ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГИБКОСТИ, КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
1.1 ПОНЯТИЕ ГИБКОСТИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.2 ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ГИБКОСТИ
1.3 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
2.1 ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.3 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГИБКОСТИ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическая активность людей играет все более важную роль в научном интересе к образу жизни современного общества и является очень важным фактором в процессе определения уровня здорового и активного образа жизни, качества жизни и здоровья в целом.
Незаменимая роль физической активности в жизнедеятельности человека постоянно научно подтверждается. Развитие сидячего образа жизни является результатом процесса социализации, направленного на отсутствие физической активности, который развился в молодости и продолжился во взрослой жизни. Именно поэтому так важно развитие физической подготовленности и двигательных качеств человека.
Двигательные (физические) способности — это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности, обеспечивать эффективность ее воплощения в жизнь.
Надо сказать, что у разных людей — индивидуальные физические способности с рождения. Их последующее развитие или отсутствие оного еще больше увеличивает разницу между нами. Кроме того, кто-то может сконцентрироваться на совершенствовании себя в силовых способностях, кто-то - в плане выносливости, кому-то хочется быть гибким. Все это делает различия более существенными.
Двигательные способности — это способности человека к двигательной деятельности, особенно если она является ведущей (спорт, балет, цирковое искусство, ручные ремесла и т. п.). Гибкость является важной двигательной способностью человека.
Цель курсовой работы – изучить особенности контроля развития гибкости в физическом воспитании учащихся различного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие гибкости;
- выявить факторы, обуславливающие проявление гибкости;
- выявить особенности контроля развития гибкости.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГИБКОСТИ, КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
1.1 Понятие гибкости и ее основные характеристики
Гибкостью называются определенные свойства морфологического аппарата, что обуславливают подвижность определенных частей человеческого тела относительно друг друга, отвечают за способность выполнять движения с большой амплитудой [4].
Внутри себя способность делится на две категории:
- Активная. Способность достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мускулатурных групп, проходящих через определенный сустав.
- Пассивная. Наибольшая амплитуда движений, которая достигается за счет приложения внешних сил к движущейся части тела — снаряда, отягощения, усилий спортпартнера и проч.
Гибкость также может быть общей (подвижностью всех суставов тела) и специальной (предельной подвижностью конкретных суставов, соответствующих требованиям к определенной деятельности) [18].
Гибкость тела, как и сила, и выносливость представляют собой разнообразные характеристики человеческого организма.
Физическая гибкость оказывает значительное влияние на параметры тела, мышечный тонус, показатели здоровья, способствует достижению спортивных результатов, позволяет избежать травм во время тренировок и в повседневной жизни.
Гибкость представляет собой способность человека совершать движения с различной амплитудой. При выполнении упражнений на гибкость основная нагрузка ложится на опорно-двигательный аппарат, в том числе на позвоночный столб и суставы, а также и на мышечную ткань [13].
В настоящее время, согласно общемировой морфофункциональной классификации, существуют различные виды гибкости.
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
2.1 Понятие контроля на уроках физической культуры
Эффективность процесса физического воспитания в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между педагогом и занимающимся и на этой основе повышать уровень управленческих решений [11].
Объектом контроля является содержание учебного процесса, состояние различных сторон подготовленности (технической, физической, тактической и др.), работоспособности возможностей функциональных систем занимающихся и т.д.
С учетом временных параметров принято выделять следующие виды контроля – этапный, текущий и оперативный. Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние занимающихся, являющееся следствием долговременного тренировочного эффекта. Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок занятия, серий занятий. Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций организма на нагрузки в ходе отдельных занятий и соревнований [9].
В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.
В процессе педагогического контроля оценивается уровень подготовленности, динамика результатов, структура и содержание учебного процесса и др.
Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности занимающихся, их психического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий двигательной деятельности и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая гибкость является показателем здоровья человека. Развитие данного качества благоприятно сказывается на самоощущении в условиях современного мира. Гибкость – качество, которое под силу развить каждому человеку при наличии стремления, силы воли и правильного подхода.
Гибкость помогает предотвратить болезни. Напряжение в мышцах влияет на кровообращение, что мешает питательным веществам двигаться по организму. Когда вы развиваете гибкость и делаете упражнения на растяжку увеличивается приток крови к мышцам и суставам. Этот фактор снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Развитие гибкости способствует поддержанию хорошей осанки. Скованные мышцы способны спровоцировать развитие плохой осанки. Например, при возникновении нагрузки или перенапряжения в одной части тела начинает страдать другая, что усиливает нагрузку на позвоночник.
Аналогичным образом, развитие гибкости мышц в нижней части тела—бёдра, квадрицепсы, сгибатели бедра, способны помочь снизить нагрузку на поясницу и уменьшить хроническую боль в спине. Ведь все наши мышцы и суставы связаны и работают вместе, чтобы произвести движение.
В процесс физического воспитания в учреждениях образования органически включены два типа контроля: контроль, осуществляемый педагогом – педагогический контроль, и контроль, осуществляемый воспитуемыми – самоконтроль.
В процессе физического воспитания педагогами используются индивидуальные и групповые формы контроля учащихся.
Основным критерием оценки уровня развития гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута учащимися. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты.
1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С.- Барчуков М.: КноРус, 2011.- 368с.
2. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных самотипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №6. - С. 36.
3. Бумарскова, Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. Учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. - М.: МГСУ, 2015. - 128 c.
4. Васильков А.А.Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с. : ил.
5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
7. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1 - С. 10
8. Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф. Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. 1984. - № 7. - С. 40-42.
9. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили.- Екатеринбург: изд-во «Высшая школа», 2004.-192с.
10. Жданов, С. И. Теоретические основы физической культуры : учебно-методическое пособие / С. И. Жданов. - Орск : Издательство ОГТИ, 2010. - 147 с.
11. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
12. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2008, с. 18.
13. Кудрявцев М.Д. Методика развития гибкости у студентов вузов: учеб.-практ. пособие / М.Д.Кудрявцев, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2010. -289 с.
14. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
15. Лях, В. И. Гибкость : основы измерения и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1999. - № 1. - С. 4-10.
16. Манько, Л.Г. Развитие гибкости у гимнасток 10-12 лет на основе сопряжённой физико-технической подготовки: дис канд. пед. наук: 13.00.04 /Людмила Геннадьевна Манько.- Санкт-Петербург, 2015.- 189 с.
17. Москаленко, Е.А.Общая характеристика гибкости как физического качества и факторы ,влияющие на развитие гибкости / Е.А. Москаленко //Обучение и воспитание: методики и практика.- 2014. -№ 11. -С. 125-128
18. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
19. Прус Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культур // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство М. ученый, 2014. — С. 140-142.
20. Скрынник, О.В. Теоретические основы физического воспитания. - Уссурийск: ФГОУ ВПО ПГСХА, 2009.- 73с.
21. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007.
22. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
23. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
24. Цыбиз ,Г.Г. Изменения гибкости при различных физических нагрузок/ Г.Г. Цыбиз// Физическое воспитание студентов творческих специальностей.- 2004. -№ 4.- С. 89-96.