ВВЕДЕНИЕ
Развитие международного экономического сотрудничества предопределяет увеличение объема международных автомобильных перевозок, а вовлечение Республики Беларусь в мировые экономические процессы предполагает необходимость обращения отечественной юридической науки к вопросам, касающимся правового регулирования этих перевозок. Важную роль в правовом регулировании транспортного комплекса призваны играть нормы международного частного права, значение которого возросло по мере расширения международных экономических связей, появления новых организационных форм делового сотрудничества.
Стабильная и эффективная работа транспорта, являющегося ключевым элементом интеграции, во многом определяет динамику экономического развития любой страны.Географическое положение Республики Беларусь в центре Европы предопределяет ее транспортную политику. Не имея прямого выхода к морю, являясь внутриконтинентальным государством, республика призвана играть роль транзитного коридора. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной Европы со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с Северо-Западными регионами России и странами Скандинавии, проходят через территорию республики.
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике, выступая на международном рынке, как экспортер транспортных услуг.
Создание в Республике Беларусь разветвленной транспортно-логистической, основанной на самых современных технологиях и обеспечивающей обработку любых грузов из различных частей света, привлечет дополнительные грузопотоки и позволит в полной мере реализовать транспортный потенциал страны. Конкурентоспособность белорусских автомобильных перевозчиков поддерживается за счет позитивной динамики обновления парка подвижного состава как отечественными, так и импортными автотранспортными средствами.
В связи с интеграцией Республики Беларусь в мировую экономику роль транспортного комплекса существенно изменилась. В международной транспортной системе республика в последние годы приобретает всё большее значение как транзитная страна. Изменение условий внешнеэкономической деятельности в странах СНГ и упрощение процедуры пересечения границ привело к росту транспортных и особенно транзитных потоков через границу страны.
ГЛАВА 1 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Теоретические предпосылки и этапы развития транспорта
Транспорт (от лат. transporto – перемещаю) есть отрасль производства, обеспечивающая потребность общества в перевозке пассажиров и грузов.
Транспорт не производит каких-либо преобразований с предметами труда (если не принимать во внимание потери их количества и качества в процессе транспортирования), он обеспечивает необходимое перемещение объектов в производственном цикле и в сфере обращения (от мест производства к местам потребления) [44, c. 86].
Без транспорта невозможно ни одно производство и транспорт представляет собой органический элемент самого производства.
Нельзя произвести продукцию (изделие), не передвигая предмет обработки, т.е. сырье, заготовку, полуфабрикат от станка к станку, с одного участка на другой, из цеха в цех на предприятии. Все эти перемещения осуществляются средствами внутрицехового и межцехового транспорта. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Такой транспорт называют внутрипроизводственный или технологический.
Кроме этой внутрипроизводственной функции транспорт выполняет другую функцию – «транспортировку готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Перемещая продукцию между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда.
Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, он составляет самостоятельную сферу производства. Перевозки в процессе обращения выполняет в основном транспорт общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальные виды транспорта, куда относят трубопроводный транспорт, высоковольтные линии передач, подъездные пути предприятий, связывающие их с магистральной сетью путей сообщения. Вместе с системой складов эти виды транспорта являются материальной системой обращения [44, c. 87].
Транспорт с одной стороны является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, вместе с тем, с другой стороны, он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта по-разному оказывают услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортника является
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика, проблемы и перспективы развития транспортной системы Республики Беларусь
Высокая степень транзитивности Республики Беларусь связана с тем, что через ее территорию проходят 2-й (Запад-Восток) и 9-й международные транспортные коридоры (Север-Юг) с ответвлением 9b:
- Транспортный коридор № 2 Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, проходит через Германию, Польшу, Белоруссию и Россию;
- Транспортный коридор № 9 проходит через Финляндию, Россию, Беларусь, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию [2].
