ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2 ОСНОВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
3 ПРИМЕРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ (МИРОВОЙ ОПЫТ)
4 ПРИМЕНЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вектор развития логистики во многом определяется фундаментальными изменениями в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике, характеризующимися переходом к качественно новому этапу развития интернационализации экономической жизни – глобализации. Эти изменения, в свою очередь, требуют переосмысления, адаптации и развития существующих инструментов глобальной логистики к трансформации внешних условий.
Основными причинами использования логистики являются обострение проблемы сбыта продукции, увеличение транспортных издержек, достижение рядом организаций предельной эффективности производства, изменение подходов к размеру товарных запасов, расширение структуры выпускаемой продукции, развитие коммуникационных и информационных технологий в связи с необходимостью гибкого реагирования производственно-торговых систем на быстро меняющиеся предпочтения потребителей.
По мнению специалистов, современное логистическое управление потоковыми процессами позволяет сэкономить до 20% от общей стоимости производства и доведения продукции до потребителей [2, с. 101].
Актуальность выбранной темы заключается в том, что деятельность в области логистики затрагивает многие аспекты. Она включает в себя управление закупками, продажами, транспортом, обслуживанием, складами, запасами, персоналом, затратами, а также организацию информационных систем. Каждая из этих функций является отдельной областью управления, которая имеет свое содержание и особенности. Принципиальной новизной логистики является системный подход к управлению, предполагающий взаимную коммуникацию и интеграцию этих направлений в единую материально-проводящую систему. Переход от оптимизации отдельных элементов к оптимизации всей производственно-логистической системы, ориентация на снижение общей себестоимости продукции и доведение товара до потребителя.
Логистика-это область деятельности, связанная с маркетингом, менеджментом и другими направлениями управленческой деятельности. Она базируется на маркетинге как концепции управления рынком организации и позволяет наиболее полно и своевременно удовлетворять потребности и запросы потребителей на основе продуктовой, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики организации.
В зарубежных странах логистику, наряду с маркетингом и менеджментом, называют «третьим фактором оптимизации экономики» и «последним рубежом экономии средств». Практика показывает, что использование логистики дает организациям большие преимущества в конкурентной борьбе, значительно повышает конкурентоспособность их продукции на внутреннем и внешнем рынках.
1 РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
В истории человечества послевоенный период был периодом бурного развития, и важным фактором в этот период стало умение в первую очередь эффективно, быстро и слаженно осуществлять перевозки, которые впоследствии стали называться логистикой, призвание которой в этом более узком смысле-доставка необходимых грузов до места назначения в оговоренные сроки, в хорошем состоянии и по доступной цене. Такая обманчиво простая на первый взгляд характеристика скрывает сложную реальность современного интегрированного логистического управления материальными, информационными и финансовыми потоками.
Целью логистики является решение стратегических и тактических задач хозяйственной деятельности на основе оптимизации материальных, финансовых и информационных потоков, достижения эффективности, с точки зрения удовлетворения интересов конечных потребителей, снижения общей стоимости цепочки «поставщик – заказчик» и повышения качества продукции и услуг.
Управление материальными потоками является важным аспектом хозяйственной деятельности организаций, которые связаны между собой процессами производства, реализации и обслуживания конечного продукта. В то же время сравнительно недавно управление материальными потоками приобрело статус одной из важнейших функций деятельности и систем управления бизнесом и другими отраслями экономики.
Логистика позволяет повысить эффективность функционирования материально-проводящих систем, что определяет ее актуальность. С помощью логистики значительно сокращается временной интервал между приобретением сырья и доставкой готовой продукции потребителю, значительно сокращаются товарно-материальные запасы, повышается уровень сервиса [1, с. 52].
В 1990-е годы концепция логистики, ключом к которой является необходимость интеграции, была признана большинством участников цепочек поставок, производства и распределения, что привело к коренным изменениям в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали работать не только на региональном или национальном уровне, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики [3].
Глобальная логистика стала важнейшим стратегическим инструментом обеспечения конкурентных преимуществ на мировом рынке продукции, успех которого достигается за счет быстрой адаптации производителей к постоянно меняющейся рыночной среде и спросу на продукцию. Главным требованием в развитии глобальной логистики было максимальное сокращение всех временных этапов жизненного (логистического) цикла продукции, а именно: сроков проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, сроков поставки сырья, продолжительности производственного цикла, сроков обработки заказов, доставки и реализации продукции.
2 ОСНОВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Логистика неоднородна как по своему теоретическому и методологическому обоснованию, так и по конкретному и прикладному значению. Поэтому неудивительно, что наука и практика могут исповедовать разные концепции логистики, строить разные ее модели. Однако если под понятием логистики понимать систему взглядов, направленных на рационализацию и так называемую «эфектизацию» управления материальными и связанными с ними финансовыми и информационными потоками путем оптимизации и рационализации логистических операций и действий логистического персонала.
