ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические основы определения понятия «внешний долг», а также анализ и управление внешним долгом в Республике Беларусь на современном этапе, а также опыт постсоциалистических стран в управлении им.
Значимость темы исследования определяется современным этапом развития белорусской экономики. Проблема внешнего долга Беларуси является одной из самых актуальных проблем нашей страны. Национальная экономика страны требует значительного притока инвестиций, технологий, но она не может полностью обеспечить внешнее долговое финансирование. И кредиторы, и международные финансовые организации требуют погашения кредита. Этот жесткий аргумент требует компромисса.
В настоящее время внешний долг занимает особое место среди болезненных проблем современной бюджетной политики в Беларуси. Это один из макроэкономических параметров, предмет и инструмент национальной экономической политики. Как наличие долга, так и положительное и отрицательное влияние на финансовый, реальный и другие сектора в зависимости от направления государственных расходов, уровня экономического развития и стадии делового цикла. Положительное влияние долга отражается в предоставлении финансовых ресурсов государству и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражены эффектом сжатия и переноса бремени на будущие поколения.
Разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение дополнительных финансовых ресурсов, достижение желаемых параметров долга с точки зрения риска и затрат на обслуживание и других целей, особенно создание эффективного рынка внутреннего долга – это управление внешним долгом. Во всех странах на современном этапе размер внешнего долга постоянно увеличивается из-за хронического дефицита государственных бюджетов, роста военных расходов.
В свою очередь, устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных экономических традиций и ценностей. Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь как непременного условия ее возрождения привлекают все большее и более пристальное внимание политических деятелей, ученых и самого широкого населения. Такое внимание отнюдь не случайно.
Целью курсовой работы является изучение характера внешнего долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику Беларуси, изучение проблемы влияния внешнего долга на экономику Республики Беларусь.
1 КРЕДИТ КАК КАТЕГОРИЯ ФИНАНСОВОГО РИСКА
Термин «кредит» (kredo) первоначально происходит из латинского языка и дословно переводится – «верю». Кредит означает различные экономические процессы. На ранних этапах развития товарно-денежных отношений сделка в качестве купли-продажи с отсроченным платежом представлялась кредитом [2, с.403-411].
На современном этапе функционирования рыночной и смешанной экономики немыслимо рассматривать кредит без ссудного капитала или фонда и процента.
Ссудный капитал (фонд) представляет собой экономические отношения формирования денежных средств, которые предназначены для использования заемщиком на определенный срок и за плату в виде процента. Одной из форм проявления ссудного капитала служит кредит. Потенциальное содержание данной формы включает вторую часть определения ссудного капитала, которое выражает возможность проявления отношений по использованию заемщика денежных средств кредитора на определенный срок за плату в виде процента. Поэтому кредит, как экономическая категория, полностью зависит от исходных условий существования ссудного капитала.
В современных условиях основными источниками ссудного капитала служат денежные средства, высвобождаемые в процессе воспроизводства. К ним относятся:
- амортизационный фонд хозяйствующих субъектов, предназначенных для обновления, расширения и восстановления производственных фондов;
- часть оборотного фонда, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат;
- денежные средства, образующиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;
- прибыль, идущая на обновление и расширение производства;
- денежные доходы и сбережения всех слоев населения;
- денежные накопления государства в виде средств от владения собственностью, доходы от производственной, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а также положительное сальдо центрального и местных банков [2, с.403-411].
2 ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Экономическая безопасность означает комплекс мер, принимаемых в ходе деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, отдельных граждан, направленных на защиту жизненно важных жизненных интересов, а также способность распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их противодействия.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизни населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательное преследование интересов государства. Необходимость обеспечения экономической безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности значительно возрастает на этапе развития кризиса. Неизбежные экономические и социальные издержки этого этапа во многом подрывают факторы и критерии безопасности, в то же время создавая дополнительную нагрузку на все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужая его способность разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации [20, с. 248].
Непосредственную угрозу экономическим интересам создают экономические угрозы, которые нарушают нормальный ход общественного воспроизводства. В их самой общей форме они могут быть классифицированы на объединенные группы, такие как внутренние и внешние угрозы.
Остановимся более подробно на изучении внешних факторов.
Внешние факторы, угрожающие экономической безопасности, включают в себя:
- доминирование сырья в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и инженерной продукции;
- зависимость страны от импорта многих видов продуктов, в том числе стратегически важных, продуктов питания;
- увеличение внешнего долга;
- неадекватный экспортный и валютный контроль и отсутствие таможенного закрытия границ;
- неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры для поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;
- неразвитая транспортная инфраструктура, обслуживающая экспортно-импортные операции.