В целях активизации сотрудничества Республики Беларусь с Европейскими структурами в направлении ее интеграции в мировую транспортную систему Правительством республики предпринимаются усилия по обеспечению положительного решения Руководящем Комитетом международного транспортного коридора № 5 (Триест – Любляна – Будапешт – Львов) вопроса о его продлении до г. Минска. Такое предложение уже поддержано Центрально-Европейской Инициативой, региональной международной организацией стран Центральной Европы, членом которой с 1996 г. является Республика Беларусь.
Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь стремится стать крупным центром международного перемещения товаров. Географическое положение страны весьма благоприятно для развития логистических центров на пути между Европой и Азией.
Ключевые транспортные коридоры повышены до 1-й категории стандартов.
Участком трансъевропейского транспортного коридора II, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию, является автомобильная дорога М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации. Этот транспортный коридор определен Европейским Союзом как высший приоритет среди трансъевропейских транспортных коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность его по территории республики составляет 610 км. Интенсивность движения на отдельных участках этой автомобильной дороги достигает 8 500-10 000 автомобилей в сутки.
ГЛАВА 3 СОЗДАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Взаимодействие с крупнейшими логистическими центрами в Республике Беларусь
Внедрение новых логистических схем доставки грузов, которое может интенсифицировать транспортные перевозки на территории Республики Беларусь, требует хорошо развитой логистической системы, а именно современной сети транспортно-логистических центров.
Формирование современной сети транспортно-логистических центров требует значительных инвестиций в их инфраструктуру, включая информационно-аналитический центр с его филиалами. В сложившихся условиях Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь должно иметь генеральную схему развития и проекты создания сети транспортно-логистических центров общего пользования с реальной стоимостью с целью применения тендерной системы выбора отечественных и иностранных инвесторов.
Немаловажное значение в привлечении дополнительных грузопотоков занимает работа по разработке конкурентоспособных транспортно-логистических схем, оптимизации плана формирования поездов и связанное с этим переключение транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги. Новые логистические схемы выгодны клиенту прежде всего тем, что позволяют минимизировать транспортную составляющую в цене товара за счет уменьшения транспортных затрат, сроков на доставку и тем самым увеличить эффективность его торгово-экономической деятельности.
Являясь транзитной страной и находясь в центре Европы, Республика Беларусь должна максимально использовать свое выгодное географическое положение. Привлечение грузопотоков на магистрали, проходящие через Беларусь – это лишь малая часть доходов от транзита. Более выгодным является обработка транзитных грузов. Но на сегодняшний момент в Беларуси до сих пор не создана логистическая инфраструктура. Более того, практически отсутствуют склады европейского уровня (преобладают складские помещения, которые были построены до 1991 г. и относятся к категориям не выше класса С и D), а обслуживание грузов находится на низком уровне.
Формирование логистической цепи между Европейским союзом, Беларусью и Россией, центральным элементом которой станут транспортно-логистические центры, позволит улучшить координацию и повысить уровень
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из наиболее актуальных проблем транспортной отрасли является необходимость тесной координации и взаимодействия всех видов транспорта на основе широкого внедрения логистических подходов, автоматизированных систем управления перевозочным процессом, развития новых технологий. Основной целью государственной политики в транспортном комплексе является формирование транспортной системы, способной эффективно и безопасно для человека и окружающей среды удовлетворять возрастающий по объему и меняющийся качественно спрос на перевозки пассажиров и грузов.
На данный момент в транспортной классификации принято выделять следующие виды транспорта: железнодорожный транспорт; автомобильный транспорт; внутренний водный транспорт; морской транспорт; воздушный транспорт; трубопроводный.
При выборе вида транспорта принимается во внимание надежность соблюдения графика доставки, время доставки и стоимость перевозки. В целом, транспортный процесс очень сложная и требующая много ответственности работа. Ведь организация и осуществление транспортного процесса сопровождается огромным потоком информации, заключенном в множестве, сопутствующих грузу и транспортному средству, документов – это путевые листы на транспортное средство с указанием маршрута и груза, товарно-транспортная накладная, информация по организации движения, информация при сбойных и критичных ситуациях.
