Введение
1 Фискальная политика государства: понятие, цели, инструменты и виды
1.1 Понятие, краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики
1.2 Инструменты фискальной политики государства
1.3 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
2 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики
2.1 Государственные расходы и налоги как инструменты дискреционной фискальной политики, их влияние на ВВП
2.2 Встроенные стабилизаторы и их роль в регулировании экономики
2.3 Эффективность фискальной политики: кейнсианский подход
3 Основные направления совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования
3.1 Цели, направления и эффективность фискальной политики в Беларуси
3.2 Необходимость и пути совершенствования бюджетно-налогового регулирования белорусской экономики
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных видов макроэкономического регулирования является бюджетно-налоговая политика. Фискальная политика – это меры, которые предпринимаются правительственными органами по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей для регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен. Фискальная политика осуществляется в любой стране, в независимости от того, осознанная она или нет.
Основные инструменты бюджетно-налоговой политики – это государственные расходы, налоги, трансферты. Государство регулирует расходы исходя из своего бюджета. А основной долей бюджета являются налоги. Следовательно, их взаимодействие очень важно для осуществления фискальной политики. Очень важно определить правильное налогообложение в стране, чтобы поступления в бюджет соответствовали оптимальным планам правительства.
Тема фискальной политики очень актуальна для Республики Беларусь. Именно от того, какую бюджетно-налоговую политику предпримет государство, насколько точно определит роль каждого инструмента, зависит эффективность данной политики.
Цель работы – выяснить важнейшие аспекты теории фискальной политики и проанализировать ее роль и особенности в Республике Беларусь.
Для достижения данных целей, были поставлены следующие задачи:
- изучение теории фискальной политики на современном этапе;
- анализ особенностей проведения фискальной политики в Республике Беларусь;
- выявление роли каждого инструмента фискальной политики Республики Беларусь;
- анализ эффективности проведения фискальной политики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленных целей были применены такие методы как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, системный, логический анализ, описание, классификация.
Данной проблемой занимались Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, С. Фишер. Отдельные аспекты бюджетно-налоговой политики рассмотрены и в работах белорусских ученых, таких как: И.В. Новикова, Д.А. Неверов, Е.Ф. Киреева.
Для написания курсовой работы были задействованы различные источники: учебные пособия разных авторов, публикации и статьи, электронные ресурсы, а также журнал «Наука и инновации».
Результатом работы будет определение, насколько фискальная политика Республики Беларусь эффективна. В зависимости от выявленного решения будут предложены пути выхода из ситуации, если в этом будет необходимость.
1 Фискальная политика государства: понятие, цели, инструменты и виды
1.1 Понятие, краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики
Один из основных инструментов макроэкономического регулирования – это бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, которое осуществляется при помощи налогово-бюджетных (фискальных) рычагов.
Фискальная или бюджетно-налоговая политика – это взаимосвязь рычагов регулирования национальной экономики посредством изменения налоговых доходов и расходов государственного бюджета. Это означает, что налоговые платежи, госрасходы, трансферты, госзакупки является инструментарием фискальной политики. Воздействие фискальной политики на стабильность национальной экономики может быть как положительным, так и отрицательным [21].
Целями фискальной политики как и любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. Основные из них:
в краткосрочном периоде:
- эффективное формирование доходной части бюджета;
- реализация бюджетной политики государства;
- принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
- управление государственным долгом;
- сглаживание циклических колебаний экономики.
в долгосрочном периоде:
- поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
- поддержание полной занятости ресурсов;
- поддержание стабильного уровня цен.
2 Механизм реализации дискреционной и недискреционной фискальной политики
2.1 Государственные расходы и налоги как инструменты дискреционной фискальной политики, их влияние на ВВП
Дискреционная бюджетно-налоговая политика – это сознательное манипулирование законодательной власти государственными расходами и налогообложения с целью воздействия на уровень экономического развития (уровня цен, занятости, на изменение объема производства и ускорение экономического роста).
Все эти меры оказывают влияние, как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В условиях кейнсианского подхода дискреционная бюджетно-налоговая политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы.
Изменение одного из компонентов совокупного спроса – потребительские расходы, государственные расходы, капиталовложение, чистый экспорт (последнее – в рамках открытой экономики) влечет за собой мультипликативные эффекты, которые в свою очередь приводят к соответствующему изменению дохода.
Дискреционная фискальная политика в краткосрочном периоде может сопровождаться эффектами различных мультипликаторов: государственных расходов, налогов, трансфертов и сбалансированного бюджета.
3 Основные направления совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь и пути её совершенствования
3.1 Цели, направления и эффективность фискальной политики в Беларуси
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. Её основная цель на современном этапе заключается в повышении конкурентоспособности применяемой в стране налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание дефицита бюджета и долговых обязательств на безопасном уровне.
Особенности фискальной политики Республики Беларусь:
- проведение политики «мягкого» бюджетного сдерживания, связанной с инфляционными процессами в национальной экономике;
- сокращение расходов путём совершенствования системы налогообложения;
- внедрение метода среднесрочного финансового планирования (трёхлетнее бюджетное планирование);
- усиление контроля за экономным и эффективным использованием бюджетных средств.