Одной из основных логистических концепций в мире, на основе которой разработано и функционирует большое количество микрологистических систем, является концепция «планирование потребностей/ресурсов» (РП).
Основная деятельность этой системы заключается в учете основных потребностей предприятия в производстве и обслуживании, с учетом графика производства.
Такие системы, чтобы определить потребности, нуждаются в наиболее точном перечне сырья, материалов и комплектующих для создания конечного продукта [9].
Основное назначение этих систем-сокращение запасов на складе, координация доставки продукции на склад, а также оказание производственно-закупочных услуг. Преимуществом этих систем является реальная достижимость этих целей.
К базовым микрологистическим подсистемам, основанным на концепции «RP», относят (MRPI/MRPII, DRP I/DRP II).
В 60-х годах, было принято решение использовать вычислительную технику на предприятиях для планирования производственных процессов. Дело в том, что в процессе производства продукции, поступления отдельных комплектующих часто запаздывали. На складах предприятия возникал избыток других комплектующих, которые поступили чуть раньше или в срок. Эффективность предприятия падала, а издержки росли. С целью избежание данных проблем была разработана методология планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning).
Подсистема MRP – это компьютерная программа, которая позволяет контролировать и оптимизировать поставки комплектующих в производственный процесс, а также контролировать запасы на складе и саму технологию производства.
3 ПРИМЕРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ (МИРОВОЙ ОПЫТ)
Значительное внимание уделяется такой сфере бизнеса, как логистика в Германии. Немецкие организации удалось реализовать важнейшие принципы логистического подхода в организации бизнеса. Общий объем логистики в 29 странах ЕС составляет 930 млрд евро. 210 млрд евро или 23% от этой суммы приходится на Германию. На сегодняшний день Германия считается мировым лидером в области логистики. Поэтому организации логистической деятельности, и, в частности, опыту управления складом следует уделять особое внимание. Лучше положиться на опыт и достижения лидера, чем сравнивать себя с отстающими.
Для того чтобы рассмотреть особенности складского хозяйства в Германии, было обращено внимание на немецкую научно-техническую литературу, которая затрагивает эти аспекты. Некоторые аспекты уже хорошо известны и которой пользуются во всем мире, некоторые аспекты в логистике немецких организаций несут в себе особый интерес, так как имеют свои особенности.
В контексте данной темы особое внимание уделяется управлению складом. В Германии склады часто используют специальные системы для удовлетворения внутренних потребностей организаций, среди которых наибольшее распространение получили решения, основанные на логистических концепциях «точно в срок» (just in time) и ровно один за другим «(just in sequence). Основная идея этих концепций заключается в обеспечении поставки необходимого количества запасных частей, материалов и заготовок на производство, сборку и реализацию согласно графику организаций.
Такое понятие как ровно один за другим имеет ряд отличий от более известного понятия «точно в срок», а именно: детали доставляются на конвейер в строгой последовательности по запросу заказчика. Реализация этих подходов подразумевает, что страховые запасы, замораживающие денежные средства, не требуются, и все поставки идут на конвейер строго в тот момент, когда это необходимо. Такая логистика оптимальна для производителей. Опыт Германии показывает, что такой подход очень эффективно работает в логистике [17, С. 23].
Складские процессы различаются по функциональным областям: разные товары, разный дизайн склада, разные стратегии сбора и хранения. Особое внимание следует обратить на то, что весь логистический процесс на предприятии в Германии контролируется целевой системой, которая четко определена и в соответствии с которой организация организует свою деятельность.
4 ПРИМЕНЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Республика Беларусь строит социально ориентированную рыночную экономику, которая требует более значительного использования современных систем управления, таких как логистика.
В национальной экономике применение принципов логистического менеджмента объясняется рядом других факторов, к которым относится низкий уровень обеспеченности собственными материальными, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, что заставляет отечественные компании импортировать их из других стран. В то же время многие крупные предприятия нашей страны ориентированы на экспорт. Выгодное географическое положение Республики, ускорение процессов транснационализации и глобализации, создание союзов и корпоративных объединений организаций объективно требуют применения логистических подходов в ее международном бизнесе.
В Республике Беларусь логистика должна стать приоритетной отраслью, так как она является главным транспортным мостом между Европейским Союзом и Россией, странами Балтии и Украиной. Это особенно важно для нашей страны, которая не обеспечена собственными энергетическими ресурсами и сырьем для организаций основной части отраслей народного хозяйства.
