Введение
1. Цели и задачи государственного регулирования
2. Теоретические источники и современные концепции государственного регулирования
3. Реализация государственной политики в сфере материального и нематериального производства в социальной области
3.1 Методы и инструменты государственной экономической политики
3.2 Особенности экономической политики государства в посткризисный период
4. Особенности экономической роли государства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
ВВЕДЕНИЕ
В самом широком смысле современное государство –это государство, которое защищает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное отражение этого определения является равнозначнымопределениюоптимального варианта между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.
В связи с этим определение экономической роли государства становится наиболее востребованным. Появились причины для исследования его экономической роли не по уровню включения в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Исходя из этого, экономически развитым и высокоэффективным государство может при условии, что эффективной является сама экономика.
Под ролью государства в экономике понимают степень вмешательства и контроля государственных органов за процессами, протекающими в экономике. Роль зависит от типа экономической политики государства: классического, регулирующего или командного.
Государственная политика во многом зависит от непосредственной деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство оказывает влияние на экономический баланс в пределах страны, обеспечивая снижение инфляции и стабильность. Неважно, насколько сильно государственная власть влияет на развитие экономики и на ее регулирование, без данного влияния не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на высоком уровне.
В современной экономике роль государства можно рассматривать двояко. С одной стороны, государственное регулирование проявляется в государственном формировании системы правил и ограничений в хозяйственной деятельности, ее поддержке и регулировании, контроле за соблюдением этих правил. С другой стороны, формируя экономические отношения, государственные органы содействуют их рациональному включению в систему общественных отношений. Государственное регулирование экономики производится с помощью законодательства, в частности через государственное планирование, программирование, распределение, основаниями которых являются нормативные акты, выпускаемые правительством.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что в Беларуси продолжается процесс формирования рыночной экономики. В итоге множественных экономических реформ сложилась шаткая, неустойчивая хозяйственная система, которая сильно отличается от нормальной модели рыночной экономики. В этой ситуации проблема государственного вмешательства в экономику является основной для государства, а необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики является очевидным.
1. Цели и задачи государственного регулирования
Государственное регулирование - совокупность мер, действий, которые применяет государство для корректировки и установления основных экономических процессов.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые проводят соответствующие уполномоченные государственные учреждения и общественные организации для стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям окружающей среды.
Государственное регулирование направленно на решение разнообразных проблем, таких как стимулирование экономического роста, регулирование занятости, развитие прогресса в отраслевой и региональной структурах, поддержка экспорта [1, c. 66].
По объектам воздействия государственное регулирование включает деятельность по регулированию трех частей воспроизводственного процесса, которые взаимосвязаны между собой:
- регулирование ресурсов;
- регулирование производства;
- регулирование финансов.
Общая тактика государственного регулирования основывается на следующих принципах:
- при прочих равнозначных условиях предпочтение нужно отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это значит, что государство обязано поддерживать финансами только те социально значимые сферы, которые не имеют доли в частном бизнесе (из-за малой прибыльности);
- финансовая, кредитная и налоговая политика государства должна приводить к экономическому росту и социальной стабильности;
- увеличение объемов государственного регулирования делается для контроля общехозяйственных кризисов, а также операций в секторе международных государственных экономических отношений.
В экономической науке выделяют так называемую пирамиду целей государственного регулирования (Приложение А).
К высшим целям государственного регулирования относится создание благоприятных условий для поддержки развития в экономике и социальной стабильности общества. Эти цели формируют основу для остальных целей.
Целями первого порядка (их называют магическим четырехугольником) являются четыре базовые цели государственного регулирования:
1) обеспечение роста ВВП;
2) минимизацию безработицы;
3) стабильность уровня цен;
2. Теоретические источники и современные концепции государственного регулирования
Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство в течение всей истории своего функционирования вместе с задачами создания порядка, законности, поддержания национальной безопасности и тому подобное выполняло конкретные функции в сфере экономики и финансов.
На современном уровне развития бездействие государства по отношению к социально-экономическим процессам невозможно. В дискуссиях и спорах представителей разнообразных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Различия есть лишь в подходах и взглядах по вопросам объемов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику [14].
Экономическое регулирование подразумевает целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение процессов и взаимосвязей в экономике. Регулирование относится к одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и основывается на законодательной базе, на широком использовании системы централизованного финансирования и кредитования, на отношении предприятий с бюджетом, на ценообразовании, на применении дополнительных стимулов и многообразных экономических санкций [13].
Возникновение определенных взглядов и концепций всегда вытекает из объективных условий развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в общественную и экономическую жизнь было различным на всех этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.
Во время формирования рыночных отношений - XVII-XVIII вв. –основополагающей была экономическая доктрина меркантилизма, которая опиралась на безусловную необходимость государственного вмешательства в экономику. Представители данного направления обосновывали необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в виде протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д. Термин ввёл в научный оборот французский экономист Антуан Монкретьен.
В середине ХVШ в. как ответ на меркантилизм во Франции выросло новое направление экономической мысли — физиократизм.
Ученые этого течения считали, что правительству необходимо обратить внимание не на увеличение уровня торговли и собирания денег, а на земледелие, где, они считали, создается богатство общества [12, c. 71].
С развитием экономических отношений возросший класс предпринимателей стал рассматривать государственное вмешательство и
3. Реализация государственной политики в сфере материального и нематериального производства в социальной области
3.1 Методы и инструменты государственной экономической политики
Экономическую политику можно рассматривать как совокупность мер и действий правительства по выбору и проведению различных экономических решений на макроуровне. Проведение государственной экономической политики всегда направлено на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.
Осуществление государственной экономической политики возможно лишь при использовании взаимодополняющих и оптимальных инструментов и мер, которые, в своей совокупности создают механизм государственного воздействия на национальную экономику [4, c. 69].
