Номинативные характеристики гастрономических объектов Курсовая работа (проект)
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Номинативные характеристики гастрономических объектов»
по дисциплине: «Лексикология (немецкий язык)»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
31.00 BYN
Номинативные характеристики гастрономических объектов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Лексикология (немецкий язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
1.1. Семантика и ономастическая номинация
1.2. Словообразование в эргономической номинации
Заключение
Список использованной литературы
1.1. Семантика и ономастическая номинация
1.2. Словообразование в эргономической номинации
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современном русском языке сотни тысяч нарицательных слов (лат. nomina apellativa), обозначающих предметы и их свойства, некие реалии нашей жизни. Но, кроме них, существует и другой, особый мир слов – имен собственных (лат. nomina propria). Это единицы языка-речи, служащие «для подчеркнуто конкретного называния отдельных предметов действительности и вследствие такой специализации выработавшие некоторые особенности в значении, грамматическом оформлении и в функционировании…» [Бондалетов, с. 27].
Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена (онимы) пристально исследуются лингвистами в особой отрасли языкознания – ономастике.
Данный термин (от греч. onomastikós ،относящийся к наименованию’, onoma ‘имя’) используется в двух значениях. Во-первых, им обозначается комплексная наука об именах собственных. Во-вторых, им называются сами имена собственные; в этом значении употребляется также группа синонимичных терминов – «онимия», «ономастикон».
Большое количество работ выполнено на языковом материале разных городов России: «Способы номинации в речевой ситуации города (на материале ойкодомонимов г. Омска)» (1996) Н. А. Астафьевой (термином «ойкодоним» автор именует одну из многочисленных групп внутригородских наименований – названий учреждений культуры, бытового обслуживания и торговли: кинотеатров, гостиниц, магазинов, ателье, ресторанов) [Астафьева], «Процессы трансонимизации в эргонимии (на материале названий магазинов Ижевска)» (2006) А. Ю. Долгановой [Долганова], «Ономастическое сознание современного горожанина: на материале эргонимии Красноярска» (2010)
1.1. Семантика и ономастическая номинация
Ономастика изучает основные закономерности истории, развития и функционирования собственных имен. Возникнув «на стыке» наук, ономастика отличается чрезвычайной комлексностью предмета исследования. В ономастике доминирует лингвистический компонент не только потому, что каждое имя – это слово, развивающееся по законам языка, но и потому, что информация каждого имени «добывается» с помощью лингвистических средств. Однако, если бы ономастика ограничивалась лишь языковедческим компонентом, не было бы основания выделять ее в особую дисциплину. Специфика изучаемого предмета состоит в том, что лингвистический в своей основе, он включает также этнографический, исторический, географический, социологический, литературоведческий компоненты, которые помогают языковеду выделять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именованием [Суперанская Общ. теория, с. 7–11].
Ономастика, как и другие науки, имеет свои направления, это: антропонимика (исследует собственные имена людей), топонимика (изучает собственные имена географических объектов), зоонимика (занимается собственными именами и кличками животных), космонимика (анализирует наименования зон космического пространства, небесных объектов) и т. д.
Известный белорусский ономатолог А. М. Мезенко говорит о том, что отдельные области науки об именах собственных обретают свой статус в науке и свое терминологическое обозначение. Так, в 1965 г. зафиксирован термин «урбанонимика» («урбонимика») [Подольская О развитии отеч…, . 47], хотя термин для обозначения собственного имени любого внутригородского топографического объекта – «урбаноним» – вошел в научное употребление только в 1972 г. [Мезенко Урбанонимия , с. 13].
Эргонимы, эргонимия как ономастическая подсистема стали объектом лингвистических исследований сравнительно недавно, но на российском материале последние ведутся весьма интенсивно. Эргоним – это название делового объединения людей, в том числе союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка [Подольская Словарь, с. 151]. Разумеется, что именуемые данной группой имен собственных объединения людей достаточно разнообразны, и это вызывает необходимость дифференцировать эргонимы. Так, для обозначения локализованных коммерческих предприятий Р. И. Козлов предложил термин «эргоурбоним» [Козлов]. Мы также, вслед за этим автором, за Ю. В. Вайрах [ЭУ г. Иркутска], будем оперировать названным термином.