На сегодняшний день на территории Республики Беларусь активно функционируют два панъевропейских международных транспортных коридора, специфика которых заключается в организации грузопотоков по двум кардинально противоположным направлениям – с севера на юг и с запада на восток. Такое выгодное геополитическое положение Республики Беларусь буквально накладывает на страну обязательства по эффективному использованию сложившейся ситуации, что требует активного развития транспортной логистической системы в стране.
Как показал анализ, практически окончена реконструкция ключевых участков автодорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, пролегающих по территории Республики Беларусь, что уже повысило их пропускную способность. В то же время проблемным моментом является развитие транспортной логистической системы страны в целом, хотя и наблюдаются определенные подвижки в этом процессе и рост объемов привлекаемых инвестиций в данную сферу. Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы о развитии транспортной отрасли и транспортно-логистических центров в Республике Беларусь и участии их в развитии логистической системы страны. На территории Республики Беларусь активно функционируют два панъевропейских международных транспортных коридора – с севера на юг и с запада на восток. Проблемным моментом является развитие транспортной логистической системы страны в целом, хотя и наблюдаются определенные подвижки в этом процессе и рост объемов привлекаемых инвестиций в данную сферу; тем не менее рентабельность работы и эффективность внешнеэкономической деятельности созданных логистических центров ежегодно снижается. То есть на сегодняшний день стоит проблема комплексного, системного развития и повышения эффективности функционирования логистической системы страны в целом, что требует совершенствования как организационного, так и экономического механизма функционирования рассматриваемой системы. Как показывает опыт развитых стран, без должного обеспечения эффективности и соответствия мировым требованиям работы существующей внутри страны логистической системы привлекательность проходящих по территории страны международных транспортных коридоров будет и дальше снижаться для иностранных компаний.
Республика Беларусь развивается в сфере грузовых перевозок, о чем свидетельствует и развитие логистической сферы и инфраструктуры. Проблемным моментом является развитие транспортной логистической системы страны в целом, хотя и наблюдаются определенные подвижки в этом процессе и рост объемов привлекаемых инвестиций в данную сферу; тем не менее рентабельность работы и эффективность внешнеэкономической деятельности созданных логистических центров ежегодно снижается. То есть на сегодняшний день стоит проблема комплексного, системного развития и повышения эффективности функционирования логистической системы страны в целом, что требует совершенствования как организационного, так и экономического механизма функционирования рассматриваемой системы. Как показывает опыт развитых стран, без должного обеспечения эффективности и соответствия мировым требованиям работы существующей внутри страны логистической системы привлекательность проходящих по территории страны международных транспортных коридоров будет и дальше снижаться для иностранных компаний. Для преодоления негативных тенденций в развитии транспортно-логистической инфраструктуры государству необходимо пройти этап догоняющего развития, т.е. в короткие сроки сократить разрыв со странами-конкурентами, через которые проходят международные транзитные потоки и имеющие большое число крупных логистических центров на своей территории. В данной ситуации особо актуальной становится проблема государственного регулирования
1. Беларусь. Развитие транспортной системы до 2030 года [Электронный ресурс] // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://bamap.org/information/news/2013/ 03/13/20133/. – Дата доступа: 03.06.2017.
2. Беларусь. Трансъевропейские транспортные коридоры [Электронный ресурс] // Ассоциация международных автомобильных перевозчиков БАМАП. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.bamap.org/information/news/2007/ 06/04/4641/. – Дата доступа: 03.06.2017.
3. Ващило, А. А. Развитие транспортно-логистических услуг в контексте реализации геоэкономического потенциала Республики Беларусь / А. А. Ващило // Экономика и управления. – 2016. – № 1. – С. 52-56.