Выделяют множество вариантов классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от основных критериев). Государственное регулирование экономики может проводиться в следующих формах:
-прямое - с помощью административных и правовых методов;
- косвенное - с помощью экономических и правовых методов (Приложение В).
Методы прямого влияния отражают такое государственное регулирование, при котором хозяйствующим субъектам необходимо использовать решения,основой которых является не самостоятельный выбор, а указания правительства и законодательных органов. К главным преимуществам прямых методов воздействия на экономику можно отнести высокую оперативность достижения результата. Однако у таких методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу рыночного механизма, что в результате часто становится причиной макроэкономических диспропорций.
Смысл методов косвенного влияния заключается в том, что государство непосредственно не оказывает влияния на решения, которые принимают субъекты хозяйствования, а только создает основы и условия для того, чтобы эти субъекты, осуществляя вполне самостоятельный, свободный выбор, приходили к выбору вариантов, которые наиболее полно подходят к целям экономической политики. Основным плюсом косвенных методов является то, что они минимально влияют на работу рыночного механизма и, таким образом, не создают резких дисбалансов и нарушений макроэкономического равновесия. Большим минусом этих методов является определенный временной лаг, который возникает между принятием
4. Особенности экономической роли государства в Республике Беларусь
Основные направления, цели и задачи экономической политики государства определены в системе государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы.
Высшим уровнем управления экономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.
Специальным государственным органом в регулировании внешнеэкономической деятельности является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.
На Министерство иностранных дел Республики Беларусь возложены задачи разработки решений по вопросам государственной внешней политики и обеспечению их реализации, совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, координация деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятия мер по стимулированию развития экспортно-импортных операций.
Министерство экономики Республики Беларусь разрабатывает и проводит единую государственную социально-экономическую политику страны в целом и, в частности, в сфере международного сотрудничества, участвует в составлении платежного баланса страны.
Министерство управляет государственным имуществом и приватизацией, поддерживает предпринимательство, координирует проведение государственной инвестиционной политики, обеспечивает противодействие монополистической деятельности и конкуренции. Для этого в его структуре с правом юридического лица созданы департамент по предпринимательству, департамент по санации и банкротству, фонд государственного имущества. Выполняя функции координации инвестиционной политики, Министерство экономики Республики Беларусь разрабатывает меры по привлечению иностранных инвестиций, созданию и функционированию СЭЗ на территории республики, проводит экспертизу инвестиционных проектов, взаимодействует с международными финансовыми институтами.
Министерство финансов Республики Беларусь координирует и регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса.
Значительное место в системе регулирования экономической деятельности принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Совместно с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их взаимоотношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов.
Современное экономически развитое государство выполняет важнейшие функции регулятора экономических процессов. Конкурентные механизмы, обеспечивающие действие законов спроса и предложения, какими бы совершенными они ни были, все сложнейшие рыночные институты и тому подобное, не всегда могу заменить властных рычагов государственного регулирования в современных условиях мирового развития. Ни одно современное государство, далее самое процветающее, не может обойтись без разумного и целесообразного вмешательства государства в область экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики в Республике Беларусь преследует следующие цели:
- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
- обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых слоев рыночного общества.
В Беларуси, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются те, которые связаны с образованием многосекторной экономики, включающей проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, включение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.
Для нашей экономики с ее высоким уровнем монополизации производства и обращения главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям становится антимонопольное регулирование. Столь же актуальна и антиинфляционная политика государства, поскольку современной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.
Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
Необходимость вмешательства государства в экономику и цели этой деятельности определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско
1. Антоновой, Н.Б. Государственное регулирование экономики. Курс лекций/ Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко – Минск, 2009. – 429 с.
2. Базылев, М.Н. Экономическая теория / М.Н. Базылев, С.П. Гурко − Мн: БГЭУ – 2008. – 286 с.
3. Бодрунов, С. Разработка новых механизмов единой промышленной политики России и Беларуси / С.Бодрунов //Экономический бюллетень Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. – №4 – С.50-60
4. Васильев А. Теория и практика государственного регулирования/А.Васильев// Экономист. – 2013. – №4. – С. 77
5. Власов, Г.Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/ под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А.М. Желтова – Нижний Новгород, 1998. – 332 с.
6. Зайченко, Н.П. Основные положения национальной стратегии устойчивого развития социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / С.С. Полоник, А.В. Богданович, Я.М. Александрович // Белорусский экономический журнал. – 2004. – С. 87-89
7. Иващенко, И.П. Особенности социально – экономического развития Республики Беларусь // НЭГ. – 2003. − № 12. – С. 99-101
8. Кейнс, Д. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978. – 555 с.
9. Марыганова, Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – М.:КНОРУС, 2010. – 677 с.
10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. – Минск, ЮНИПАК, 2012.
11. Носова, Н.С., Международные экономические отношения: конспект лекций / Н.С. Носова, Н.И. Роньшина. – М.: 2008. – 545 с.
12. Сидорович, А.В. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 687 с.
13. Солнцев, О. Финансовый сектор. Перспективы развития и политика национальной конкурентоспособности // Банковское дело в Москве. – 2005. – №5. – С. 55-56
14. Сомик, А.А Базовые транспарентные документы денежно-кредитной политики: европейский опыт и перспективы внедрения / А.А Сомик, В. И. Мищенко, И.А. Шумило. – Банковское дело в Москве – 2010. – № 2. – С. 45-48
15. Фролова, Т.А.Мировая экономика: конспект лекций / Т.А. Фролова – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 443 с.
16. Хухрянов, А.В.Экономическая теория: учебник /под ред. Н.Г. Кузнецова – Ростов-на-Дону,2004. – 565 с.