ВВЕДЕНИЕ
1. Цели и задачи государственного регулирования
2. Теоретические источники и современные концепции государственного регулирования
3. Реализация государственной политики в сфере материального и нематериального производства в социальной области
3.1 Методы и инструменты государственной экономической политики
3.2 Особенности экономической политики государства в посткризисный период
4. Особенности экономической роли государства в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В самом широком смысле современное государство – это государство, которое защищает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное отражение этого определения является равнозначным определению оптимального варианта между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.
В связи с этим определение экономической роли государства становится наиболее востребованным. Появились причины для исследования его экономической роли не по уровню включения в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Исходя из этого, экономически развитым и высокоэффективным государство может при условии, что эффективной является сама экономика.
Под ролью государства в экономике понимают степень вмешательства и контроля государственных органов за процессами, протекающими в экономике. Роль зависит от типа экономической политики государства: классического, регулирующего или командного.
Государственная политика во многом зависит от непосредственной деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство оказывает влияние на экономический баланс в пределах страны, обеспечивая снижение инфляции и стабильность. Неважно, насколько сильно государственная власть влияет на развитие экономики и на ее регулирование, без данного влияния не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на высоком уровне.
В современной экономике роль государства можно рассматривать двояко. С одной стороны, государственное регулирование проявляется в
1. Цели и задачи государственного регулирования
Государственное регулирование - совокупность мер, действий, которые применяет государство для корректировки и установления основных экономических процессов.
Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые проводят соответствующие уполномоченные государственные учреждения и общественные организации для стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям окружающей среды.
Государственное регулирование направленно на решение разнообразных проблем, таких как стимулирование экономического роста, регулирование занятости, развитие прогресса в отраслевой и региональной структурах, поддержка экспорта.
По объектам воздействия государственное регулирование включает деятельность по регулированию трех частей воспроизводственного процесса, которые взаимосвязаны между собой:
- регулирование ресурсов;
- регулирование производства;
- регулирование финансов.
Общая тактика государственного регулирования основывается на следующих принципах:
- при прочих равнозначных условиях предпочтение нужно отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это значит, что государство обязано поддерживать финансами только те социально значимые сферы, которые не имеют доли в частном бизнесе (из-за малой прибыльности);
2. Теоретические источники и современные концепции государственного регулирования
Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство в течение всей истории своего функционирования вместе с задачами создания порядка, законности, поддержания национальной безопасности и тому подобное выполняло конкретные функции в сфере экономики и финансов.
На современном уровне развития бездействие государства по отношению к социально-экономическим процессам невозможно. В дискуссиях и спорах представителей разнообразных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Различия есть лишь в подходах и взглядах по вопросам объемов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику.
Экономическое регулирование подразумевает целенаправленные процессы, обеспечивающие поддержание или изменение процессов и взаимосвязей в экономике. Регулирование относится к одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и основывается на законодательной базе, на широком использовании системы централизованного финансирования и кредитования, на отношении предприятий с бюджетом, на ценообразовании, на применении дополнительных стимулов и многообразных экономических санкций [11].
Возникновение определенных взглядов и концепций всегда вытекает из объективных условий развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в общественную и экономическую жизнь было различным на всех этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.
3. Реализация государственной политики в сфере материального и нематериального производства в социальной области
3.1 Методы и инструменты государственной экономической политики
Экономическую политику можно рассматривать как совокупность мер и действий правительства по выбору и проведению различных экономических решений на макроуровне. Проведение государственной экономической политики всегда направлено на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.
Осуществление государственной экономической политики возможно лишь при использовании взаимодополняющих и оптимальных инструментов и мер, которые, в своей совокупности создают механизм государственного воздействия на национальную экономику.
Выделяют множество вариантов классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от основных критериев). Государственное регулирование экономики может проводиться в следующих формах:
- прямое - с помощью административных и правовых методов;
- косвенное - с помощью экономических и правовых методов (Приложение В).
Методы прямого влияния отражают такое государственное регулирование, при котором хозяйствующим субъектам необходимо использовать решения, основой которых является не самостоятельный выбор, а указания правительства и законодательных органов. К главным преимуществам прямых методов воздействия на экономику можно отнести высокую оперативность достижения результата. Однако у таких методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу
4. Особенности экономической роли государства в Республике Беларусь
Основные направления, цели и задачи экономической политики государства определены в системе государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы.
В Республике Беларусь можно определить следующие основные экономические функции, выполняемые государством:
- обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
- защита конкуренции. Так как господство монополий имеет негативные последствия для всего общества, до сих пор антимонопольные мероприятия являются актуальными для поддержания здоровой конкуренции;
- перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);
- финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
- изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
- контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
- финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг. [1].
Экономическая политика Республики Беларусь направлена на снижение к минимуму последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их взаимоотношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов.
Современное экономически развитое государство выполняет важнейшие функции регулятора экономических процессов. Конкурентные механизмы, обеспечивающие действие законов спроса и предложения, какими бы совершенными они ни были, все сложнейшие рыночные институты и тому подобное, не всегда могу заменить властных рычагов государственного регулирования в современных условиях мирового развития. Ни одно современное государство, далее самое процветающее, не может обойтись без разумного и целесообразного вмешательства государства в область экономики.
Современная экономика на данном этапе развития представляет собой высокоорганизованную, инновационно-предпринимательскую экономику, которая сочетает и содержит в себе многовековой опыт развития экономических отношений, конкуренции и государственного порядка. В ней довольно большое значение и конкретное место отводится государственному влиянию и его роли в экономическом развитии.
Государство в рыночной экономике выступает в качестве коллективного предпринимателя. Одной из важнейших задач государства в таких условиях является создание и поддержание общих условий экономического роста и инновационной деятельности, создание благоприятного климата для всех форм предпринимательства, осуществляемого в крупных, средних и мелких фирмах.
1. Антоновой Н.Б. Государственное регулирование экономики. Курс лекций/ Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко – Минск, 2009.
2. Базылев М.Н. Экономическая теория / М.Н. Базылев, С.П. Гурко − Мн: БГЭУ, 2008.
3. Бодрунов С. Разработка новых механизмов единой промышленной политики России и Беларуси /С.Бодрунов //Экономический бюллетень Министерства экономики Республики Беларусь. №4 – 2012.
4. Васильев А. Теория и практика государственного регулирования /А.Васильев// Экономист. №4.– 2013.
5. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/ Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А.М. Желтова - Нижний Новгород, 1998.
6. Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого развития социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года// Белорусский экономический журнал. - 2004.
7. Иващенко И.П. Особенности социально – экономического развития Республики Беларусь // НЭГ. − № 12, 2003.
8. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. — М., 1978.
9. Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.
10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. – Минск, ЮНИПАК, 2004.
11. Носова Н.С., Роньшина Н.И. Международные экономические отношения. Конспект лекций. М.: 2008.
12. Основы национальной экономики: учеб. пособие /Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2009.
13. Солнцев О. Финансовый сектор. Перспективы развития и политика национальной конкурентоспособности // Банковское дело в Москве. – 2005.
14. Сомик А., Мищенко В., Шумило И. Базовые транспарентные документы денежно-кредитной политики: европейский опыт и перспективы внедрения. № 2. – 2010.
15. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.
16. Экономическая теория. Учебник /Под ред. Н.Г. Кузнецова – Москва; Ростов н/д, 2004.