4. Володин И. В. «Критские коридоры» – возможность интеграции для России в мировую транспортную систему / И. В. Володин // Вестник СПбГУ. – 2000. – № 1. – С. 108–111.
5. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2013. – 420 с.
6. Горяев, Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
7. Государственное объединение «Белорусская железная дорога» / Официальный портал предприятия. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.rw.by/. – Дата доступа: 03.06.2017.
8. Государственное предприятие «Белинтранс Трансопртно-логистический центр» / Официальный портал предприятия. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://belint.by/. – Дата доступа: 03.06.2017.
9. Еловой, И. А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: теория, методология, организация / И. А. Еловой, И. А. Лебедева; под науч. ред. В. Ф. Медведева; Бел. гос. университет транспорта. – Минск: Право и экономика, 2011. – 461 с.
10. Еловой, И. А. Формирование инновационной транспортно-логистической системы Республики Беларусь / И. А. Еловой / Электронный ресурс // Белорусский государственный университет. Электронная библиотека. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/103823/1/ Тезисы%20Еловой%20И.А..doc. – Дата доступа: 03.06.2017.
11. Еловой, И. А. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / И. А. Еловой, А. А. Евсюк, В. В. Ясинский. – Гомель: БелГУТ, 2012. – 155 с.
12. Жук, И. В. Транзитный потенциал Беларуси: планы и реальность / И. В. Жук, В. С. Миленький // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 2. – С. 97-115.
13. Ивуть, Р. Б. Организационно-экономический механизм управления логистическими системами на транспорте и в дорожном хозяйстве: монография / Р. Б. Ивуть, В. В. Равино, П. А. Бабошкина, Н. Е. Гаврилина, О. А. Куличева, Н. П. Янцохина. – Минск, 2015. – 264 с.
14. Карбанович, И. И. Международные автомобильные перевозки: учеб. пособие / И. И. Карбанович. – 2-е изд., доп. – Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор»: Артия Групп, 2013. – 396 с.
15. Ковалев, М.М. Логистический потенциал Республики Беларусь / М.М. Ковалев, Я.С. Пацкевич, Р.Ю. Предко // Взаимодействие бизнеса, государства, науки: взгляд с трех сторон на экономическое развитие: в 2 т. / под ред. М.М. Ковалева. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2012. – Т. 2. – С. 102-164.
16. Козлов, В.В. Влияние логистических центров на рост региональной экономики / В.В. Козлов // Формирование логистической системы Республики Беларусь: состояние и направления развития: материалы респ. научн.-практ. конф., г. Минск, 27 апр. 2012 г. / Международный университет «МИТСО»; редкол.: Е.А. Иванов (гл. ред.) и [др.]. – Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. – С. 7-12.
17. Кочемасова, А. В. Международная логистика: учеб. пособие / А. В. Кочемасова. – Хабаровск, 2012. – 237 с.
18. Кудряшов, Н. Использование транзитного потенциала Республики Беларусь посредством формирования транспортно-логистической системы // Журнал международного права и международных отношений. – 2014. – № 2. – С. 37-41.
19. Кузнецова, Е. М. Сущность и иерархия понятия «международный транспортный коридор» / Е. М. Кузнецова // Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. – 2009. – № 1. – С. 29-34.
20. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
21. Курочкин, Д.В. III ежегодное исследование современной логистической инфраструктуры (по итогам 2015 г.) [Электронный ресурс] / Д.В. Курочкин // Техновиза интралогистик. – Режим доступа: http://www.tehnoviza.by/assets/files/Исследование ЛЦ 2016_Беларусь. – Дата доступа: 03.06.2017.
22. Курочкин, Д.В. Развитие логистических центров в Республике Беларусь / Д.В. Курочкин // Экономика и управление. – 2013. – № 2. – С. 109-114.
23. Курочкин, Д.В. Транспортно-логистические центры как объекты логистической инфраструктуры в Республике Беларусь / Д.В. Курочкин // Экономика и управление. – 2015. – № 4. – С. 28-33.