Внешний долг является одним из внешних факторов экономической безопасности страны. Внешний долг (Foreigndebt) – сумма государственных финансовых обязательств по внешним займам, кредитам и их обслуживанию. Внешний долг состоит из задолженности перед другими странами, иностранными банками и международными валютно-финансовыми институтами.
3 ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
На долю государств с формирующимся рынком и развивающиеся страны приходится 142 трлн. Внешний долг США, включая страны Азии – 968,7 млрд. долларов, Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) – 760,5 млрд. долларов, Западное полушарие – 754,2 млрд. долларов, Содружество Независимых Государств (СНГ) – 435,9 млрд. долларов, Ближний Восток – 318,7 млрд. долларов, Африканские государства – 254,8 млрд. долларов. Динамика изменения объема внешнего долга в разных регионах и группах стран с разными темпами движения предопределила изменения в географическом распределении бремени глобального долга. [17]
Следующий показатель, который позволяет наглядно увидеть место каждой страны в общем объеме мирового долга, – это доля отдельных стран в общем объеме внешнего долга мира. В настоящее время 22,5% всех иностранных заимствований в мире приходится на США, 8,3% – на Германию. Доля бывших советских республик невелика: Россия – 0,7%, Казахстан – 0,17%, Украина – 0,12%, остальные еще меньше – с 0,05 (Латвия) до 0,002% (Таджикистан). Параметры стран Восточной Европы также низкие: они колеблются от 0,34 (Польша) до 0,01% (Босния и Герцеговина) [17].
Темпы роста внешнего долга дают возможность отслеживать его динамику в течение определенного периода времени (по годам) и указывать, что почти во всех странах наблюдается увеличение общего объема внешнего долга. В последние годы самые высокие темпы роста внешнего долга наблюдались среди развитых стран, особенно среди стран Европейского союза (ЕС). Среднегодовые темпы роста внешнего долга Республики Беларусь с 1997 по 2018 год колеблются от 2 до 85% и практически соответствуют среднемировым показателям.
Показатель внешнего долга на душу населения дает больше представления о внешнеэкономической зависимости страны, чем ее абсолютное значение. По этому показателю лидируют развитые страны, причем в Люксембурге самые высокие значения этого параметра – 4 553 тыс. долларов США; Исландия – 321, Сингапур – 211 тыс. долларов.
4 ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Существует система классификации внешнего долга, разработанная международными организациями в зависимости от элементов, входящих в ее структуру. Согласно методологии МВФ (Международного валютного фонда), принято различать:
Валовой внешний долг – это совокупные долги государственных органов, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
Государственный долг – это сумма прямых задолженностей по кредитам центрального правительства. Эти кредиты обычно предназначены для покрытия дефицита государственного бюджета.
При таком подходе к государственному долгу государственные обязательства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, других предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Volvo, его фактическое банкротство и продажи новому владельцу из Китая не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую стабильность Швеции. Насколько уместен такой подход для Беларуси, остается предметом обсуждения. Из-за высокого участия государства в экономике, подавляющее большинство корпоративных долгов напрямую влияет на финансовую ситуацию в стране.
Историческое отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем позитивным. С другой стороны, помните, что иностранные инвестиции – мощный двигатель экономического роста, также входят в сумму долга.
С точки зрения критериев, принятых в международной практике, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных стандартов. Иностранные заимствования неуклонно растут, но они не выглядят чрезмерными ни в относительном, ни в среднем на душу населения. Это также относится к государственному и общему внешнему долгу.
Вероятно, главные угрозы экономике страны не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований не была направлена на производство или коммерческие проекты, а использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации существующих долгов.
В структуре общего внешнего долга республики более половины приходится на кредиты с 2009 года. Долги более ранних периодов были почти полностью погашены или конвертированы посредством новых займов. С октября 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядит следующим образом:
− кредиты центрального правительства - 33,9%;
− кредиты Национального банка Беларуси - 4,6%;
− долги банковской системы республики - 17,3%;
− задолженность других предприятий и организаций республики – 39,7%;
− прямые инвестиции в предприятия республики - 4,5%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В экономической теории существует два подхода, согласно которых внешняя задолженность может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономический рост.
