ВВЕДЕНИЕ
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Система налогов и сборов служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.
Проблемы, затрагиваемые в данной работе, являются весьма актуальными для нашего государства. Без налоговой системы невозможно финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве, поэтому необходимо проводить грамотную налоговую политику, которая позволит и налоги собрать и налогоплательщиков не разорить.
При формировании налоговой политики государства большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, многие ученые делают правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна, и не может удовлетворять предъявляемым к ней требованиям. Очевидно, что только разумным сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана оптимальная система налогообложения, способная обеспечивать государство достаточным количеством финансовых ресурсов для покрытия его потребностей и в то же время создавать условия для экономического роста.
1 Теория и зарубежная практика прямого и косвенного налогообложения
Как известно еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. При этом история развития налогообложения в различных государствах и сформировавшаяся в течение предшествующих столетий наука о налогообложении указывает нам, что правильно установленные налоги в тесном сочетании с иными финансово-кредитными рычагами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором значительного повышения эффективности общественного производства. Исходя из этого, следует вывод, что для любого государства является крайне важным построить налоговую систему таким образом, чтобы она в конечном итоге позволила бы выйти на максимально высокий уровень развития национальной экономики и поступлений налогов в государственную казну.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Ю. М. Ясинского считает, что «налог это экономическая категория, которая представляет собой основанную на началах всеобщности, обязательности и индивидуальной безвозмездности, форму обобществления части индивидуальной или корпоративной собственности для обеспечения общественных потребностей. Налоговые отношения связаны с переходом права собственности и других вещных прав на денежные средства в пользу государства. Экономическая сущность налогообложения вытекает из сущности финансов» [18, c. 115].
Т. С. Алексеенко считает, что «налог, опосредствуя экономические отношения между государством и плательщиками, призван обеспечить не только доходы государства, но и регулировать, воспроизводить, стимулировать экономику в целом» [17, c. 138].
2 Анализ роли и места прямых и косвенных налогов в Республике Беларусь
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Оценка налоговой системы осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую функцию.
При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.
Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги как экономическая категория выражают взаимоотношения органов государственной власти разных уровней с юридическими и физическими лицами. Сущность налогообложения выражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способы взимания с налогоплательщиков». Налогообложение тесно связано с формированием государственного бюджета - финансового плана страны, баланса доходов и расходов государства.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет
3 Основные направления совершенствования соотношения прямого и косвенного налогообложения в Республике Беларусь
Налоговая система в странах с переходной экономикой определяется выбором приоритетов и форм экономического развития и направлений реформ. Обязательность реформирования налоговых систем объясняется существенным изменением экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения устаревших инструментов регулирования.
Основными целями бюджетно-налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения.
За 2012-2016 гг. в Республике Беларусь многое сделано для совершенствования налогового законодательства, налогового администрирования, что позволяет республике рассчитывать на продвижение в рейтинге Всемирного банка по позиции «Налогообложение». Основная цель Республики Беларусь на 2020 г. - попасть в сотню стран по показателю «Налогообложение». Этот вывод можно сделать исходя из тех реформ, которые уже проведены по налоговому законодательству, вступили в силу с 1 января 2013 г. и применяются на практике.
Чтобы добиться поставленной цели первоначально в нашей стране необходимо решить две основные задачи:
- налоговая система по-прежнему должна обеспечивать необходимый уровень доходов для финансирования государственных расходов;
- изыскать возможности усиления инвестиционных стимулов для предприятий и упрощения налоговой системы.
Основные направления, которые возможно реализовать в Республике Беларусь с 2016 года.
Внедрить в практику проведение анкетирование плательщиков. Данную работу можно проводить с привлечением Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Беларуси. Он проведет опрос плательщиков и выявит, какие временные затраты плательщики несут на исчисление и уплату налогов, как они оценивают законодательство, насколько устраивает качество услуг, которые оказывают налоговые органы плательщикам по разъяснению законодательства, по выполнению контрольных функций. Министерство по налогам и сборам может выступить экспертом при проведении анкетирования, будет разрабатывать задания и матрицы для оценки, чтобы проводимые анкетирования были более объективны. Результаты проведенного анкетирования дадут возможность правительству Республики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.
Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капитальных вложений и т.п., поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям. Регулирующий эффект достигается в результате изменения элементов налоговой системы (налогоплательщиков, налогооблагаемой базы, ставки, порядка исчисления и уплаты налога, налоговых льгот): они влекут за собой изменение величины финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций (предприятий) или граждан.
В ходе проведенного исследования выявлено, что в налоговой системе Республики Беларусь по фактическому плательщику налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги субъект налогообложения платит лично. Налоги имеют косвенную характеристику, если они включаются в издержки (себестоимость продукции) или добавляются к цене товара, работ и услуг, а после их реализации выплачиваются из выручки, полученной от их реализации. Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих конституции государства. Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, очерчивает права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, определяет объекты налогообложения, ставки льготы, сроки платежей.
Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Как прямыми, так и косвенными налогами можно стимулировать или, наоборот,
1. Абрамов, М. О налогах, зарплате и экономическом росте / М. Абрамов // Вопросы экономики. – 2016. – № 5. – С. 134-140.
2. Авдеева, Т. М. О целях бюджетной политики / Т. А. Авдеева, М. Г. Сенникова // Финансы. – 2016. – № 9.– С. 76 – 79.
3. Александров, И. М. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / И. М. Александров. – М. : Дашков и К, 2013. – 318 с.
4. Алклычев, А. Теоретические аспекты функционального назначения налоговых отношений / А. Алклычев // Экономист. – 2015. – № 6. – С. 64-69.
5. Андрюшин, С. А. О некоторых вопросах современной денежно–кредитной политики / С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова // Бизнес и банки. – 2015. – №6. – С. 1–7.
6. Герасимова, В. Дело не в рейтинге / В. Герасимова // Экономическая газета. – 2017. – №1. – С. 2.
7. Дадашев, А. О стимулирующем потенциале налоговой политики / А. Дадашев // Экономист. – 2015. – № 8. – С. 45-50.
8. Дейко, А. К. Налоговая система в социально-экономическом развитии Республики Беларусь / А. К. Дейко // Информационный бюллетень Администрации Президента Респ. Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 76-86.
9. Демиденко, М. Налоговая нагрузка и темпы экономического роста Республики Беларусь / М. Демиденко // Банкаўскi веснiк. – 2015. – № 34. – С. 12-20.
10. Демиденко, М. Налоговая нагрузка и темпы экономического роста / М. Демиденко // Банковский вестник. – 2017. – №3. – С. 12 – 20.
11. Евстигнеев, Е. Н. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для вузов / Е.Н. Евстигнеев. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.
12. Заяц, Н. Современная налоговая система и принципы ее построения / Н. Заяц // Финансы, учет, аудит. – 2014. – №12. – С.42-47.
13. Кашин, В. А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? / В. А. Кашин // Финансы. – 2015. – № 10. – С. 39-42.
14. Кийко, Д. Н. Изменения в Налоговый кодекс: что ждет плательщиков / Н. Д. Кийко / Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 10. – С. 23–25.
15. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е. Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 22–29.
16. Макроэкономика : учеб. пособие / В. А. Воробьёв, А. В. Бондарь, Л. Н. Новикова [и др.] ; под ред. проф. В. А. Воробьёва. – Минск. : БГЭУ, 2012. – 270 с.
17. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям : 2–е изд., исправленное / Т. С. Алексеенко [и др.] ; под ред. Л. П. Зеньковой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2012. – 380 с.
18. Макроэкономика : учебник / И. В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск : Тетра-Системс, 2012. – 384 с.
19. Макроэкономика: социально ориентированный подход : учебник для студентов экон.специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э. А. Лутохина [и др.] ; под ред. Э. А. Лутохиной. – 2-е изд., перераб.и доп. – Минск : ИВЦ Минфона, 2013. – 442 с.
20. Налоговая политика Республики Беларусь в 2016 году // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/nalogsist2016/ – Дата доступа : 29.04.2017.
21. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/– Дата доступа : 29.04.2017.
22. Селищев, А. С. Макроэкономика : учеб. пособие / А. С. Селищев. – СПб, «Питер», 2013. – 524 c.