1.2. Словообразование в эргономической номинации
В конце ХХ – начале ХХІ в. в науке доминирующей становится антропоцентрическая парадигма – «переключение интересов исследования с объектов познания на субъекты, т. е. анализируется человек в языке и язык в человеке» [Маслова, В. А., с. 6].
Как отмечает в своей докторской диссертации М. В. Голомидова, рациональное человеческое начало проявляет себя в разных видах лингвопродуктивной деятельности. Более всего подвержена такому влиянию лексика. Именно на данном уровне языка обнаруживает себя явление, обозначаемое термином «искусственная номинация» – преднамеренное словотворчество, направленное на пополнение лексического фонда языка. Искусственная номинация имеет приоритетные зоны влияния, среди них – производство новых имен собственных [Голомидова, М. В, с. 4–6].
Создание онима – это всегда единовременный волевой акт, носителем которого является конкретный автор. Он пытается предугадать восприятие вновь созданного имени адресатом, в которое уже изначально номинатор закладывает будущее воздействие на потребителя [Крюкова, И. В, с. 39–44]. Таким образом, оним является результатом речевого акта.
Создателем теории речевых актов стал английский философ Дж. Л. Остин. В речевом акте исследователь выделил три уровня, которые также называют актами: 1) локутивный (от англ. locution‘оборот речи, речение’) представляет собой произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической и семантической структурами. Ему присуще значение; 2) иллокутивный, обладая определенной силой, обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропозиции, но и на коммуникативную цель этого высказывания; 3) перлокутивный служит намеренному воздействию на адресата, достижению какого-то результата [Сусов, И. П.].
Главным предметом исследования в теории речевых актов является иллокутивная функция. В зависимости от преследуемой номинатором цели при создании имени собственного различают три речевых акта: 1) речевой акт, иллокутивной функцией которого является сообщение сведений об объекте (именуемый субъект ориентирован на устоявшиеся языковые традиции). Результат такого акта – отобъектныеназвания; 2) речевой акт, иллокутивной функцией которого является отражение в названии личных черт и пристрастий именующего субъекта. В результате этого акта создаются отсубъектные названия; 3) речевой акт, иллокутивной функцией которого является привлечение внимания адресата. Результатом данного акта выступают отадресатные названия [Крюкова, И. В, с. 47–50].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение ономастического пространства как составной части лингвистического ландшафта города позволяет утверждать ее значимость Наименование гастрономических объектов следует рассматривать как автономный разряд онимов, обладающих, помимо общих с другими разрядами онимной лексикой черт, и индивидуальными характеристиками. Их семантика представляет собой сложный комплекс. На формирование наименований гастрономических объектов в лингвистическом ландшафте города влияют различные экстралингвистические факторы: географическая специфика, историко-культурное развитие, социальная инфраструктура.
Наименование гастрономических объектов поликомпонентны, состоят не менее чем из двух элементов: проприальной группы (базовой составляющей полного наименования), номенклатурного термина и квалификатора. Наименование может выполнять разные функции: оно может отражать различные намерения (интенции) именующего субъекта. Все это приводит к многообразию номинативных, структурных типов исследуемых наименований, способов их образования.
Анализ структурных типов наименований гастрономических объектов показал их неодинаковую количественную отнесенность по трем принципам номинации. Высокую продуктивность демонстрируют отобъектные и отсубъектные наименования. Продуктивность отобъектных онимов вполне закономерна: они являются достаточно традиционными и при минимальной затрате номинативных усилий дают нужную информацию об именуемом объекте, сфере его деятельности, месте расположения, о месте изготовления продукции и др. Распространенность отсубъектных номинаций обусловлена вовлечением в круг мотивирующих баз антропонимов, прагматонимов и особенно эргонимов.
1. Астафьева, И. А. Способы номинаций в речевой ситуации города (на материале ойкодонимов г. Омска) : дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / И. А. Астафьева. – М., 1996.– 185 с.
2. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика : учеб. пособие / В. Д. Бондалетов. – М. : Просвещение, 1983. – 224 с.
3. Борисевич, О. А. Экклезионимия Беларуси : структурный, номинативный, лингвогеографический аспекты : автореф. дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / О. А. Борисевич. – Минск, 2012. – 24 с.
4. Вайрах, Ю. В. Этнокультурная информативность эргоурбонимов / Ю.В. Вайрах // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – С. 344–351.
5. Гапоненка, І. Эргонімы ў беларускай мове пачатку ХХ ст. / І. Гапоненка // Роднае слова. – 2011. – № 2 (278). – С. 43–47.