В развитых странах Европейского Союза (Польша, Германия) с удобным геополитическим положением логистика обеспечивает примерно 20–30% ВВП. В Республике Беларусь доля экспорта услуг в общем объеме отечественного экспорта составила в 2018 году около 20,8%. В странах Евросоюза этот показатель в два раза выше, а в Дании, Австрии, Испании, Великобритании услуги составляют треть всего экспорта, в Люксембурге – около 70%.
Ситуацию во внешней торговле в целом традиционно спасает внешняя торговля услугами, объем которой по методологии платежного баланса за 2018 г. составил 14 096 млн долл. США и по сравнению с 2017 г. увеличился на 11,7%, что было обеспечено увеличением экспорта услуг на 11,2% до уровня 8 721 млн долл. США и ростом импорта услуг на 12,5% до уровня 5 375 млн долл. США. В результате положительное сальдо внешней торговли услугами улучшилось на 284 млн долл. США и сложилось в размере более 3,3 млрд долл. США (рисунок 4.1) [26].
Рост объемов экспорта услуг за анализируемый период был обеспечен, прежде всего, за счет увеличения транспортных услуг, транспортных услуг, компьютерных и поездок.
5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
Поскольку железнодорожный транспорт занимает значительную долю в общем пассажирообороте и грузообороте, информатизация в этой сфере является важной стратегической задачей. Так, сегодня на железнодорожном транспорте происходит информатизация основных бизнес-процессов. Среди них такие, как управление транспортными операциями, организация грузовых и пассажирских перевозок, содержание подвижного состава и инфраструктуры, безопасность движения, охрана труда, управление ресурсами предприятия, защита от киберугроз и многие другие.
Использование информационных технологий позволяет значительно сократить время обслуживания, повысить уровень и качество обслуживания.
Белорусская железная дорога (БЖД) стремится соответствовать требованиям современных условий. В частности, для удобства пассажиров была создана комплексная система информационного обслуживания. Таким образом, любой потенциальный пассажир может ознакомиться с расписанием движения поездов, нормативными документами, узнать информацию о состоянии своего билета, а также приобрести или заказать его в режиме онлайн. В нем также представлена информация о специальных тарифах, пунктах продажи проездных документов, перевозке багажа, оформлении проезда в международном сообщении. Также можно подать заявку на включение купейного вагона для перевозки инвалидов-колясочников.
Большое внимание уделяется развитию системы безналичных расчетов. Так, в январе-апреле 2018 г. на сайте БДЗ было оформлено более 800 тыс. электронных билетов, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2017 г. В апреле 2018 г. доля проданных через интернет билетов (от общего количества выданных проездных документов) составила 21,3%.
В январе-апреле 2018 г. через платежные и справочные терминалы самообслуживания было продано 348,8 тыс. билетов. В прошлом году на них была установлена новая версия программного обеспечения, позволяющая лицам, достигшим пенсионного возраста, с 1 мая по 30 сентября приобретать льготные проездные документы (билеты) с помощью терминалов самообслуживания. К концу 2018 г. планируется ввести 26 многоязычных терминалов самообслуживания с приемниками банкнот и монет.
В апреле 2018 г. в поездах городской линии была введена услуга оплаты проезда по смарт-картам с единицами транспортного тарифа (TTE). Чтобы оплатить проезд, необходимо приобрести определенный тариф в виде TTE, каждый из которых эквивалентен 1 копейке. На смарт-карте можно написать тарифные планы, стоимостью от 1 до 50 белорусских рублей. Срок действия TTE не ограничен. После приобретения тарифа пассажир сможет оплатить проезд, прикрепив проездной билет на входе в вагон и на выходе из него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логистика-относительно молодая наука, хотя и имеющая глубокие исторические корни. Бурное развитие этой науки было достигнуто в годы Великой Отечественной войны, когда она использовалась для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, баз снабжения и транспорта, с целью своевременного обеспечения армии оружием, горюче-смазочными материалами и продовольствием, постепенно понятия и методы логистики стали переноситься из военной сферы в гражданскую, сначала как новое научное направление для рационального управления движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.
Спрос на логистические услуги-его объем, структура, динамика-обусловлен рядом факторов, способствующих разделению труда и развитию торговли, диверсификации экономики, а также состоянием транспортно-логистической инфраструктуры, уровнем и динамикой цен на транспортно-логистические услуги.
С учетом макрологических факторов, определяющих спрос на услуги по обработке грузов в логистических центрах, в краткосрочной перспективе прогнозируются: сокращение объема транспортно-экспедиторских услуг, повышение эффективности управления логистическими процессами за счет расширения сложности и повышения качества логистического обслуживания, создание интегрированных бизнес-структур, деятельность которых будет направлена на координацию работы различных организаций по управлению материальными потоками. Основными макрологическими факторами, определяющими спрос на логистические услуги, являются: динамика международной торговли, глобализация грузопотоков, необходимость оптимизации затрат, связанных с транспортировкой, хранением и распределением товаров.