24. Либерализация каботажных перевозок грузов в ЕАЭС начнется с 1 января 2016 года [Электронный ресурс] / Клуб логистов. – Режим доступа: http://www.logists.by/news/view/liberalizaciya- kabotazhnyh-perevozok-v-eaes-nachnetsya-s-2016- goda. – Дата доступа: 03.06.2017.
25. Логистика. Управление автомобильными перевозками: практический опыт / Курганов В.М. – М., 2007. – 248 с.
26. Логистика: учебник для ВУЗов / Л. Б. Миротин. – Москва: Дашков и К, 2010. – 482 с.
27. Международные автомобильные перевозки грузов и транспортно-экспедиционная деятельность: учеб. пособие / под ред. Седюкевич В.Н. – Минск: БНТУ, 2006. – 149 с.
28. Международные транспортные операции и логистика: курс лекций / Н. Г. Дзикович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 195 с.
29. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
30. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. – Дата доступа: 03.06.2017.
31. О программе развития логистической системы Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 августа 2008 г., №1249: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 9 января 2011 г., № 59 // Эталон – Беларусь. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
32. Об утверждении стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 августа 2010 г., № 1181: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 11 сентября 2012 г., № 844 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
33. Островский, А. Транзитный потенциал Беларуси / А. Островский [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/press/ smi/efe30749798455b9.html. – Дата доступа: 03.06.2017.
34. Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь в условиях формирования ее транспортно-логистической системы [Электронный ресурс] / БелИСА. – Режим доступа: http://belisa.org.by/pdf/Publ/Art3_i32.pdf. – Дата доступа: 03.06.2017.
35. Республика Беларусь. Статистический ежегодник: статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 524 с.
36. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 03.06.2017.
37. Сергеев, В.И. Общие тенденции развития логистических центров за рубежом / В.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. – 2013. – № 5. – С. 7-18.
38. Состояние автомобильного транспорта в Едином экономическом пространстве [Электронный ресурс] // Международный союз автомобильного транспорта. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.iru-eapd.org/detail_publications/id.145. – Дата доступа: 03.06.2017.
39. СТБ 2046-2010. Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционно- му обслуживанию = Транспартна-лапстычны цэнтр. Патрабаванш да тэхшчнага аснашчэння i транспартна-экспедыцыйнага абслугоування / [БелНИИТ «Транстехника»]. — Изд. офиц. – Введ. 2011-01-01. – Минск: Госстандарт, 2010. – V, 12 с.
40. СТБ 2047-2010. Логистическая деятельность. Термины и определения = Лагістычная дзейнасць. Тэрміны і азначэнні / [БелНИИТ "Транстехника"]. –Изд. офиц. – Введ. 2011-01-01. – Минск: Госстандарт, 2010. – IV, 24 с.
41. СТБ 2133-2010. Класификация складской инфраструктуры = Класіфікацыя складской інфраструктуры / [БелНИИТ "Транстехника"]. – Изд. офиц. - Введ. 2011-07-01. – Минск: Госстандарт, 2010. – X, 20 с.
42. Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2016 фрахтовый год [Электронный ресурс] / Белорусская железная дорога. – Минск, 2015. – 155 с. – Режим доступа: http://www.rw.by/uploads/userfiles/files/tarifnaja_politika_2016.pdf/. – Дата доступа: 03.06.2017.
43. Транспорт и логистика Республики Беларусь, 2015: справочник / М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, М-во торговли Респ. Беларусь, Ассоц. междунар. экспедиторов и логистики «БАМЭ». – Минск: БАМЭ-Экспедитор: Артия Групп, 2015. – 283 с.
44. Федоров, Л.С. Общий курс транспортной логистики: учеб. пособие / Л. С. Фёдоров, В. А.Персианов, И. Б. Мухаметдинов. – Москва: КноРус, 2011. – 309 с.