Введение
Глава 1 Теоретические аспекты государственной налогово-бюджетной политики
1.1 Общая характеристика налогово-бюджетной (фискальной) политики
1.2 Современные инструменты фискальной политики
Глава 2 Анализ формирования и особенностей функционирования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь
2.1 Анализ налогово-бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе
2.2 Особенности и проблемы фискальной политики Республики Беларусь
Глава 3 Совершенствование налогово-бюджетной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение.
В современных условиях теории и практики уже не обсуждается вопрос о том, необходимо ли государству регулировать социально-экономические процессы. Наука и реалии экономической жизни доказали необходимость активных регулирующих функций государства. Особо остро вопрос реализации государственной регулирующей деятельности встаёт во время кризисных явлений. Все рычаги, а также различные инструменты воздействия государства направлены исключительно на предотвращение, сглаживание и (если не удалось предотвратить) – разрешение последствий кризисных процессов.
Подобная модель создается с использованием таких рычагов управления кризисными процессами, как налогово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование, а также регулирование внешнеэкономической деятельности и социальное регулирование.
Цель данной работы - проанализировать роль налогово-бюджетной политики в экономике страны и выделить особенности применения налогово-бюджетного регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы налогово-бюджетной политики;
проанализировать формирование и особенности функционирования налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь;
определить направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь.
Глава 1 Теоретические аспекты государственной налогово-бюджетной политики.
1.1 Общая характеристика налогово-бюджетной (фискальной) политики.
Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Она определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства и главные источники покрытия государственных расходов [3, c. 38].
Взаимосвязь налогово-бюджетного и денежно-кредитного регулирования, а также регулирование внешнеэкономической деятельности и социального регулирования представлено в приложении А. Только их органичное использование дает возможность учесть все аспекты проявления кризисных ситуаций в экономике и получить синергетический эффект преодоления его последствий.
Разъясним основной принцип фискальной политики - чем больше доходы, тем больше платежей в бюджет, но на практике мы чаще сталкиваемся с ситуацией, когда с малоимущих граждан взимают непомерные для них налоги. Помимо недовольства населения эта практика вызывает еще и застой, и стагнацию в экономике.
Необходимо отметить, что любое государство всегда проводит ту или иную фискальную политику. Главная задача фискальной политики в том, будет ли она приносить положительное влияние на экономику страны или будет бессознательной и нелогичной, что повлечет отрицательное влияние на экономику. Среди множественных проблем фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, базовыми являются: стабильный рост государственного дохода; низкие темпы инфляции; абсолютная занятость населения; смягчение циклических колебаний экономики страны.
Фискальная политика как метод финансового урегулирования экономики исполняется с поддержкой сильных рычагов - налогообложения и госрасходов [5, c. 80].
Глава 2 Анализ формирования и особенностей функционирования налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь.
2.1 Анализ налогово-бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Особенности налогово-бюджетной политики Республики Беларусь полностью продиктованы экономическим положением в стране и точкой зрения государственной власти на сложившуюся ситуацию. В отличие от времен СССР, налогово-бюджетная политика не базируется на умозрительных, идеологических построениях. Государство пытается только достичь стабильности и некоторого роста экономики. Добиваются этой цели двумя способами:
Поддержкой производственной базы страны;
Стимулированием экспорта производимой в Республике продукции [7, c. 84].
Описанные направления весьма часто вступают в противоречия между собой. Все чаще из-за того, что постепенно устаревающая структура производства не может эффективно удовлетворять потребности внешнего рынка. В ситуации выбора предпочтение обычно отдается поддержке существующих предприятий и отношений, так как их разрушение представляет собой угрозу социальных потрясений.
В целях формирования благоприятной предпринимательской среды власти намерены соблюдать мораторий на введение новых налогов, расширение налоговой базы и/или перечня объектов обложения налогами и повышение налоговых ставок.
Все это должно содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий, но не исключает индексации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, а также расширения налоговой базы основных налогов за счет сокращения налоговых льгот.
С целью совершенствования налоговых механизмов стимулирования инвестиционной активности намечено проработать вопрос возможности поэтапного снятия действующих ограничений по вычету «входного» НДС.
Глава 3 Совершенствование налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь.
Использование бюджетных правил как одного из основных элементов фискальной политики в течение 30 лет приобрело широкую популярность как среди развитых, так и среди развивающихся стран. Исследования показывают, что осуществление фискальной политики на основе правил значимо снижает уровень первичного дефицита бюджета и благоприятно сказывается на инвестиционной активности, что в итоге способствует увеличению долгосрочного экономического роста. В совокупности с повышением качества государственного управления бюджетные правила позволяют добиться контрциклической фискальной политики [17, c. 12].
В современной практике применения бюджетных правил можно выделить несколько ключевых тенденций. Во-первых, бюджетные правила получают все большее распространение в развивающихся странах, где наиболее часто встречающаяся конструкция — одновременное использование ограничений на государственный долг и дефицит бюджета. Во-вторых, в большинстве стран, в первую очередь развитых, помимо правил, накладывающих ограничения на госдолг и баланс бюджета, добавляются правила государственных расходов. Обычно ограничения на расходы в настоящее время увязываются также со стадией экономического цикла, что стало важным направлением модернизации фискальной политики. Аналогичные принципы применяются и при разработке правил, устанавливающих ограничения на бюджетный дефицит. В-третьих, конструкции бюджетных правил становятся более гибкими за счет использования дополнительных условий и escape clauses, позволяющих в оговоренных случаях изменять порядок применения правил. Наконец, повышается контроль за исполнением бюджетных правил, в частности, со стороны создаваемых фискальных советов. В интеграционных объединениях также применяются санкции за неисполнение бюджетных правил.
Наблюдаемые изменения подчеркивают стремление стран не только повысить стабильность государственных финансов, но и обеспечить долгосрочный контрциклический эффект в экономике. При этом важной задачей становится устранение одного из наиболее существенных ограничений фискальной политики, заключающегося в медленной реакции на шоки, с которыми сталкивается экономика, например во время кризиса [19, c. 56].
Заключение
В результате исследования, проведенного в данной курсовой работе, был сделан ряд выводов:
1. В современном мире фискальная политика является особенно важной частью экономической политики в целом, которое, в свою очередь, ответственно за регулирование экономических процессов в обществе. Фискальная политика государства - это значимое течение его экономической политики, выполняющей важную роль в урегулировании экономики государства при помощи налогов и опираясь на экономическую политику государства. Это едва ли не самая главная часть общей политики государства, ведь именно фискальная политика, в условиях рыночных отношений, определяет направление и темпы развития народного хозяйства. Поэтому, если экономика государства «застаивается», необходимо в первую очередь проанализировать налоговую систему, что является особенно важно в сложившейся ситуации.
2. Налогово-бюджетное регулирование даёт возможность распределять финансовые ресурсы между различными отраслями народного хозяйства, концентрировать необходимые финансовые ресурсы, а также способствовать активизации социально-экономического развития. Налогово-бюджетное регулирование – это макроэкономический процесс, который ориентирован на обеспечение стабильности и эффективности национальной экономики на основе индикативного планирования и прогнозирования будущих экономических результатов посредством регулирования объема налоговых поступлений, в бюджеты различных уровней.
В своём большинстве учёные разграничивают «бюджетное регулирование» и «налоговое регулирование». Представляется, что подобное разграничение носит условный характер, поскольку данные элементы являются взаимосвязанными и работают сообща. Именно применение понятия налогово-бюджетное регулирование указывает на область влияния государственной политики в контексте процесса регулирования кризисных явлений.
1. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http:// www.minfin. gov.by /ru/ budgetary_policy /analytical_reports/.
2. Бабич А.М. Бюджетная система / А.М. Бабич // Москва, М.: ЮНИТИ // Вопросы экономики. – 2016. – No 4. – С. 5-29.
3. Дауталиева, Г.Н. Анализ курсовой и денежно-кредитной политики в государствах-членах ЕАЭС / Г.Н. Дауталиева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – М.: 2017. – № 5-5 (47). – С. 38-40.
4. Доходы бюджета [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/dohod-budget-ru.
5. Кудряшов, В. Фискальные дисбалансы и меры по их ограничению в ЕС / В. Кудряшов // Экономика Украины. – 2014. - № 10 – С. 80 – 85.
6. Киреева, Е. Ф. Налоговые услуги в системе мер повышения эффективности государственного управления, Белорусский экономический журнал, 2017, № 2, С. 52–62.
7. Киреева, Е. Ф., Лукьянова, И. А. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации, Белорусский экономический журнал, 2015, № 3, С. 84–97.
8. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник / А.С. Нешитой. — 6-е изд., перераб. и доп. – М.: 2011. – 576 с.
9. Семенихин В.В. Единый налог на вмененный доход: ЕНВД - специальный налоговый режим, переход, обязанности налогоплательщиков, их учет // Налоги. – М.: 2015. – №20. – С. 3 - 6.
10. Сергеев, Е.А. Фискальное регулирование в интеграционных объединениях: общая характеристика / Е.А. Сергеев // Мировое и национальное хозяйство. – М.: 2017. – № 1 (40). – С. 8.
11. Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском союзе / Е.А. Сидорова. - М. : ИМЭМО РАН, 2012. – С. 103.
12. Черничко Т.В. Влияние налогово-бюджетного регулирования экономики на активизацию инвестиционных процессов / Т.В. Черничко // Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. Экономическая. – 2014. – №76. – С. 80-88.
13. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, – 2004. – 1168 с.
14. Финансовая политика в рамках Евразийской интеграции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_finpolit_150629_2.pdf .
15. Фирфарова Н.В. О сотрудничестве в рамках ЕАЭС и механизме взимания НДС // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: 2015. - №6. -С. 67 - 75.