ВВЕДЕНИЕ
Тематика "Человеческий капитал " исследуется на стыке одновременно нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для нынешного состояния науки свойственен переход к глобальному обсуждению проблем тематики человеческий капитала.
Высокая важность и недостаточная практическая исследованность проблемы человеческого капитала устанавливают бесспорную новизну данного изучения.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Человеческий капитал и его значимость в экономике" необходимо в целях наиболее полного и аргументированного разрешения частных важных проблем темы этого изучения.
Актуальность настоящей работы определена, с одной стороны, огромным увлечением к проблеме "Человеческий капитал " в современной науке, с другой стороны, ее малой разработанностью. Анализ проблем сопряженных с предоставленной темой носит как теоретическую, так и практическую важность.
Проблема концепции человеческого капитала весьма актуальна в наше время, невзирая на то, что технический прогресс всегда больше вводится в нашу жизнедеятельность. Концепции «человеческого капитала» стало придаваться огромное значение, так как она позволяла с общих позиций исследовать многочисленные явления рыночных связей, раскрывать результативность вложенных в человеческий фактор денежных средств. В производстве труд людей со временем заменяется работой машин. Однако человек постоянно есть и будет выше всей техники, таким образом как он является ее прямым создателем.
Техника, формирующая богатства, приходит в жизнедеятельность При помощи научно-технические знания и организационные усовершенствования. И только искусная грамотная рабочая сила может руководить высоко научно-техническим процессом. Помимо этого, следует знание деловой конъюнктуры, рыночных перспектив, методов их фактического использования, однако и в данном случае нам нужны познания человека, его «капитал», применяемый в ходе изготовления с целью формирования состоятельности общества. Использование определения «человеческого капитала» дает возможность осознать значимость общественных ВУЗов, узнать не только общественные характеристики, однако и выполнить экономический анализ воздействия общественного условия на рыночную экономику.
Объект курсовой работы: человеческий капитал в экономике Республики Беларусь.
Предмет курсовой работы: влияние состояния человеческого капитала на рыночную экономику Республики Беларусь.
Методы исследования: системный, аналитический, диалектический.
1. Теоретические аспекты исследования инвестиций в человеческий капитал
Некоторые люди рождаются с определенными способностями или, по крайней мере, с необычными возможностями для их развития. Огромные зарплаты профессиональных спортсменов, первоклассных оперных певцов и других суперзвезд являются прямым следствием проявления этих возможностей. Но те способности, с которыми люди рождаются – лишь полдела. Обучение и образование важны, по крайней мере, не меньше, чем врожденная способность для выполнения многих специальностей: от юристов и бухгалтеров до стеклодувов и парикмахеров.
Пойти на курсы, чтобы стать бухгалтером, с этой точки зрения практически то же самое, что купить грузовик, чтобы заняться перевозкой гравия. В обоих случаях человек в данный момент совершает затраты, чтобы в будущем получить то, что даст ему возможность зарабатывать больше. Основное различие в данном случае состоит в том, что водитель грузовика приобретает капитал в виде машины, а бухгалтер получает человеческий капитал – капитал в виде умственных способностей [17, с. 255–256].
Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь – Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению [3, с. 56–59].
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы – затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
Человеческий капитал в широком смысле – это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
Если кратко, то человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Это главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является высокий индекс экономической свободы.
Понятие человеческого капитала (HumanCapital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых–экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.) [16, c. 62]. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории человеческого капитала и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.[3, с. 56–59].
Основоположники теории человеческого капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие человеческого капитала. В результате человеческий капитал превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики – экономики знаний.
В настоящее время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран.
На основе теории человеческого капитала когда–то отставшая Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000–х годах лидерские позиции в мировой экономике.
Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной. И создала свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства – леса.
Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.
Все это имело место не потому, что теория и практика человеческого капитала реализовала в себе некую волшебную палочку, а потому что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы зарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно–технического бизнеса.
2. Особенности и проблемы формирования и накопления человеческого капитала в Республике Беларусь
В современных экономических условиях для Республики Беларусь чрезвычайно актуальной является проблема создания инновационной микро экономической системы, адаптированной к требованиям рыночной экономики . К важнейшим факторам создания такой системы в нашем государстве можно отнести: разработку и принятие соответствующего нормативного обеспечения; развитие необходимой инфраструктуры и пр.
Наряду с вышеперечисленными, немаловажным фактором создания и развития инновационной микроэкономической системы является человеческий капитал, под которым в обобщенном и упрощенном виде понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы.
