Введение
1 Теоретические основы управления затратами в торговой организации
1.1 Сущность и классификация затрат
1.2 Пути оценки и оптимизации затрат в организации
1.3 Резервы снижения затрат
2 Анализ управления затратами на ОАО «Гомельский жировой комбинат»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Характеристика методов управления затратами
3 Пути совершенствования управления затратами на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики основной функцией компаний является производство нужных потребителям товаров и услуг. Производственная функция отражает имеющуюся в каждой организации зависимость между производством и использующимися экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами.
Успех любой организации во многом находится в зависимости от постоянного контроля за употреблением материальных, трудовых и финансовых ресурсов и поиском резервов по уменьшению их стоимости.
Определение резервов снижения себестоимости обязано опираться на совокупный технико-экономический анализ работы организации: изучение технического и организационного уровня производства, применение производственных мощностей и основных средств, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Предметом исследования является система социально-экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования затрат. организации
Объект исследования – ОАО «Гомельский жировой комбинат».
Цель курсовой работы – анализ затрат на производство продукции и выявление основных резервов снижения затрат на ОАО «Гомельский жировой комбинат».
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные гипотезы, концепции, представленные в современной мировой и отечественной экономической науке по проблеме снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии.
При написании работы исследованы труды отечественных авторов, материалы периодических изданий, бухгалтерской и статистической отчетности ОАО «Гомельский жировой комбинат», а также источники сети Интернет.
В работе использованы следующие методы: факторный анализ, статистический метод, наблюдение, системный подход к изучаемому вопросу, балансовый метод, нормативный метод.
Курсовая работа состоит их трех разделов.
Первый раздел посвящен раскрытию сущности себестоимости продукции, путей ее снижения, методов определения.
1 Теоретические основы управления затратами в торговой организации
1.1 Сущность и классификация затрат
В процессе производственно-хозяйственной деятельности организации реализовывают разные расходы, которые связанны с их основной, инвестиционной и финансовой деятельностью. Расходы организации отражают все денежные ресурсы, которые применяются для обеспечения его постоянной деятельности, удовлетворения социально-культурных потребностей работников и исполнения обязательств перед государством.
Первоначально, необходимо направить внимание на содержание терминов «затраты» и «расходы». Под затратами подразумевают стоимостную оценку ресурсов, израсходованных организацией в процессе производства и реализации продукции, выполнения работ, оказанных услуг. По сути, «затраты» – это те расходы организации, которые приводят в безусловном итоге к получению финансовых выгод [1, с. 125].
Для производства продукции в организации тратится труд, используются сырье, материалы, топливо, энергия, применяется основной капитал, т.е. ресурсы организации. Расход ресурсов на производство определенных видов продукции в натуральном выражении именуются затратами. Затраты ресурсов, сформулированные в денежной форме, называются издержками.
Совокупное выражение всех затрат на производство и реализацию продукции в рамках установленных законодательством норм создает себестоимость продукции. Производство хоть какого вида продукта или оказание услуг требует конкретных трудовых, материальных ресурсов и средств труда. Затраты трудовых ресурсов характеризуются использованием для производства продукции конкретного количества рабочего времени.
Все-таки, ресурсы, израсходованные для изготовления продукции не отображают всего объема затрат на реализацию производственно-хозяйственной деятельности организации. Кроме затрат, связанных с производством продукции, организация несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынке. К ним, к примеру, относятся расходы по транспортировке изделий потребителям, по проведению маркетинговых исследований, организации рекламы и др. Выраженные в денежной форме они представляют издержки реализации продукции (издержки обращения) [1, c. 112].
2 Анализ управления затратами на ОАО «Гомельский жировой комбинат»
2.1 Общая характеристика организации
Открытое акционерное общество «Гомельский жировой комбинат» (ГЖК) является крупнейшим в Республике Беларусь предприятием масложировой отрасли, специализирующимся на производстве растительного масла, маргарина, майонеза и кетчупа, горчицы, хозяйственного и туалетного мыла, саломаса.
Комбинат введен в эксплуатацию в 1932 году, и вот уже более 80 лет предприятие работает на рынке продовольственных и непродовольственных товаров, выпуская продукцию, узнаваемую и любимую не только в республике, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. На предприятии действуют 5 производственных цехов, каждый из которых имеет самостоятельный технологический процесс и производит свой ассортимент продукции. На существующий ассортимент имеются сертификаты соответствия Республики Беларусь, гигиенические удостоверения, а также сертификаты в системе ГОСТ Российской Федерации.