6. Голомидова, М. В. Искусственная номинация в русской ономастике : автореф. дис. … д-ра. филол. наук : 10.02.01 / М. В. Голомидова. – Екатеринбург, 1998. – 21 с.
7. Гудков, Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. – М. : Гнозис, 2003. – 288 с.
8. Долганова, А. Ю. Процессы трансонимизации в эргонимии (на материале магазинов Ижевска) / А. Ю. Долганова // Филологические науки. – Ижевск : Изд-во УГУ, 2006. – № 5 (2). – С. 25–30.
9. Ильясова, С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова. – М. : Флинта : Наука, 2012. – 296 с.
10. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Изд-во ЛКИ, 2010. – 264 с.
11. Козлов, Р. И. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики : дис. канд. филол. наук : 10.02.01 /Р. И. Козлов. – Екатеринбург, 2000. – 196 с.
12. Крюкова, И. В. Рекламное имя: рождение, узуализация, восприятие / И. В. Крюкова. – Волгоград : Перемена, 2003. – 100 с.
13. Крюкова, И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности : автореф. дис. д-ра филол. наук : 10.02.01 / И. В. Крюкова. – Волгоград, 2004. – 21 с.
14. Кунгушева, И. А. Рекламное имя : структура, семантика, прагматика / И. А. Кунгушева. – Благовещенск : Амурский ГУ, 2014. – 72 с.
15. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие / В. А. Маслова. – М. : Академия, 2001. –208 с.
16. Мезенка, Г. М. Віцебшчына ва уласных іменах: мінулае і сучаснасць / Г. М. Мезенка, В. М. Ляшкевіч ; под ред. Г. К. Семянькова. – Віцебск : ВДУ імя П. М. Машэрава, 2006. – 238 с.
17. Мезенко, А. М. К вопросу о номинации и урбанонимии / А. М. Мезенко // Словообразование и номинативная деривация в славянских языках. – Гродно : Изд-во ГГУ, 1989. – Ч. 1. – С. 136–138.
18. Мезенко, А. М. Урбанонимия как язык культуры / А. М. Мезенко // Учёные записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». – Т. 24(63). – 2011.– № 2. – Ч. 1. – С. 388–392.
19. Мезенко, А. М. Урбанонимия Беларуси / А. М. Мезенко ; под. ред. П. П. Шубы. – Минск : Университетское, 1991. – 167 с.
20. Подольская, Н. В. О развитии отечественной топонимической терминологии / Н. В. Подольская // Развитие методов топонимических исследований. – М. : Наука, 1970. – С. 46–55.
21. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская ; отв. ред. А.В. Суперанская. – М. : Наука, 1988. – 196 с.
22. Ратникова, И. Э. Конвенциональность и мотивированность эргонимического знака (на материале эргонимов городов Минска и Ханоя) / И. Э. Ратникова, Хоанг Тхи Бен // Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования : сборник научных статей. – 2016. – С. 324–328.
23. Романова, Т. П. Система способов словообразования рекламных имен / Т. П. Романова // Вестник СамГУ. – 2007. – № 5/2 (55). – С. 204–214.
24. Сапегина, Е. О. Названия культурно-бытовых учреждений: структура, номинация : автореф. дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / Е. О. Сапегина. – Минск, 1999. – 19 с.
25. Скнарев, Д. С. Языковые средства создания образа в рекламном дискурсе: семантический, прагматический, маркетинговый аспекты : дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / Д. С. Скнарев. – Челябинск, 2015. – 390 с.
26. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного: монография / А. В. Суперанская. – М. : Наука, 1973. – 366 с.
27. Суперанская, А. В. Что такое топонимика / А. В. Суперанская. – М. : Наука, 1985. – 182 с.
28. Сусов, И. П. Лингвистическая прагматика : для студентов, магистрантов и аспирантов (докторантов) / И. П. Сусов. – М. : Восток-Запад, 2006. – 200 с.
29. Тихоненко, Е. В. Названия внутригородских объектов Минска: мотивация, структура, функционирование : автореф. дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / Е. В. Тихоненко. – Минск, 2015. – 26 с.
30. Трифонова, Е. А. Названия деловых объектов : семантика, прагматика, поэтика : На материале русских и английских эргонимов : дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / Е. А. Трифонова. – Волгоград, 2006. – 247 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты