ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.2 НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ДАННЫЙ ПЕРИОД
2.3 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ИНВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из приоритетных задач общего среднего образования считается сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни. Её успешное решение во многом зависит от качества организации изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в каждом общеобразовательном учреждении.
В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» достигается оздоровительный эффект, восстанавливается и повышается умственная и физическая работоспособность учащихся. К социально и личностно значимым его результатам относятся коррекция физического развития и физической подготовленности, физическая реабилитация и рекреация учащихся, их подготовленность к физическому самовоспитанию в различные периоды жизни.
Физическая культура и спорт - это самостоятельный вид человеческой деятельности, важность которого в развитии общества очень разнообразна.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения. Физическое воспитание как академическая дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Универсальная физическая подготовка расширяет возможности человека в любой области социальной деятельности, повышает его выносливость, эффективность, повышает сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам.
Физическая активность способствует развитию и улучшению ряда умственных качеств, особенно устойчивости, мужества, решительности и т. д.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Значение и задачи физического воспитания в раннем и дошкольном возрасте
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается основа для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для укрепления организма, овладения основными жизненными двигательными навыками, гигиеническими навыками и т. д.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованное занятие физкультурой (в детских садов, детских сады и семьях), а также деятельности свободного передвижения, когда ребенок играет, прыгает, бегает, и т.д.
При ходьбе, улучшает работу сердечно-сосудистые, дыхательные и нервные системы, укрепляет систему опорно-двигательный аппарат, улучшение метаболизм. Они повышают устойчивость ребенка к болезням, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную активность ребенок воспринимает мир, его психические процессы, волю и независимость развиваются. Чем больше разнообразных движений совершает ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полнее осуществляется его развитие. Наиболее распространенные задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Оздоровительные задачи.
1. Повысить устойчивость организма к воздействию окружающей среды, укрепив его. С помощью разумно дозированных оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабая защита детского организма существенно возрастает.
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РБ
2.1 Особенности развития организма детей дошкольного возраста и направленность физических упражнений
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности [6].
Дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления [11].
Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
У детей в возрасте 4-5 лет возрастают их физические возможности: движения становятся значительно более уверенными и разнообразными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многочисленные исследования показали, что регулярная физическая активность увеличивает продолжительность жизни и снижает риск преждевременной смертности. Не существует волшебной формулы, которая переводит часы физической активности в часы полученной жизни, но исследования показывают, что люди, которые более активны, имеют тенденцию быть более здоровыми и жить дольше.
Регулярные физические упражнения и физическая активность увеличивают мышечную силу, плотность костей, гибкость и стабильность. Физическая форма может снизить риск случайных травм и повышает устойчивость к ним.
Сидячий образ жизни и недостаток физической активности могут негативно сказаться на организме человека. Отсутствие физической активности связано с повышенным риском возникновения некоторых видов рака, многочисленных хронических заболеваний и проблем с психическим здоровьем. Известно, что физические упражнения улучшают настроение и психическое здоровье и обеспечивают многочисленные преимущества для здоровья.
Именно поэтому физическое воспитание так важно на всех этапах развития организма человека.
Многогранность задач физического воспитания, решаемых в старшем школьном возрасте, позволяет не только продолжать формировать знания о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развивать волевые и нравственные качества, вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля, но также формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей; содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции; осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий.
1. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. - Москва: ИЛ, 2016. – 610
2. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. — М.: Феникс, 2016. — 256 c.
3. Белорусова, А.В. Особенности занятий физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста /А.В. Белорусова// Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.К.Добровольского. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - с. 259-267.
4. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // СОЦИС. - 2008. - N2. - С.62-63.
5. Востриков В.А. Функции физкультурного образования в аспекте формирования культуры личности // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 67-69
6. Выдрин, В.М. Особенности физической культуры взрослых /В.М. Выдрин// Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под общ. ред. Ю.Ф.Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - с. 302-309
7. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медикобиологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.; Издательский центр «Академия», 2012. – С. 189-193
9. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Б.Р. Голощапов. - М.: ИЦ Академия, 2012. – С. 64-68
10. Гусалов, А. Х. Физические упражнения для всех / А.Х. Гусалов. - М.: Медицина, 2015. - 536 c.
11. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. — М.: Просвещение, 2016. — 224 c.
12. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
13. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
14. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.пособие: учеб. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.-151 с.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -- М.: ТЦ «Сфера», 2001.
16. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, − 1999. - 374 с.
17. Ладыгина, Е.Б. Особенности содержания и методики рекреационных занятий с женщинами пожилого возраста/ Е.Б. Ладыгина: Учебное пособие.- СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - 65 с.
18. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей школьного возраста: учеб. пособие / Ю. Ф. Луури. - М.: Феникс, 2003.- 172 с.
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет/ Лев Павлович Матвеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2004. – С.14-26
20. Недомеркова, И. Н. Физическое развитие детей 3-4 лет. Март-май. Планирование НОД. Технологические карты: 32 карты / И.Н. Недомеркова. - Москва: ИЛ, 2016. - 954 c.
21. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
22. Физическая культура и здоровье. V-XI классы : учеб. программа для учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 115 с.
23. Физическая культура: Учеб.пособ. / Под ред. Б.И. Загорского, И.П. Залетаева, Ю.П. Пузырь. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа,2001. - 383с.
24. Харченко, Т. Здоровье. Физическое развитие. Утренняя гимнастика в детском саду.2-3 года / Т. Харченко. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 104 c.
25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: ИЦ Академия, 2013. – С. 214-227
26. Холодов, Ж.К., Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. -М.: Академия, 2011. – С. 12-17