ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
1.1 Характеристика и содержание расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам
1.2 Нормативно-правовое регулирование учёта и контроля расчётов по налогам и сборам
1.3 Проблемы учёта расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам в современных условиях хозяйствования
2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
2.1 Задачи, объекты и источники контроля. Организационные документы для проверки
2.2 Оценка надежности системы бухгалтерского учёта и внутрихозяйственного контроля в организации
3 КОНТРОЛЬ УЧЁТА РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Проверка правильности начисления и уплаты налогов сельскохозяйственной организации
3.2 Проверка правильности исчисления и уплаты налогов предприятия как налоговым агентом
3.3 Проверка правильности начисления платежей в Фонд социальной защиты населения и своевременности их уплаты
3.4 Проверка отражения в учёте, составления и представления отчётности по налогам и сборам
3.5 Основные направления совершенствования учёта и контроля расчётов по налогам и сборам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что у любого предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности возникают расчетные обязательства по налогам с бюджетом и внебюджетными фондами. Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему и страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее, сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности нации за счёт проведения своевременной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.
Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам осуществляется в рамках взаимоотношений между организацией сельского хозяйства и налоговой системой государства. Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Республики Беларусь, основным элементом которого является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Налоговый Кодекс Республики Беларусь).
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.
Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни белоруских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежание штрафов, пеней и иных санкций, а затем – на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
1.1 Характеристика и содержание расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.
Налог – это обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
Налог как юридическая категория – это установленный правовыми нормами и обеспечиваемый принудительной силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс отчуждения во внесудебном порядке части собственности юридических или физических лиц, выраженной в виде дохода, полученного от осуществления предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в виде стоимости иного имущества и направляемой на выполнение возложенных на государство функций.
Левкович О. А. [14, с. 648] отмечает, что данное комплексное определение наиболее глубоко отражает сущность налога, характеризует его как процесс, имеющий сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, раскрывает налог с позиции права.
Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь [17] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд.
Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
2.1 Задачи, объекты и источники контроля. Организационные документы для проверки
В силу своего экономического характера установление налога носит односторонний характер. Поскольку налогообложение предназначено для покрытия социально-полезных потребностей, которые в значительной степени отделены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налоги взимаются безвозмездно. Уплата налогоплательщиком налога не означает, что государство обязано действовать в пользу конкретного налогоплательщика.
Как и в случае с другими организациями, аудит расчетов по налогам и сборам в ОАО «Красный партизан» направлен на подтверждение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и трансфертов в бюджет. Аудит проводился по следующим направлениям:
-проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления взносов в государственный целевой бюджет;
-проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;
-проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплаченных в бюджеты области и города Минска;
-аудит местных налогов и сборов;
-проведение аудита расчетов с Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.
Для организации контроля за исчислением налогов и сборов ОАО «Красный партизан», необходимо разработать общую стратегию и разработать детальный план, связанный с ожидаемым характером, сроками и объемом аудиторских процедур.
Чтобы произвести организацию контроля расчетов по налогам и сборам в ОАО «Красный партизан» нужно разработать общую стратегию и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.
Для более тщательной подготовки аудита в ОАО «Красный партизан», нужно правильно создать процесс планирования, по которому будет проходить аудит:
Сначала создается предварительное планирование (на этапе подготовки к аудиту), где подробно описывается план действий. Затем разрабатываем общую стратегию аудита. Следующим этапом идет составления плана аудита, и внесение изменений в план в ходе проверки. Осуществление руководства и контроля производиться в дальнейшим, а также документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.
КОНТРОЛЬ УЧЁТА РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Проверка правильности начисления и уплаты налогов сельскохозяйственной организации
ОАО «Красный партизан», в соответствии с планом счетов, осуществляет выплаты по налогам:
-налоги и сборы, относимые на производство продукции, товаров, работ, услуг;
-налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции;
-налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции;
-налоги и сборы, исчисляемые из прибыли;
-налоги и сборы по подоходному налогу;
-прочие платежи в бюджет.
В плане счетов учёт налогов и сборов осуществляется по счёту 68 «Расчёты с бюджетом по налогам и сборам» (приложение Ж).
Кроме того, ОАО «Красный партизан осуществляет выплату единого налога производителя сельскохозяйственной продукции, а также налоги за пользование экологическими ресурсами, налог на доход в виде дивидендов.
Согласно справке о платежах в бюджет в ОАО «Красный партизан» за 2018 г. были произведены следующие выплату (приложение Г):
-налог на доходы на сумму на сумму 9 тыс. р.;
-налог на добавленную стоимость на сумму 590 тыс. р.;
-единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции на сумму 58 тыс. р.;
-налог за пользование земельными ресурсами на сумму 1 тыс. р.;
-подоходный налог с физических лиц на сумму 161 тыс. р.
