. Ивашковский. — М.: Дело, 2012. — 472 с.
8. Карякина О. Безработица и политика занятости: изменения в занятости населения в РБ / О. Карякина // Беларуская думка. – 2015. – № 3. – с. 78-84.
9. Комиссарова, С. Создать необходимые условия для развития экономики и стабилизации / С. Комиссарова // Налоги Беларуси. – 2014. – №8. – С.7 - 8.
10. Лемешевский И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. – Минск, 2014. – 440 с.
11. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie>. Дата доступа: 30.08.2017.
12. Мясникович, М.В. Макроэкономическая сбалансированность и новые подходы к управлению социально - экономическим развитием Республики Беларусь / М.В. Мясникович // Проблемы управления. – 2011. – № 2. – С.4 - 7.
13. Национальный Статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / – Минск, 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 30.08.2017.
14. О занятости: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 № 100-3 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://www.pravo.by/WEBNPA/text.asp?RN=H10600125>. Дата доступа: 30.08.2017.
15. Пилуй М. Скрытая и частичная безработица: сущность, причины и масштабы / М. Пилуй // Белорусский банковский бюллетень. – 2013. – № 25. – с. 46-54.
16. Плотницкий М.И. Макроэкономика / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2014. – 426 с.
17. Рынок труда: учеб. пособие / П.Э. Шлендер [и др.]; под ред. П. Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 208 с.
18. Тарасевич.Л.С. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. М: Юрайт, 2012 – 686 с.
19. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2013. – 229 с.
20. Шулейко, О.Л. Фискальные инструменты антикризисного макроэкономического регулирования / О.Л. Шулейко // Экономика и управление. – 2011. – №1. – С.14 - 18.