Состояние международного рынка логистических услуг в последние годы определяется в первую очередь замедлением темпов роста мировой экономики. Среди долгосрочных глобальных экономических тенденций, влияющих на объем перевозок и соответственно спрос на перевалку грузов в логистических центрах республики, следует отметить переориентацию рынков капитала Китая и Азиатско-Тихоокеанских рынков Латинской Америки и Восточной Африки, изменение структуры инвестиций в китайскую экономику с материально – и трудоемких отраслей на капиталоемкие и высокотехнологичные, формирование экономических мегаблоков, снижение роли ВТО как регулятора международной торговли и спроса на сырьевые товары.
1. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 484 с.
2. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок: учеб. пособие / М. Кристофер. – М.: Питер, 2004. – 372 с.
3. Глоболизация логистики и ее основные факторы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.coolreferat.com/ Глобализация_логистики_и_ее_ основные_факторы.
4. Сумец, А.М. Логистика: теория, ситуации, практические задания: учеб. пособие. – К.: Хай-Тек Пресс, 2014. – 320 с.
5. Этапы развития логистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/logistika/etapy-razvitiya-logistiki.html.
6. Факторы и тенденции развития логистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/new2734.html.
7. Международные логистические системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studentbank.ru/view.php?id=65986.
8. Развитие интеграционных процессов на транспорте в условиях глобализации мировой экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://articlekz.com/node/645.
9. Волгин, В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. – Москва: Дашков и Кº, 2011. – 457 с.
10. Логистика: учебное пособие для студентов специальностей «Коммерческая деятельность», «Маркетинг» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / И. М. Баско и др. – Минск : Белорусский государственный экономический университет, 2011. – 431 с.
11. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / В. В. Дыбская. – М. : Инфра-М, 2012. – 557 с.
12. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. – М. : Проспект: Велби, 2014. – 517 с.
13. Стерлигова, А. Н. Управление запасами в цепях поставок / А. Н. Стерлигова. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 428 с.
14. Степанов, В. И. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» и экономическим специальностям / В. И. Степанов. – М. : Проспект, 2012. – 487 с.
15. Мальсагов, И.Б. Направления повышения эффективности логистических систем / И.Б. Мальсагов // Политика, экономика и инновации №3 (20), 2018. – С. 3-10.
16. Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. – М. : Проспект, 2013. – 406 с.
17. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Г аджинский. – М. : Дашков и К0, 2013. – 420 с.
18. Klaus, P. et al. (2011) TOP 100 in European Transport and Logistics Services – 2011/2012.
19. Логистика автозапчастей в германии [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.sitmag.ru/article/10225-kak-organizovana-logistika-avtozapchastev- v-germanii.
20. Климашевич, С. В. Современные информационные технологии в складской логистике / С.В. Климашевич // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_37416731_68481271.pdf.
21.Терешкина, Т.Р. Логистика складирования: учеб. пособие/ Т.Р. Терешкина, А.Н. Назарова // ВШТЭ СПбГУПТД, СПб. – 2017. – 52 с:
22.Пензев, В. Средства комплектации при подборе заказов / В. Пензев // Склад & техника. – 2017. – №11. – С. 20-23.
23. Портал о строительстве и оборудовании складов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skladovoy.ru/avtomatizirovannye-sklady-i-sistemyxraneniya-kardex.html.
24.Esquire [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://esquire.ru/articles/49332-alibaba-smart-warehouse/.
25.Unirack – универсальные стеллажи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unirack.ru/articles/sklady/umnaya-perchatka-robokary-idrugie-innovatsii-v-skladskoy-logistike/.
26. Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь в 2018 году / Информационно-аналитическая записка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economics.basnet.by/files/2018_Itogi.pdf.
27. Беларусь – Валовой внутренний продукт / Мировой атлас данных Беларусь экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Беларусь/ВВП.
28. Антюшеня, Д. М. Транспортно-логистическая система Республики Беларусь: становление и развитие / Д. М. Антюшеня. – Минск : БНТУ, 2016. – 222 с.
29. Зорина, Т. Логистический рейтинг 2018: лидеры и аутсайдеры / Т. Зорина, Ю. Трухан // Наука и инновации. – 2019. – №2 (192) – С.51-55.
30. LPI // lpi.worldbank.org // https://lpi.worldbank.org/international/global / http://profmedia.by/pub/cur/art/122348/.
31. Божанов, П.В. Логистическая деятельность в Беларуси: тенденции и проблемы // Наука и техника. – 2017. – Т. 16, – №6. – С. 506-514.