В учётной политике отражены следующие аспекты по уплате налога:
1 налоговые вычеты НДС в ОАО «Красный партизан» производятся в книге покупок на основании п. 6. ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь;
2 налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам принимаются к вычету равными долями в каждом отчётном периоде по 1/12 на основании ч. 3 п. 7. Ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь;
3 при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в ОАО «Красный партизан, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов производится методом раздельного учета как в отношении всех, так и в отношении отдельных видов деятельности или групп налоговых вычетов, относящихся к какому-либо виду деятельности на основании п. 24 ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Аудит расчётов по налогам и сборам» была выполнена на материалах исследования учёных-экономистов теме исследования и практических материалах, представленных ОАО «Красный партизан». Для соблюдения установленного порядка учета налогов и сборов специалистам экономических и бухгалтерских служб организаций необходимо внимательно изучать и всесторонне анализировать большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос.
Положение о внутрихозяйственном контроле ОАО «Красный партизан» не предоставило. Ответственность за состояние внутрихозяйственного контроля возлагается на главного бухгалтера, который является и организатором.
Бухгалтерия в ОАО «Красный партизан» является централизованной, подчиняется главному бухгалтеру, который распределяет обязанности между сотрудниками бухгалтерии. В своей работе бухгалтерский учет руководствуется основными внутренними распорядительными документами, а бухгалтерский учет ведется по бланку-доверенности.
Формальная проверка учётной политики, плана счетов, годового отчёта не установила недочётов или нарушений в порядке исчисления налогов в ОАО «Красный партизан».
Проверка правильности начисления платежей в Фонд социальной защиты населения и своевременности их уплаты позволила установить, что расчет заработка, принимаемого для расчета пособия по временной нетрудоспособности, произведен правильно. Отклонения в расчетах не выявлены.
Проведение проверки по расчётам по налогам и сборам, установила следующий недостаток: при формальной проверке было установлено наличие помарок и незаверенных исправлений. Следовательно, ОАО «Красный партизан», необходимо не только корректно исправлять документы, но и заверять все исправления в них.
По результатам проверки расчётов по налогам и сборам в ОАО «Красный партизан» можно предложить основные направления совершенствования учета расчётов. Руководство любой организации стремится повысить качество бухгалтерского учета. Это касается и необходимости рационально вести учет расчётов в организации. Для оформления всех происходящих фактов хозяйственной жизни, которые отражаются в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам, в организациях применяют единые унифицированные формы документов первичного учета налогов и сборов.
1 Астахов, В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет в 2 частях. Ч. 2: Учебник для академического бакалавриата / В. П. Астахов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 386 c.
2 Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А. Н. Трофимова, Н. Н. Затолгутская, Н. В. Пузенко; под ред. П. Г. Пономаренко. – Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.
3 Богатая, И.Н. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / И. Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. – М.: КНОРУС, 2016. – 580 с.
4 Бухгалтерский учет: учеб. пособие / П. Я. Папковская и др. – Минск: РИПО, 2016. – 379 с.
5 Вахрушева, О. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / О.Б. Вахрушева. – М.: Дашков и К, 2012. – 252 c.
6 Володько, О. В., Грабар Р. Н., Зглюй Т. В. Экономика организации: учеб. пособие. – 3-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 397 с.
7 Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебник и практикум для СПО / И.М. Дмитриева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 323 c.
8 Зарова, Е.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебно-метод. пособие / Е.В. Зарова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 224 c.
9 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (с изм. от 22.12.2018 № 74) [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/
10 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: утв. пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь от 30.11.2007, №180 (в ред. от 22.04.2010 г. №50) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
11 Кеворкова, Ж. А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: Учебник / Ю.А. Бабаев, М.В. Друцкая, Ж. А. Кеворкова, Е. Е. Листопад; Под ред. Ю. А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 395 c.
12 Кравченко, М.А. Методика учета денежных средств на расчетном, валютном и других счетах в банках. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2012. – № 8. – с. 3-4.
13 Лаврушин, О. И. Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева. – М.: КноРус, 2013. –192 c.
14 Левкович, О. А., Тарасевич И. Н. Бухгалтерский учет: учебное пособие / О. А. Левкович, И. Н. Тарасевич. – 8-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 648 с.
15 Левкович, О. А. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие: / О.А. Левкович – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 728 с.
16 Лемеш, В. Н. Контроль и аудит: пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2017. – 316 с.
17 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), 29.12.2009 г. № 71-З // Бизнес Инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы» Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 57-З // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871 &p2=2/2055
19 Полковский, Л. М. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для бакалавров / Л.М. Полковский. – М.: Дашков и К, 2016. – 256 c.
20 Стражев, В. И. Теория бухгалтерского учета: учебник / В.И. Стражев – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 142 с.
21 Сушкевич, А. Н. Бухгалтерский учет / А. Н. Сушкевич, В. Н. Сушкевич, О. М. Щурок. – Минск: УП «Профессиональный бухгалтер», 2012. – 296 с.
22 Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа: учеб. пособие для вузов / И.Н. Бурцева [и др.]; под ред. О.А. Левковича. – Минск: Амалфея, 2016. – 264 с.
23 Поленова, С.Н. Теория бухгалтерского учета: учеб для вузов / С.Н. Поленова. – М.: Дашков и К, 2016. – 464 с.
24 Чернюк, А. А. Бухгалтерская отчетность за 2016 год / А. Чернюк; [раздел подготовила С. Терехович] // Финансы, учет, аудит. –2017. – № 1. – С. 64-66.
25 Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие для вузов / А.С. Чечёткин, С.А. Чечёткин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 552 с.