На сегодняшний день человеческий капитал выступает одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности большинства хозяйствующих субъектов. В этой связи неотъемлемым элементом успешного развития организации являются инвестиции в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал охватывают широкий спектр направлений: улучшение качества образования, повышение качества медицинского обслуживания и т.д. Особенно актуально относить сегодня к данным инвестициям затраты на фундаментальные научные разработки, поскольку именно в процессе развития науки происходит преобразование самих людей, которые в конечном итоге выступают носителями новых способностей.
Одним из важнейших направлений инвестиций в человеческий капитал является финансирование образования.
К основным участникам данного инвестиционного процесса относятся государство, организация, в которой работает собственник человеческого капитала, и непосредственно сами собственники человеческого капитала (работники). В частности, инвестиции государства выражаюся в направлении бюджетных средств на образование своих граждан в различных учебных заведениях (школах, средних специальных и высших учебных заведениях и др.). При этом правительства разных стран тратят государственные средства с полной уверенностью, что хорошо образованное население будет способствовать ускорению развития страны.
Инвестиции нанимателя представляют собой затраты на повышение квалификации, дополнительное обучение, переподготовку и пр. При этом работодатели ожидают, что расходы окупятся, и они получат дополнительную прибыль благодаря более высокой производительности работников. Сами же люди зачастую готовы тратить не только время, но и деньги на получение образования, поскольку в большинстве стран мира более образованные работники способны заработать больше.
Значимость инвестиций в человеческий капитал обусловлена также тем, что отставание страны по уровню инвестиций в человека чревато "утечкой мозгов" за границу. В этой связи, на наш взгляд, государство должно брать на себя координирующую роль по разработке продуманной и последовательной политики в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и в целом на уровне всего государства. До недавнего времени Республика Беларусь по части инвестиций в образование была лидером на постсоветском пространстве, поскольку около 6 % от ВВП уходило на финансирование данной сферы. В настоящее время этот показатель несколько снизился и составил примерно 5 %.
В настоящее время большинство инвестиций в человеческий капитал носят сугубо индивидуальный характер, что же касается хозяйствующих субъектов, то многие из них считают инвестиции в человеческий капитал достаточно рискованными, поскольку существует вероятность перехода высококвалифицированного работника в другую организацию. Вместе с тем, многие белорусские организации осуществляют инвестиции в своих работников.
По данным Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка в 2016 году доля белорусских организаций, которые организуют обучение и повышение квалификации для своих постоянных сотрудников, составила 38,1 %. По сравнению с другими странами бывшего Союза наша страна выглядит неплохо, поскольку данный показатель в Украине составил 29 %, в Армении - 22,1 %, в Азербайджане 12,5 %. В целом можно отметить, что Беларусь уделяет достаточно внимания инвестициям в человеческий капитал на всех уровнях.
Следует отметить, что по рейтингу развития человеческого потенциала за 2017 г. Беларусь занимает 52 место среди 187 стран и находится в верхней части группы стран со средним уровнем ИРЧП, опережая по этому показателю все страны СНГ, кроме России. Однако по удельному весу расходов на образовании наша страна уступает лишь 15 странам из группы стран с высоким уровнем человеческого развития. Анализ структуры индексов ИРЧП свидетельствует о том, что наиболее благоприятными и находящимися на уровне стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала в Беларуси являются индексы уровня образования и уровня грамотности взрослого населения. Показательно, что Республика Беларусь опережает все страны СНГ по показателю грамотности взрослого населения (99.6%) и подросткового населения(99.8%) [22]. Это безусловное преимущество человеческого капитала Беларуси.
Наконец, хотелось бы сделать общий вывод всему выше сказанному.
Человеческий капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.
Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты категории «человеческий капитал», раскрывается суть «человеческого капитала» в «новой экономике».
В главе второй рассмотрена структура, классификация, а также методы оценки человеческого капитала.
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния человеческого капитала , а также роли человеческого капитала в формировании доходов Республики Беларусь.
В 2016 году денежные доходы населения республики возросли на 3,8% при росте потребительских цен на товары и услуги на 18,1%. В результате реальные доходы граждан (т. е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 2,8%.По величине средней заработной платы лидируют работники, занимающиеся информацией и связью (2167,6 руб.). Ежегодно численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите увеличивается, этот факт является подтверждением старения нации.В 2016 г на учёт в органах по труду и занятости поставлено 35,4 тыс. неработающих граждан.В 2016 г уровень безработицы резко увеличился по сравнению с 2015 г на 0,1%, что свидетельствует о наличии кризиса в стране.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Человеческий капитал и его роль в экономике" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Человеческий капитал и его роль в экономике", справочная литература, интернет.