Рассмотрим отдельные направления бюджетно-налоговой политики Беларуси.
В настоящее время основная доля доходов консолидированного бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Концепцией налоговой политики государства является увеличение поступлений ресурсов с целью снижения бюджетного дефицита.
Выделяют косвенные и прямые налоги.
Прямые налоги — это налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика (налог на прибыль или доходы, на недвижимость, на землю, на природные ресурсы).
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги: НДС, акцизы, отчисления в республиканские бюджетные фонды, таможенные пошлины. Фактически косвенный налог уплачивает покупатель товаров и услуг, а не продавец. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. Это и является гарантией обеспечения доходов государственного бюджета.
Для Беларуси характерно превышение косвенных налогов над прямыми налогами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из основных видов макроэкономического регулирования является бюджетно-налоговая политика. От проведения данной политики зависит состояние консолидированного бюджета страны, а также и государственные расходы.
Проведя анализ фискальной политики Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, превышение косвенных налогов над прямыми, что ведет к неправильному распределению налогообложения, причины которых отмечались выше;
- во-вторых, роль трансфертов и прямых налогов как основных встроенных стабилизаторов очень мала. Данные показатели не работают, а косвенные налоги роли в успешной фискальной политике не сыграют. В итоге государство может контролировать лишь государственные расходы;
- в-третьих, бюджетный дефицит. Несмотря на то, что первое полугодие показывает наличие профицита, статистика гласит, что к концу года ситуация может измениться. В связи с этим начнет увеличиваться государственный долг из-за нехватки денег;
- в-четвертых, политика «мягкого» бюджетного сдерживания малоэффективна на современном этапе.
Следовательно, стоит предпринять следующие меры:
- внести изменения в систему налогообложения: уделить большее внимание прямым налогам, в особенности подоходному налогу, оптимизировать его для каждых слоев населения, снизить ставки косвенных налогов;
- создать оптимальные условия для выплаты налогов с целью избежания уплаты от обязательных выплат;
- повысить трансферты за счет привлечения денежных средств с целью увеличения их роли в качестве встроенного стабилизатора, так как недискреционная фискальная политика в стране практически отсутствует;
- перерпаспределить расходы государственного бюджета, уделить внимание социальной сфере;
- прекратить финансирование нерентабельных предприятий;
- учитывать взаимодействие всех инструментов фискальной политики, так как они тесно связаны и зависимы друг от друга.
- стремиться достичь уровня развитых стран.
Следует отметить, что изменить фискальную политику отдельно от других сфер экономики невозможно. Изменение одного составляющего приведёт к изменению другого, например денежно-кредитной политики. Поэтому изменение как фискальной политики, так и других сфер должно происходить плавно и с учетом прошлых ошибок.
1 Бондарь А.В. Макроэкономика: учеб./ А.В. Бондарь, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2014 – М15 – с.112-156.
2 Кругман П., Веллс Р., Олни М. Основы экономики: учебник для вузов/ Пер. с англ. / Кругман П., Веллс Р., Олни М.// Питер – 2012 – с. 728-766.
3 Лутохина Э.А. [и др.]. Экономическая теория: учебное пособие: в 3-х ч. Часть 3. Макроэкономика: курс лекций/ Лутохина Э.А.//Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь – 2006. – с. 10-22, 78-98.
4 Мэнкью. Н.Г. Принципы экономики./Мэнкью Н.Г.// СПб.: Питер – 2003. – 576с.
5 Неверов Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие./ Неверов Д.А.// Минск: БГЭУ – 2009. – с. 113-127.
6 Новикова И.В. [и др.]. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки./ Новикова И.В., Ясинский Ю.М.// Минск: ТетраСистемс – 2009. – с. 90-104.
7 Пузанкевич О.А. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие./ Пузанкевич О.А.//Минск: БГЭУ – 2010. – с.26-56.
8 Киреева Н.В. Налоговое стимулирование инновац. субъектов РБ./ КирееваН.В.// Наука и инновации.– 2015.-№5 – с.38-41.
9 Аналитический доклад «О налоговой нагрузке в РБ» за 2016г. \ Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economicaru/
10 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь на первое полугодие 2018. Министерство финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/JanJun2019.pdf
11 Аналитические доклады о состоянии финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://www.minfin.gov.by/budgetary_policy/analytical_reports/.
12 Сайт Министерства финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.minfin.gov.by.
13 Государственный долг Республики Беларусь. Министерство финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/.
14 Подоходный налог. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://myfin.by/wiki/term/podohodnyj-nalog-v-respublike-belarus.
15 Таблица уровня пенсий разных стран мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://mintrud.gov.by/ru/infa1.
16 Структура бюджета в разрезе доходных источников. \ Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] http://www.nalog.gov.by/ru/struktura-byudzheta-v-razreze-dohodnyh-istochnikov-2019/.
17 Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты [Электронный ресурс]/ Матвеева Т.Ю./ "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/macro/macro16.htm.