Введение
1 Анализ внутренней среды предприятия
1.1 Понятие, сущность внутренней среды
1.2 Основные элементы внутренней среды предприятия
2 Анализ внутренней среды ОАО «Щучинский маслосырзавод»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2. Основные преимущества внутренней среды ОАО «Щучинский маслосырзавод»
3 Пути совершенствования внутренней среды ОАО «Щучинский маслосырзавод»
3.1 Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней среды
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Организационная структура предприятия
Приложение Б Анкета оценки вовлеченности персонала
Приложение В Результаты, полученные в результате анкетирования
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства).
Внутренняя среда организации – совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду.
Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов.
В данной работе будет рассмотрена внутренняя среда предприятия именно в статичном состоянии, рассмотрев ей состав и выделив элементы, которые оказывают большее влияние на развитие предприятия.
К элементам внутренней среды относятся: люди, цели и задачи организации, применяемые в производстве технологии, имущество, информация, а также организационная культура.
Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.
Актуальность выбранной темы обусловлена тяжелым экономическим положением предприятий в Республике Беларусь как и во всех странах постсоветского пространства и необходимостью использования всех возможных факторов для достижения поставленных целей.
Цель исследования – анализ факторов внутренней среда на примере ОАО «Щучинский МСЗ».
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты факторов внутренней среды предприятия;
2. Провести анализ системы управления ОАО «Щучинский МСЗ»;
3. Разработать направления совершенствования внутренней среды предприятия ОАО «Щучинский МСЗ».
Объект исследования – ОАО «Щучинский МСЗ».
Предмет исследования – факторы внутренней среды ОАО «Щучинский МСЗ».
1 Анализ внутренней среды предприятия
1.1 Понятие, сущность внутренней среды
Внутренняя среда организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые в организации процессы.
Выделяют различные факторы внутренней среды организации.
Это структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и др.
Существуют различные подходы к выделению параметров внутренней среды организаций.
По определению М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основными внутренними переменными организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели — конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа людей, работая вместе.
У организации могут быть разнообразные цели. Например, чтобы получить прибыль, бизнесмены и менеджеры организаций должны сформулировать цели в таких областях, как объемы продаж (доля рынка), разработка новой продукции, цены на нее, качество услуг, подготовка и отбор персонала.
Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, больше внимания уделяют социальной ответственности.
Подразделения организации имеют собственные конкретные цели, которые должны вносить свой вклад в достижение цели всей организации и не противоречить друг другу. Через установление целей можно воздействовать на события.
Цель должна быть конкретной, объективной, реальной, предполагать действия, иметь соответствующее измерение.
Структура организации — это логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Характерной чертой организации является разделение труда.
Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда в ней.
Выбор подразделений определяет структуру организации и, следовательно, возможности ее успешной деятельности.
Вертикальное разделение труда создает иерархию управленческих уровней в организации.
2 Анализ внутренней среды ОАО «Щучинский маслосырзавод»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Щучинский маслосырзавод» (далее – Общество) создано на основании приказа Гродненского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30 декабря 1995 года №84, путем преобразования государственного предприятия «Щучинский маслосырзавод» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества Республике Беларусь, а также путем присоединения открытого акционерного общества «Слонимские молочные продукты».
С июня 2013 года ОАО «Щучинский МСЗ» входит в состав ОАО «Управляющая компания холдинга «Гродномясомолпром».
Общество является юридическим лицом, имеющим печать, штампы, бланки со своим наименованием, расчетный счет и иные счета в учреждениях банков.
Место нахождения: 231513 Республика Беларусь, Гродненская область, г.Щучин, ул. 17-Сентбря, 45, тел/факс 8(01514) 28003.
Место нахождения цеха «Слоним»: 231800 Республика Беларусь, Гродненская область, г.Слоним, ул. Пушкина, 129, тел/факс 8(01562) 25358.
Целью создания Общества является финансово-хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для развития производственной базы, создание высокоэффективного производства для наиболее полного удовлетворения потребностей акционеров и членов трудового коллектива Общества, обеспечения населения района, области, республики и других регионов продуктами питания на основе современной технологии путем глубокой и качественной переработки сельскохозяйственного сырья.
