введение
1. Теоретические аспекты организации закупочной логистики на предприятии
2. Организационная характеристика ОАО «Медпласт»
3. Состояние организации операций закупочной логистики на предприятии
3.1 Информационное обеспечение закупочной деятельности предприятия
3.2 Расчет потребности и планирование операций закупочной логистики
3.3 Организация хозяйственных взаимоотношений с поставщиками материальных ресурсов
4. Рекомендации по совершенствованию коммерческой работы по закупкам
Заключение
список использованных источников
приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что закупочная логистика является одной из важных составляющих социального производства, охватывающей значительную часть сферы обращения, обеспечение материально-техническими ресурсами от производителя к потребителю и материально-закупочная логистика внутри предприятия сочетает в себе набор операций, направленных на обеспечение предприятия ресурсами, количеством готовой продукции, перемещением материальных ресурсов, приобретаемых предприятиями и отделами между ними, занимается управлением материальными потоками, вопросы и задачи, рассматриваемые в организации обеспечения материально-технической Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей предприятия в продукции и материалах с максимальной эффективностью.
Сегодня особого признания в корпоративном планировании добилась логистика, и ее роль в бизнесе значительно возросла. В настоящее время именно логистика учитывается при принятии решений в сфере стратегического планирования. Теперь в управлении цепочкой поставок все чаще принимают участие те подразделения фирмы, которые до сих пор слабо ассоциировались с логистикой. В результате профессионалы в области логистики взаимодействуют со всеми остальными «игроками», выполняющими важные функции в фирме, а их рекомендации по управлению издержками фирмы становятся все более значимыми.
В условиях рыночной экономики успешная работа предприятия требует снижения доли оборотных средств в материальных запасах, внедрения системы своевременности производства, переносит акцент на качество и производительность [1]. Такие изменения потребовали пересмотра многих традиционных концепций закупок. Можно сказать, что сейчас наступило время тех, кто заинтересован в процессе эффективного и рационального управления закупками и снабжением.
1. Теоретические аспекты организации закупочной логистики на предприятии
В цепи поставок каждая организация покупает материальные ресурсы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, материальные ресурсы все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами материальных ресурсов является механизмом, который фактически запускает материальные потоки в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению материальным потоком в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением материальных ресурсов и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения материальных ресурсов и др [1, c. 47].
Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации.
Общая цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам [3, c. 64].
Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие частные цели:
- создание надежного и беспрерывного материального потока на предприятии;
- тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;
- поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;
- закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставляются вовремя и туда, куда необходимо, а также удовлетворяют другим требованиям;
- обеспечение хорошей цены и условий поставок;
- создание и поддержание требуемых запасов, проведение подходящей политики запасов и т.д.;
- быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, постоянное отслеживание текущих условий, в том числе ожидаемого роста цен, возникновения дефицита, разработки новых продуктов и т.д. [1, c. 48].
2. Организационная характеристика ОАО «Медпласт»
ОАО «Медпласт» было образовано в г. Гомеле 1 января 1936 года. Изначально предприятие именовалось как артель «Металлобытремонт» и свою деятельность начинало в составе мастерских по ремонту примусов, велосипедов и часов. Общее количество работающих составляло около 100 человек. В 1960 г. артель «Металлобытремонт» была реорганизована в завод металлобытовых изделий, который с 9 декабря 1960 года переименован в механический завод. Начиная с 1965 года завод начал выпускать пластмассовые изделия народного потребления.
Приказом по Гомельскому областному управлению местной промышленности №277а от 19 октября 1966 года механический завод был переименован в Гомельский завод пластмассовых изделий (ГЗПИ).
С 1992 года предприятие начинает выпуск двухкомпонентных шприцев однократного применения объёмом 5 мл в Республике Беларусь.
26 ноября 1999 года решением Гомельского областного исполнительного комитета № 861 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400063552 зарегистрировано открытое акционерное общество «Гомельпласт», созданное на основе приказа Гомельского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 27 октября 1999 г. № 167 путем преобразования арендного предприятия «Гомельский завод пластмассовых изделий», в соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»
ОАО «Гомельпласт» решением Гомельского областного исполнительного комитета от 12.03.2007 г. № 187 было переименовано в Открытое акционерное общество «Медпласт» (ОАО «Медпласт»). Месторасположение: ОАО «Медпласт», Республика Беларусь, 246051, г. Гомель, ул. Объездная, 12. Реквизиты организации: р/с 301 254 000 3012 в Дирекции ОАО «Белинвестбанк» по Гомельской области г. Гомеля, УНН 400063552 ОКПО 02974605 г. Гомель, ул. Советская, 7 код 739
В 2006 году ОАО «Медпласт» начало реализацию проекта «Реконструкция цеха радиоприборов широкого профиля с организацией производства медицинских полимеров». Шифр № 234/1 от 22.09.2002г., в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136.
3. Состояние организации операций закупочной логистики на предприятии
3.1 Информационное обеспечение закупочной деятельности предприятия
Рынок заполнен шприцами немецких, словацких, чешских, российских производителей. Количество последних после перехода на оплату НДС по стране назначения сократилось. Больше других беспокоят конкуренты из Украины - предприятие "Гемопласт". Если шприцы дальнего зарубежья стоят на 15-30% дороже, то украинские - дешевле. Причин столь низких цен несколько.
Чтобы поддержать своего производителя, правительство Украины освободило его от уплаты НДС и таможенных пошлин, а главное, ввело госзаказ на закупку шприцев, а на импорт - таможенные пошлины. Только продажами медучреждениям, финансируемым из бюджета, Гемопласт обеспечил рентабельную работу, вытеснив импорт до коммерческих аптек. Устойчивое финансовое положение позволило предприятию заменить устаревшее оборудование на современное и расширить за счет этого ассортимент шприцев от 2 мм3 до 20 мм3. ОАО «Медпласт» работает по-прежнему на старом оборудовании и производит только один вид шприцев объемом 5мм3.
Закрыв пошлинами границы, Украина свободно продает шприцы в Беларуси, причем на 30-40% дешевле, чем дома. Факт демпинга налицо. Если ОАО «Медпласт» не отвоюет рынок, украинский производитель, заняв его, со временем поднимет цены до уровня, сложившегося на мировом рынке.
Ежегодно на 112-115% растет объем товарной продукции, производительность труда- на 130-140%. Вместе с тем производственные мощности используются лишь на 50%, основная часть оборудования устарела. Компания с трудом конкурирует с теми, кто перешел на современное немецкое, южнокорейское, тайваньское оборудование, энергопотребление которого на 30-40% ниже, а производительность выше.
Управления базы данных о покупателях, поставщиках, количествах продукта, договорные обязательства и т. д. не производится. Возможности компьютерной техники для обработки, систематизации и анализа данных не используются.
Организация имеет сетевые устройства для локальной сети (кабели, коммутаторы, серверы), а также выделенную линию (кабели, модемы) для связи с интернетом.
4. Рекомендации по совершенствованию коммерческой работы по закупкам
Как уже было сказано в третьей главе, на предприятии используется программный продукт «1С: Предприятие 7.7». Однако данная версия программы является уже устаревшей и требует замены. Предлагается внедрить новую версию программного продукта «1С: Предприятие 8.0».
Для оценки эффективности необходимо рассчитать капитальные затраты, эксплуатационные затраты, определить прирост прибыли (экономию) и рассчитать эффективность.
Расчет капитальных затрат. В капитальные затраты по внедрению программного продукта входят следующие статьи затрат:
- расчет затрат на приобретение программного продукта;
- расчет затрат на установку и настройку программного продукта;
- расчет затрат на обучение работников;
- расчет затрат на установку и наладку сети.