ОАО «Гомельский жировой комбинат» – это современное высокотехнологичное предприятие. Производство продукции здесь осуществляется на новом современном высокопроизводительном оборудовании, что позволяет выпускать товар отличного качества.
Постоянно совершенствуется производственная база комбината. Многие технологические процессы автоматизированы, при этом контроль над соблюдением технологии осуществляется с постоянным участием людей.
В соответствии с Уставом Открытого Акционерного Общества «Гомельский жировой комбинат» управление обществом осуществляет директор.
Оперативно-исполнительную деятельность осуществляет аппарат управления, который формируется и подчиняется директору.
Сторонние организации работают с ОАО «Гомельский жировой комбинат» на основании договоров.
Управление производством осуществляется службой начальника производства, его стратегическим развитием – отделом стратегического развития, обеспечением производства материальными ресурсами – отделом материально-технического снабжения. Выпуск продукции осуществляют маргариновый, майонезный, мыловаренный, гидрогенизационный цеха.
3 Пути совершенствования управления затратами на предприятии
Чтобы резервы стали реальной возможностью снижения затрат на производство продукции, организации разрабатывают мероприятия, позволяющие их использовать. Эти резервы классифицируются по трём направлениям:
1. Повышение технического уровня производства - обуславливается внедрением прогрессивного оборудования и новых технологических процессов, механизацией и автоматизацией, применением новых материалов, более дешёвых видов энергии, топлива, изменением конструкции изделия, стандартизацией и унификацией его деталей и узлов. Мероприятия этой группы снижают себестоимость продукции за счёт уменьшения расхода сырья. материалов, топлива, энергии, снижения трудоёмкости изготовления продукции, сокращения брака и простоев оборудования.
2. Улучшение организации производства и труда - предполагает внедрение автоматизированных систем управления производством, автоматизацию рабочих мест специалистов, использование компьютерной техники при проектировании изделий, разработке передовых технологически процессов, совершенствование организации производства за счёт рациональной специализации цехов, участков и рабочих мест и т.д. Мероприятия этой группы снижают себестоимость продукции за счёт сокращения транспортных расходов, расходов по управлению производством, уменьшения трудоёмкости изготовления продукции, норм расхода материальных ресурсов, что увеличивает объём выпуска продукции и снижает постоянные расходы.
3. Увеличение объёма производства продукции и изменение её структуры - обеспечивает полную пропорциональную загрузку оборудования и снижает себестоимость единицы продукции за счёт уменьшения постоянных расходов.
Как одно из стратегических направлений совершенствования управления себестоимостью в ОАО «Гомельский жировой комбинат» целесообразно рассмотреть снижение затрат по оплате труда путем внедрения автоматизированной системы управления (АСУ), что позволит сократить численность аппарата управления. Рассмотрим это на примере только одного отдела – отдела организации труда и заработной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены теоретические основы управления затратами, их сущности. Также был проанализирован процесс управления затратами на примере ОАО «Гомельский жировой комбинат».
Открытое акционерное общество «Гомельский жировой комбинат» (ГЖК) является крупнейшим в Республике Беларусь предприятием масложировой отрасли, специализирующимся на производстве растительного масла, маргарина, майонеза и кетчупа, горчицы, хозяйственного и туалетного мыла, саломаса.
Выручка от реализации продукции в сложившихся ценах 2018 года по сравнению с 2017 годом увеличилась на 41,2% и составила 49301 тыс. руб., а в 2017 году по отношению к 2016 году выручка от реализации увеличилась на 26,1%. Рост себестоимости продукции на ОАО «Гомельский жировой комбинат» в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 43,1% при росте объема производства продукции на 23,3 % обусловили снижение эффективности управления затратами, что нашло отражение в динамик затрат на 1 руль произведенной продукции, показатель которых увеличился за год на 0,19 рубля и составил в 2018 году 1,378 руб. Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается рост темпов по отгруженной продукции, так в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 7,6 %, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом – на 43,8 %.