Основными направлениями деятельности ОАО «Щучинский МСЗ» является:
- переработка молока;
- производство и реализация продуктов питания (сыра сычужного, масла животного, цельномолочной продукции и др.);
- углубленная переработка вторичного сырья;
- оптовая торговля молоком и молочными продуктами;
- розничная торговля продуктами питания;
- другие виды деятельности, перечисленные в Уставе Общества.
Открытое акционерное общество «Щучинский маслосырзавод» является средним предприятием в Гродненской области и в Республике Беларусь по
3 Пути совершенствования внутренней среды ОАО «Щучинский маслосырзавод»
3.1 Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней среды
Для достижения поставленных целей ОАО «Щучинский МСЗ» большое значение имеет совпадение целей работника и организации. Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации, повышения эффективности труда.
Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления ОАО «Щучинский МСЗ», побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.
Понятие «развитие персонала» означает перманентный процесс совершенствования профессиональных умений и навыков, личностных качеств работников и формирование отношения, которое определяет общий подход к работе.
При этом значимость личностных характеристик, благоприятствующих реализации профессиональных задач, существенно выше значимости уровня квалификации.
Это связано с тем, что ряд индивидуально-психологических характеристик может блокировать эффективность профессиональной деятельности, даже при условии прочных знаний и освоения навыков.
С другой стороны, необходимо, чтобы люди, работающие в ОАО «Щучинский МСЗ», разделяли присущие ему ценности и связывали свое будущее именно с этой, а не какой-либо другой организацией.
Анализируя вышеперечисленные результаты можно составить план, по которому организация сможет повысить уровень вовлеченности персонала, следовательно, возрастет уровень мотивации. А это в свое время приведет к повышению результативности предприятия в целом.
Для повышения эффективности и качества поставленных целей ОАО «Щучинский МСЗ» следует более внимательно относится к такому фактору внутренней среды предприятия как персонал.
Было проведено исследование посредством анкетирования персонала, в котором приняло участие 200 человек.
Во время анкетирования, так же задавались интересующие вопросы, по тому факту, что в организации ценят предложения сотрудников.
Вопрос 1. Я знаю, что от меня ожидается на работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду организации, необходимо сделать основные выводы по данной теме.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.
Таким образом, главное, необходимо усвоить – то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха предприятия.
В курсовой работе анализ внутренней среды производился на основе данных ОАО «Щучинский МСЗ».
Предприятие на основании анализа грамотно использует свои внутренние ресурсы. Однако есть аспекты работы, которые можно усовершенствовать.
В третьей главе на основе проведенного анкетирования перечислен ряд рекомендаций по усовершенствованию работы с персоналом, как с одним из факторов внутренней среды предприятия.
1 Азрилян. А.Н. Большой экономический словарь. Москва. 'Институт новой экономики 2007. - 864с.
2 Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2006. – 589 с.
3 Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М.Армстронг ; пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб. : Питер, 2007. –832 с. : ил. – (Серия «Классика МВА»).
4 Бабосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие. – Минск: Тетра Системс, 2007. – 190 с.
5 Бройдо В.Л. Офисная оргтехника для делопроизводства и управления. – М.,2008. – 255 с.
6 Варданян, И. Мотивационная система персонала // Управление персоналом / И. Варданян. – 2006.- 146 с.
7 Веснин Р.В. Практический менеджмент персонала. М.: Юристъ, 2007. – 376 с.
8 Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с.
9 Григорин, А.Г. Формирование современного механизма управления персоналом / А.Г. Григорин.- М.: Дело, 2005.- 129 с.
10 Друкер П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. – 288 с.
11 Журавлев П.В., Карташов С.А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 2007. – 319 с.
12 Законоы эффективного управления компанией / Георгий Огарев. - М. : РИПОЛ классик, 2002. – 444 c.
13 Кибанов А.Я. Управление персоналом в организации. М.: Инфра-М, 2006. 583 с.
14 Кузнецова, М.И Мотивация деятельности / М.И. Кузнецова.- Спб.: Фирма, 2005.- 43 с.
15 Комаров, Е.И. Современные тенденции мотивации и стимулирования персонала//Управление персоналом / Е.И. Комаров, Н.А. Жданкин. – 2006.- 174 с.
16 Коновалова, В. Управление вовлеченностью персонала: факторы успехов и неудач / В. Коновалова // Кадровик . - 2014. - №9. - С 74- 84.