Общее количество пользователей системы составит 68 рабочих мест, что соответствует количеству работников отдела материально-технического снабжения, бюро сбыта, отдела по управлению коммерческой работы, бухгалтерии и экономистов.
Условия приобретения:
- срок пользования программой не ограничен;
- стоимость зависит от количества приобретаемых рабочих мест;
- комплект поставки не ограничен;
Из представленных данных видно, что на предприятии необходимо автоматизировать 68 рабочих места. Исходя из этого, необходимо закупить 4 комплекса «1С: Предприятие 8.0» стоимостью 1320 руб. каждый.
Затраты на закупку 4 комплексов составят = 1320∙68=89 760 руб.
Теперь рассмотрим основные статьи затрат по его внедрению.
Расчет затрат на установку и настройку программного продукта. Для расчета по настройке сети для работы системы и настройки системы «1С: Предприятие 8.0». для 68 пользователей использовались следующие данные: 1 час работы наладчика составляет 6,8 руб., в среднем на настройку системы на одном компьютере необходимо 2 часа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены теоретические основы организации закупочной деятельности на предприятии, а также проанализирована на примере конкретной организации и предложены пути по ее совершенствованию.
ОАО «Медпласт» было образовано в г. Гомеле 1 января 1936 года. Изначально предприятие именовалось как артель «Металлобытремонт» и свою деятельность начинало в составе мастерских по ремонту примусов, велосипедов и часов. Общее количество работающих составляло около 100 человек. В 1960 г. артель «Металлобытремонт» была реорганизована в завод металлобытовых изделий, который с 9 декабря 1960 года переименован в механический завод. Начиная с 1965 года завод начал выпускать пластмассовые изделия народного потребления.
В ОАО «Медпласт» самая распространённая структура управления – линейно-функциональная.
В 2018 г. наблюдается увеличение фондоотдачи на 0,443 р. или на 21,3% относительно 2016 г., в том числе фондоотдача активной части основных средств за аналогичный период сократилась на 1,607 р. или на 28,4%. На данное явление оказали влияние темпы роста среднегодовой стоимости основных средств и объема произведенной продукции. Также положительно для предприятия характеризуется сокращение фондоемкости производства продукции на 22,1 % в 2018 г. относительно 2017 г.
В анализируемом периоде наблюдается рост показателя фондовооруженность. На что оказало влияние наибольший темп роста среднегодовой стоимости основных средств по сравнению с темпом роста среднесписочной численности работников.
Фондорентабельность в 2017 г. составила 67,5 % относительно 2016 она увеличилась на 15,3 %, что связано с ростом размера прибыли в 2015 году по сравнению с 2016 годом. В 2018 году наблюдается дальнейший рост данного показателя, который составляет 69,7%.
Управления базы данных о покупателях, поставщиках, количествах продукта, договорные обязательства и т. д. не производится. Возможности компьютерной техники для обработки, систематизации и анализа данных не используются.
1 Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.
2 Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 484 с.
3 Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
4 Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
5 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.
6 Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
7 Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие / П.А. Дроздов. – Москва, 2008. – 211 с.
8 Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
9 Дыбская, В.В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 559 с.
10 Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Д. Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
11 Логистика: учеб. пособие / В. И. Маргунова [и др.]. – Москва: Вышэйшая школа, 2011. – 507 c.
12 Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
13 Миротин, Л.Б. Основы логистики: учебник. / Л.Б. Миротин, А.К. Покровский, С.А. Ширяев и др. – 3-е издание. – М.: Горячая линия – Телеком, 2013. – 386 c.
14 Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 c.
15 Организация и управление закупочной логистикой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-car.ru/page_3.php.
16 Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2010. – 575 c.
17 Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
18 Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
19 Управление запасами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alcherkesov.narod.ru/students/logistics/Logistics03.doc.
20 Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – Москва: Издательство «Экзамен», 2004. – 314 с.