В ходе исследования выявили, что увеличение внешней задолженности приводит к сокращению темпов роста реального ВВП на душу населения как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах. Внешняя задолженность негативно влияет на экономический рост в постсоциалистических странах, опыт которых необходимо учитывать и в случае Республики Беларусь. Внешняя задолженность в Республике Беларусь является невысокой, однако она очень неустойчива, в первую очередь, в виду ее краткосрочной природы. Это приводит к тому, что расходы по обслуживанию внешней задолженности Республики Беларусь сопоставимы по объему (в% от ВВП) с расходами стран Балтии, совокупная внешняя задолженность которых в среднем превышает 100% от ВВП. Тот факт, что товарные кредиты составляют большую часть внешней задолженности, так же может сыграть негативную роль в условиях кризиса, так как грозит банкротством из-за снижения объемов продажи снизится выручка, что приведет к росту просроченной задолженности перед кредиторами.
Для того, чтобы финансовая политика Республики Беларусь в области управления внешним долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей стратегии государственных внешних и внутренних заимствований, эффективное использование привлекаемых ресурсов, своевременное исполнение обязательств. Следовало бы также использовать опыт зарубежных стран в осуществлении специальных приватизационных программ (таких, как Испания, Пакистан и др.), целью которых является пополнение финансовых ресурсов государства, используемых на погашение или обслуживание долга.
Изучение применяемых инструментариев управления государственным долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых инструментов может значительно увеличить возможность привлечения дополнительных средств для нужд Республики Беларусь, а также пролонгировать долг и снизить издержки, связанные с его обслуживанием.
Внешняя задолженность в 2016 году увеличилась по сравнению с 2012 годом на 10,6%, однако с 2015 года он постепенно начал снижаться. Однако несмотря на это обслуживание внешнего долга остается высоким и является значительным бременем для экономики Республики Беларусь. В этой связи следует отметить, что на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной задолженностью, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства – задача исключительной важности.
Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. С целью минимизации негативных последствий, недопущения роста внешней задолженности применяются различные мероприятия по управлению государственным долгом. Наиболее эффективными являются рефинансирование, унификация, консолидация и др.
1. Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопр. Экономики. – 1994. – № 12. – С. 4-16.
2. Айнабек, К. С. Теория общественного хозяйствования: учебник / К. С. Айнабек. – Караганда: КЭУК, 2014. – 608 с.
3. Атаманчук, Г. В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. Учебное пособие / Г. В. Атаманчук. – М. : Энциклопедия управленческих знаний, 2000. – 302 с.
4. Архипов, А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, М. Михайлов // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – С. 4-13.
5. Гутман, Г. В., Лапыгин, Ю. Н., Прилепский, А. И. Экономическая безопасность региона / Г. В. Гутман, Ю. Н. Лапыгин, А. И. Прилепский. – М. : Наука, 1996. – 121 с.
6. Жук, И. Индикативная система внешнедолговой устойчивости в Республике Беларусь / И. Жук // Банкаўскі веснік. – 2010. – № 28. – С. 26-32.
7. Казанская, А. Ю. Финансы и кредит : учеб.-метод. пособие/ А. Ю. Казанская. – Таганрог : ЮФУ, 2007. – 156 с.
8. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №276, 1/12080 (опубликован – 18 ноября 2010 г.).
9. Кривонос, Ю. Е. Экономическая теория : конспект лекций / Ю. Е. Кривонос – Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2009. – 194 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 2-ое издание, перераб. – Мн. : БГЭУ, 2000. – 214 с.
11. Моисеенко, Е. Г. Региональная экономическая безопасность: теория, методология, моделирование: Монография / Е. Г. Моисеенко. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 331 с.
12. Мясникович, М. В., Полоник, С. С., Пузиков, В. В. Управление системой обеспечения экономической безопасности / М. В. Мясникович, С. С. Полоник, В. В. Пузиков. – Минск: ИООО «Право и экономики». – 2006. – 380 с.
13. Мясникович, В. М. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / В. М. Мясникович, П. Г. Никитенко, В. В. Пузиков и др. – Мн. : ИООО «Право и Экономика». – 2003. – 562 с.
14. Национальная экономики Беларуси: потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович и др.; под общей редакцией В. Н. Шимова. – Мн. : БГЭУ, 2005. – 844 с.
15. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nbrb.by
16. Платежный баланс, внешний долг в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myfin.by/wiki/term/vneshnij-dolg-v-belarusi
17. Платежный баланс, долг Республик Беларусь // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nbrb.by
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 21 мая 2014 г. № 488/6 О Стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2035 года.
19. Пузиков, В. В., Громович, А. И. Экономическая безопасность и экономическая преступность / В. В. Пузиков, А. И. Громович. – Мн. : Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001. – 364 с.
20. Список стран по внешнему долгу // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/cite_note-nbrb-8
21. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
22. Экономическая теория: учебник / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.