1 Бондарь, А.В. Накопление человеческого капитала как источник экономического роста / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Науч. тр. Белорус. гос. экон. ун-та : юбил. сб. / Белорус. гос. экон. ун-т ; редкол.: В.Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2008. – С. 35–41.
2 Бондарь, А.В. Человеческий капитал: содержание, методология исследования и условия развития / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Белорус. экон. журн. – 2008. – № 3. – С. 89–102.
3 Бондарь, А.В. Человеческий капитал – стратегический ресурс «новой экономики» / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец, Н.А. Яхницкая // Белорус. экон. журн. – 2007. – № 2. – С. 56–69.
4 Бондарь, А.В. Человеческое развитие в условиях перехода к экономике знаний: мировые тенденции и перспективы / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец // Науч. тр. Белорус. гос. экон. ун-та : юбил. сб.– Минск : БГЭУ, 2011. – С. 46 – 54.
5 Бондарь А.В. Управление здоровьем как общественным благом / А.В. Бондарь, Т.Г. Корнеевец // Научные труды Белорус. гос. экон. ун-та : юбил. сб. – Минск : БГЭУ, 2012. – С. 261–266.
6 Даниленко, Н. Н. Формирование человеческого капитала/ Н. Н. Даниленко, И. С. Долгополова. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2009. - 119 с.
7 Демографический ежегодник Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол.: Е.И. Кухаревич [и др.]. – Минск, 2012. – 500 с.
8 Железнякова, И.И. Человеческий капитал как основа инновационного развития экономики/ И.И. Железнякова// Актуальные вопросы формирования и развития региона [редколлегия: О. М. Демиденко и др.] - 2010. - С.62-64.
9 Корнеевец, И.В. Государственная политика формирования, накопления и использования человеческого капитала: механизм и приоритеты реализации / И.В. Корнеевец // Науч. тр. Белорус. гос. экон. ун-та : юбил. сб. / Белорус. гос. экон. ун-т ; редкол.: В.Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2009. – С. 154–160.
10 Корнеевец, И.В. Человеческий капитал и человеческий потенциал: соотношение категорий / И.В. Корнеевец // Вес. Ин-та совр. знаний. – 2008. – № 2. – С. 69–72.
11 Корнеевец, И.В. Человеческий капитал: проблемы формирования, накопления и использования : моногр. / И.В. Корнеевец; под общ. науч. ред. проф. А.В. Бондаря. – Минск : БГЭУ, 2008. – 223 с.
12 Корнеевец, И.В. Управление человеческим капиталом в контексте становления инновационной экономики / А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец и др. // Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально ориентированной экономики Республики Беларусь : моногр.; под общ. ред. В.Н. Шимова, Г.А. Короленка. — Минск : БГЭУ, 2012. — С. 3–11.
13 Корнеевец, И.В. Человеческое развитие в системе государственных приоритетов / И.В. Корневец // Экономический рост Республики Беларусь : глобализация, инновационность, устойчивость : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15–16 мая 2013 г. / Белорус. гос. экон. ун-т ; редкол. : В.Н. Шимов [и др.]. – Минск, 2013. – С. 68 – 70.
14 Кристиневич, С.А. Человеческий капитал как форма выражения национального богатства экономики инновационного типа/ С.А. Кристиневич// Актуальные вопросы формирования и развития региона [редколлегия: О. М. Демиденко и др.] - 2009. - С.71-73.
15 Майбуров, И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России / И. Майбуров // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2004. – № 4. – С. 3–13.
16 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2015. – 202 с.
17 Пороховский, А.А. Феномен «новой экономики» и функции государства // Российский экономический журнал. – 2002. – №9. – С. 255-256
18 Программа социально-экономического развития на 2016-2020 гг Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. – Минск 2017. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/press_office/massmedia/ soobschenija-smi-po-itogam-zasedanija-prezidiuma-soveta-ministrov-10032015g_i_0000003259.html. Дата доступа: 10.10.2017.
19 Статистика Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. – Минск 2017. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/. Дата доступа: 15.10.2017.
20 Труд и занятость в РБ. Статистический сборник,2016 [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь. – Минск 2017. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/ofitsialnye-publikatsii_7/index_585/. Дата доступа: 15.10.2017.
21 Устинова, К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст]: монография / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. – 195 с.
22 Электронное правительство [Электронный ресурс]/ Статистические данные. – Минск 2017. – Режим доступа: http://giprosvjaz.by:20211/mi/69. Дата доступа: 15.10.2017.