По ОАО «Гомельский жировой комбинат» наблюдается рост суммы фонда заработной платы в 2018 году в сравнении с 2017 годом на 7,4% или на 3218 тыс. руб., и снижение численности работников в 2018 году к 2017 году на 42 чел. или на 5,9%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 104 чел. или на 8,0 %. При этом среднемесячная заработная плата работников организации в 2018 году по сравнению с 2017 годом возросла на 14,2% или на 72 тыс. руб., а в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 45,0 %.
Рост объемов деятельности привел к увеличению производительности труда в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 31,1 %, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 21,0 %. Рост наблюдается и по производительности труда рассчитанной на основании выручки, так в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 50,0 %, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 37,1 %. Стоимость материальных затрат за анализируемый период имела тенденцию к увеличению, так в 2016 году затраты на сырье и материалы составляли 1614 тыс. руб., а в 2018 году увеличились на 38,5% и составили 22348 тыс. руб.
В современных условиях хозяйствования должна существовать как прямая связь управления затратами, так и обратная связь, что фактически присутствует в ОАО «Гомельский жировой комбинат». По результатам контроля вносятся изменения в планирование и организацию затрат.
1 Алексеенко, Н.А. Экономика предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. – 264 с.
2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник /под общ. ред. Г.В. Савицкой. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 725 с.
3 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под общ. ред. В.И. Стражева. – Минск: Выш. шк., 2012. – 480 с.
4 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов;под ред. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 617 с.
5 Анищенко, Н. Обеспечьте достоверный учет затрат и исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) / Н. Анищенко // Главный бухгалтер. – 2011. – №38. – С. 33–36.
6 Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2007. – 128 с.
7 Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Экономика, 2011. – 279 с.
8 Берзин, И.Э. Экономика фирмы: учеб. пособие / И.Э. Берзин. – М.: Проспект, 2013. – 251 с.
9 Бухгалтерский учет / под общ. ред. Н.И. Ладутько. – Минск: ФУАинформ, 2005. – 742 с.
10 Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 208 с.
11 Витун, С.Е. Финансы предприятий / С.Е. Витун, А.И. Чигрина. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 312 с.
12 Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008. – 464 с.
13 Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Изд-во МИК, 2011. – 201 с.
14 Денисова, И.П. Управление издержками и ценообразование / И.П. Денисова. – М.: Экспертное Бюро, 2005. – 32 с.
15 Ефимова, М.Р. Финансовые расчеты. Практикум: учеб. пособие для вузов / М.Р. Ефимова. – М.: КноРус, 2009. – 184 с.
16 Ковалев, А.Н. Анализ финансового состояния предприятия / А.Н. Ковалев, В.П. Привалов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. – 216 с.
17 Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций, анализ отчетности / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 512 с.
18 Котляров, С.А. Управление затратами / С.А. Котляров. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
19 Крум, Э.В. Экономика предприятия / Э.В. Крум. – Минск: РИВШ, 2007. – 413 с.
20 Маркорьян, Э.А. Финансовый анализ / Э.А. Маркорьян, Г.П. Герасименко. – М.: ПРИОР, 2006. – 160 с.
21 Русак, Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования / Н.А. Русак, В.А. Русак. – Минск: Выш. шк., 2005. – 309 с.
22 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – М.:ИНФРА. М, 2006. – 425 с.
23 Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.
24 Соловьева, Н.А. Анализ результатов хозяйственной деятельности организации и ее финансового состояния / Н.А. Соловьева. – Красноярск: РИО КГПУ, 2011. – 288 с.
25 Соловьева, Н.А. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и ее финансового состояния: учеб. пособие / Н.А. Соловьева, Н.И. Коркина. – Красноярск: РИО КГПУ, 2012. – 112 с.
26 Соловьева, О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности: учеб. пособие / О.В. Соловьева. – М.: Аналитика-Пресс, 2010. – 288 с.
27 Управление затратами на предприятии: учебник / В.Г. Лебедев [и др.]; под общ.ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: Бизнес-пресса, 2011. – 277 с.
28 Учет и финансовый анализ: Инструменты эффективного управления / Д.А. Панков [и др.]; под общ. ред. Д.А. Панкова. – Минск: БГЭУ, 2007. – 186 с.
29 Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Волков [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. – М.: Новое знание, 2005. – 672 с.
30 Экономика и статистика фирм: учебник / В.Е. Адамов [и др.]; под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 288 с.
31 Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 767 с.
32 Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.