17 Кузнецов, И. Н. Эффективный руководитель : учебно-практ. пособие / И. Н. Кузнецов. – М. : Дашков и К°, 2011. – 596 с
18 Логинова А.Ю. Какой должна быть система управления персоналом // Управление персоналом № 7, 2007. – с. 56 – 58
19 Макарова, И.К. Управление персоналом. Учебник / И.К.Макарова.- М: Юриспруденция, 2004.- 194 с.
20 Матвеева, И. Мотивация в 21 веке / И. Матвеева.- Спб: Вершина, 2004.- 56 с.
21 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М: Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
22 Мелихов, Ю. Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий : учебно-практ. пособие / Ю. Е. Мелихов, П. А. Малуев. — М. : Дашков и К°, 2011. – 344 с.
23 Меркушова, Н. И. Принцип TQM «Вовлечение персонала» в управлении качеством и современных системах менеджмента / Н. И. Меркушова, Е. Б. Гаффорова // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф., декабрь 2012 г. – Пермь / Изд. центр Молодой ученый, 2012. — 135-137 с.
24 Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов / Ю.Г. Одегов, Л.В. Карташова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
25 Основы управления персоналом / С.И.Самыгин, М.С.Зайналабидов, З.Г.Макиев, Д.В.Обухов; Под ред. Р.Г.Яновского. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 479 с. - (Серия "Учебники и учебные пособия"). - (Высшее образование).
26 Петровский, М. Эффективные методы обучения персонала// Кадры предприятия / М. Петровский.- № 3, 2006.- 45 с.
27 Персонал перешел из категории основной затраты в конкурентное преимущество // Управление персоналом №11, 2007. – с. 34 -37
28 Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Экономика, 1991 с. 70.
29 Практика работы с персоналом : перевод с английского / Малколм Мартин и Триша Джексон. - Москва : HIPPO, 2005. - IX, 326 с
30 Скриптунова , Е.А. Методика расчета индекса вовлеченности персонала / Е.А. скрипунова// Управление человеческим потенциалом. - 2010. - № 2 (22). – С. 55-57.
31 Стратегическое управление человеческими ресурсами : Пер. с англ. / Майкл Армстронг. - М. : Инфра-М, 2002. - 327 с.
32 Терентьева Т.. Конкурентоспособность компании начинается с обучения персонала // Век качества № 6, 2007. – с. 44 – 46
33 Трапицына , С. Мотивация персонала в современной организации / С. Трапицына // Спб. - 2007. – С. 88-89
34 Управление мотивацией персонала : Учеб.-практ. пособие для специалистов служб упр. персоналом, бизнесменов, студентов, преподавателей вузов / И.В.Мишурова, П.В.Кутелев. - М. : МарТ, 2003. - 215 с.
35 Управление персоналом / Л.В.Вагина, А.И.Горбачев, Т.С.Иларионова и др.; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 2002. - 484 с.
36 Управление персоналом: технология формирования команды : Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям: "Экономика и упр. на предприятии" (060800), "Гос. и муницип. упр." (061000), "Менеджмент орг." (061100), "Упр. персоналом" (062100), "Соц. антропология" (350100), "Социология" (020300), "Психология" (020400) / В.В.Авдеев. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 543 с.
37 Управление человеческими ресурсами : Учеб. пособие для слушателей прграммы Master of Business Administration / Н.П.Беляцкий, П.Ройш; Белорус. гос. экон. ун-т. - Мн. : Изд. центр Белорус. гос. ун-та, 2003. – 278 с.
38 Чернышев, В.Н. Человек и персонал в управлении / В.Н. Чернышев, А.П. Двинин. – СПб. : Энергоатомиздат, С.-Петерб. отд-ние, 1997. –568 с.
39 Хеллевиг, Й. Вовлеченность персонала в России. Как построить корпоративную культуру, основанную на вовлеченности персонала, клиентоориентированности и инновациях / Й. Хеллевиг // [Электронный ресурс] / Электрон.дан. - 2012. – Заглавие с экрана. – Режим доступа :http://lib100.com/book/wealth/involvement_staff.
40 Фан Лемин Мотивация персонала в управленческой деятельности Китая и России / Фан Лемин. - М. : Спутник+, 2009. - 240 с.
41 Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 224 с.
42 Шаховская, Лариса Семеновна. Мотивация труда в предпринимательской деятельности: экономический и институциональный аспекты / Л. С. Шаховская, И. А. Морозова, О. Е. Акимова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. - Волгоград : ВолгГТУ, 2011. - 339, [1] с